Английский поэт и художник Уильям Блейк, работавший в стиле мистицизма (символизма), сказал: «Посредством глаза, но не глазом, смотреть на мир умеет разум».
Мне кажется, что эта фраза очень подходит для понимания импарта и для представления картины «Бельведер».
Бросив взгляд на эту гравюру, зритель может увидеть красивую двухэтажную беседку и находящихся в ней людей, одетых в старинные костюмы. Одного взгляда достаточно для узнавания объекта – колонны, лестница, красивый пейзаж. Картина позволяет получить эстетическое удовольствие и создаёт ощущение печальной задумчивости. В принципе на этом можно закончить любование «Бельведером» и перейти к следующей картине.
Но, если Вы немного задержитесь у гравюры, и внимательно посмотрите на неё, то к процессу созерцания подключится разум и приведёт вас смятение. Эшер построил очевидный, но невероятный дом, закрутил колонны невозможным образом, поселил в доме мужчину и женщину, которые стоят на разных этажах и смотрят вдаль. Они находятся между одними и теми же колоннами, но смотрят в разные стороны. Если вдруг люди захотят встретиться или поменяться этажами, то не смогут это сделать. По приставной лестнице, соединяющей этажи, невозможно попасть с первого на второй, потому что она начинается внутри бельведера, а опирается на него снаружи. Такой лестницы просто не может быть в природе. Как вы думаете, есть ли выход у героев этой картины, или они обречены на параллельное существование?