Расафа. Единственное место в Сирии, где я пробыл непростительно мало, и в подземельях не побывал, и всю территорию не обошёл...
Поставлю текст из чужого ЖЖ. Впечатления не совсем совпадают с моими, но написано красиво.
http://khmelev.livejournal.com/15700.html
Бьющее в лоб, белесое от пыли и марева, жестокое солнце. Безлюдный, безвидный и плоский ландшафт. Дорога, обнимающая с двух сторон бесконечные,- на самом деле город размером с Петропавловскую крепость или старый Иерусалим, ну может чуть меньше, - выщербленные, поеденные временем и пустыней, стены...
Солнце ли изменило положение, мы ли сместились, но вдруг все изменилось – ржаво-серые стены изменили цвет и стали приобретать какой-то вообще несвойственный архитектуре блеск и сияние. Ощущение фантастической иллюстрации к русской волшебной сказке, но помещенной в чудовищную брутальную среду, пересыпанную песком и камнями. Это первое отличие Расафы от прежде встреченных в Сирии построек – материал для строительства не брался под ногами, - его попросту не было, - а подвозился откуда-то издалека. Некоторые говорят, что каменоломни мраморовидного известняка находятся на расстоянии 12 километров, другие источники указывают, что и там нет такого камня. Мне более всего этот камень напомнил горный хрусталь или что-то вроде грязных плохих алмазов, но в любом случае в самом выборе этого удивительного минерала для гигантского строительства уже чувствовались сумасшедшие амбиции.
Общее ощущение от Расафы не идет ни в какое сравнение с Пальмирой. Последняя на порядок живописнее, прелестнее, понятнее и раскованнее. Расафа напоминает задник начальных сцен фильма «Изгоняющий дьявола» - раскопки в Северном Ираке, где Макс фон Зюдов выкапывает демона, - или апокалиптическую иллюстрацию к книге Хантингтона о конфликте цивилизаций. Трудно представить себе менее умиротворенный и более насыщенный полярными энергиями пейзаж, что полностью соответствует и историческому воззрению на это место. Становится понятно, что история никогда не творилась и не творится в столицах ( не только там), но по преимуществу в таких остриях, направленных или во враждебные пространства или навстречу надвигающейся опасности...
Ассоциации, возникающие в сознании при виде Расафы, как снаружи, так и изнутри стен, поначалу какого-то несерьезного свойства. Более всего город напоминает заброшенную детскую песочницу, наполовину занесенную песком. Стены довольно низкие, но лишь потом понимаешь, что подлинная их высота установима лишь путем длительных раскопок. Уровень грунта в самом городе еще выше, чем снаружи, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Огромное пространство, усеянное множеством обломков, фрагментов керамики, каких-то деталей неведомых сооружений, еще совершенно нераскопано и вздымается пологими песчаными волнами, в которых периодически встречаешь достаточно большие (можно провалиться) отверстия чудовищной глубины. Камень падает вниз несколько секунд. Вообще это одно из самых неумиротворенных мест на земле. Такое ощущение, что где-то внутри продолжается то ли жизнь, то ли подобие жизни.
Из этой неспокойной плоскости встают лишь стены гигантской базилики, где в крипте сохранялись мощи Сергия и Вакха. Она также выстроена из непонятного, мерцающего на солнце кристаллического материала, причем из него вырезаны и коринфские капители, и карнизы, и порталы.
Само здание представляет собой какое-то символическое отображение истории Расафы- Сергиополиса - одного из самых умышленных и претенциозных проектов в византийской истории. Проекта, связанного с устремлением на Восток, с попыткой внешней миссии, с почти удавшимся обращением в христианство Хосрова II-го, возвратившего в Расафу похищенные его предшественниками реликвии, но так и не принявшего новую веру. Первоначальный храм с фантастически красивыми арочными пролетами по периметру окружен всевозможными подпорками, гигантскими контрфорсами чрезвычайной уродливости. Арки также заложены камнем, с боков пристроены более поздние сооружения, какие-то коридоры, проходы. Очевидно, первоначальная церковь, выстроенная Юстинианом, довольно скоро превратилась в бесформенную махину.
Еще большее ощущение места несбывшихся надежд возникает чуть дальше,- на самом деле почти в километре от базилики, - когда доходишь до нескольких симметричных продолговатых возвышенностей, являющихся на самом деле крышами гигантских цистерн, уходящих глубоко в землю. На их дно можно спуститься, вывалявшись предварительно в земле, спускаясь, согнувшись в три погибели, по узким мрачным лестницам. Внутри возникает впечатление, что стоишь в машинном зале гидроэлектростанции, во всяком случае возникающие аналогии целиком лежат в плоскости промышленной архитектуры ХХ века. В Расафе нет воды и грунтовые воды находятся очень глубоко, что всегда порождало вопросы, как мог существовать такой город в самом сердце пустыни. Сейчас практически выяснено, что вода поступала туда из Евфрата, расположенного на расстоянии 30 километров. При строительстве электростанции в 60-е годы во время земляных работ было обнаружено два туннеля, каждый диаметром около 2 метров, уходивших в стороны Расафы... Любопытно, сколько сил и средств понадобилось бы сейчас, чтобы прорыть под землей подобные водные пути? ...
Расафа иногда чем-то напоминает существующие в воображении средневековые города Европы и это совсем неслучайно. Фактически это место и было границей или одним из форпостов на границе Единой Европы того времени, а святые Сергий и Вакх имели какое-то особое паневропейское значение, окончательный смысл которого нам теперь уловить довольно трудно.