Крипта вообще – хранилище перегнивших человеческих останков. Находится практически под каждой венской церковью. Выглядит жутко и жутко важна для венского мирочувствия." (с) Афиша Вена"
Схема склепа
Ссылки
http://en.wikipedia.org/wiki/Imperial_Crypt
http://www.kaisergruft.at/kaisergruft/gruft1.htm
Усыпальница испанских Габсбургов в Эскориале
На небольшой венской площади Нойер-Маркт (Neuer Markt) рядом с Kертнерштрассе стоит Капуцинеркирхе (Kapuzinerkirche), в крипте которой хранятся тела Габсбургов.
Императорская крипта (Kaisergruft) 512 68 53 12; пн-вс 9.30-16.00. Вход - ?5,00
Для покупки билета со скидкой нужно показать студенческий билет или то, что вы сможете выдать за студенческий билет:) В нашем случае (январь 2004) сошли и аспирантские удостоверения, важно только, чтобы ваш возраст не превышал 27 лет. Причем именно в местной кассе вообще поверили на слово.
Почему не в Хоффбурге или в каком-либо дворце расположена императорская усыпальница", - спросите вы. Чтобы не тешить гордыню - и никак иначе. Царственного покойника буквально разбирали по кусочкам - лицо разбивали всмятку (чтобы он не предстал на том свете слишком важным и пригожим), вынимали сердца и внутренности. Сердца по сей день хранятся в церкви Августинеркирхе (Augustinerkirche), а бронзовые сосуды с внутренностями - в катакомбах собора Святого Стефана (там же, где хоронили Габсбургов до середины XVII века). "Афиша" утверждает, что именно таков был "жуткий испанский обычай", однако, когда я читала разные источники об Эскориале (где похоронены представители испанской ветви Габсбургов), нигде не нашла, что испанских королей потрошили и разбивали им лица.
При внесении гроба в церковь герольд из процессии стучал в ворота; настоятель, монах-капуцин, спрашивал по-латыни: «Кто просит о входе в эту усыпальницу?»; ему отвечали (к примеру): «О входе в эту усыпальницу просит раб Божий Франц; в земной жизни он был австрийским императором». Капуцин отвечал: «Такого мы не знаем!». Второй раз повторялось то же. На третий раз ответ герольда был: «Раб божий Франц, бедный грешник!». И двери открывались.
Первыми похороненными в склепе были основательница Капуцинеркирхе императрица Анна и её муж император Матвей.
Они умерли соответственно в 1618 и 1619 году, а после завершения строительства и освящения церкви в 1633 году их саркофаги были перенесены в «Склеп основателей». Всего в крипте покоится 137 человек. Кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена также одна дама, к династии не принадлежавшая — графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии, которая пожелала покоиться с ней рядом; на её надгробии императрица приказала написать: «На вечную память благосклонного благодарного сердца о благородном воспитании добродетели».
Спустившись по лестнице в крипту, с правой стороны вы обнаруживаете впечатляющий склад закрытых бронзовых гробов, напоминающий то ли магазин, то ли дортуар.
Самые пышные "супницы" в стиле рококо - ближайшие ко входу парные надгробия Карла VI (со львами и черепами) и его жены (с орлами и плакальщицами).
То, ради чего вы пришли, слева от входа: огромный двуспальный (причем не какой-нибудь там king size, а императорский, 3х6 м) гроб Марии Терезии и ее мужа Франца Стефана. Благочестивая императрица и при жизни заставляла мужа всегда спать с ней в одной постели, чему он был не очень рад, предпочитая внебрачные приключения. По этой причине или нет, но супруги изображены вскочившими на кровати и с негодованием глядящими друг на друга, причем Мария Терезия уже схватилась левой рукой за меч.
"Пол залы разверзся, образовался страшный провал. Заскрипели канаты подъемной машины, из глубин подземелья медленно поднималось кресло с сидящей в нем владычицей великой Римской империи. Мария-Терезия появилась в зале, распространяя дух своих предков, которые разлагались естественным путем, ничем не закрытые (всем в мире была известна любовь Габсбургов к родимым трупам, которые они вывозили с собой даже на дачу, словно мебель или посуду).
...Канун войны совпал со зловещим шествием оспы по Европе, и эта зараза не щадила ни хижин, ни дворцов королей. Совсем недавно умерла от оспы невестка Марии-Терезии, а сейчас "маменька" спешно устраивала счастье своих дочерей... Руки старшей дочери Иоганны просил Фердинанд IV, король Сицилии и Неаполя, но перед свадьбой мать заставила Иоганну молиться над прахом усопших предков. Надышавшись миазмами мертвечины, невеста скончалась от оспы, а Мария-Терезия, горестно рыдая, утешила жениха:
- Такова воля божия! Но уже подросла Юзефа... Однако ты не думай, - сказала она Юзефе, - что покинешь Вену ради Неаполя, прежде не покаявшись на гробах достославных предков.
Бедная девушка упала в ноги матери:
- Пощадите меня, я не в силах исполнить ваших желаний! Там лежат эти страшные мерзкие трупы... избавьте, умоляю вас!
- Нет, до свадьбы ты должна покаяться.
- Безгрешна я, в чем же каяться?
- Тащите ее, - распорядилась императрица.
Невесту силой завлекли в подземелье церкви Святых капуцинов, где мать заставила ее лобызать оскаленные черепа пращуров; тут же лежала и недавно умершая от оспы невеста, которую болезнь изуродовала до такой степени, что ее тело не поддалось даже самому интенсивному бальзамированию.
Едва выбравшись из склепа, Юзефа вскоре ощутила боль в крестце, врачи определили - оспа! Вместо беззаботной жизни под солнцем Неаполя девушка погрузилась в мерзкую усыпальницу своих достославных предков...
Бравый король Сицилии выразил недовольство:
- Видит Бог, как я терпелив, но снова объявлен траур в славном доме Габсбургов. Вы звали меня в Вену ради веселья, а я уже второй раз тащусь за погребальными колесницами.
- Потерпи, король. У меня есть еще Каролина...
- Каролина счастлива быть твоей женой, - сказала королю Мария-Терезия. - Но прежде я заставлю ее покаяться на гробах своих предков, как положено в древнем доме благочестивых Габсбургов.
Тут воспротивилась сама Каролина.
- Нет, - заявила она. - Лучше я выброшусь в окно, но не полезу в эту вонючую яму, чтобы потом сгнить в ней заживо.
Ее страстно поддержала юная сестра Мария-Антуанетта (будущая королева Франции, которой суждено погибнуть под ножом гильотины). Императрица обругала дочерей безбожными еретичками, сказав при этом, что в старые добрые времена таких "лечили" на кострах.
- Ладно! Я сама замолю ваши грехи...
Она забралась в склеп и сидела там на родимых трупах, плача о заблудших душах юного поколения. "Маменьку" сам черт не брал - она выбралась оттуда жива и невредима".
В. Пикуль "Фаворит"
Вокруг усыпальницы Марии-Терезии и ее супруга – многочисленные потомки императорской четы (всего у них было 16 детей).
У подножия этого монстра находится совершенно другой гроб - простой медный ящик для тела их сына, императора Иосифа II, который в своей жизни и царствовании руководствовался идеалами Просвещения, рационализма и почти протестантской скромности. Неудивительно, что именно ему принадлежала революционная идея экономичного многоразового гроба, который после захоронения вытаскивали из могилы наружу, - впрочем, венские жители новинку отвергли.
Дальше в Императорской крипте не слишком интересно, пока не приходит смертный черед императора Франца Иосифа, почившего в 1916 году в возрасте 86 лет и тем самым избавившего себя от необходимости отрекаться от престола в 1918-м (что пришлось сделать его племяннику Карлу).
Рядом с Францем Иосифом - персонажи венских мифов (о чем свидетельствует обилие живых цветов): его жена-бунтарка Сисси,
которой пришлось-таки лечь рядом с ненавистным ей супругом, после того как в 1898 году ее убил (проткнув отверткой) итальянский анархист, и их сын Рудольф, 29 января 1889 года покончивший с собой в замке Майерлинг под Веной при загадочных обстоятельствах.
кронпринц Рудольф
Родной брат Франца Иосифа, Максимилиан, ставший императором Мексики и в 1867 году убитый там во время восстания, покоится в предыдущем зале.
Предпоследний габсбургский гроб (на дату написания текста - прим. мое) - императрицы Зиты, супруги Карла, который после своего отречения в 1922 году скончался на острове Мадейра, где и похоронен. Зита пережила супруга на 67 лет и в 1989 году была погребена со всеми имперскими почестями.
Кстати, интересная деталь - в январе 2004 г., когда мы были в склепе, гроб с телом императрицы Зиты стоял буквально на выходе из крипты, у лестницы, а сейчас его передвинули в комнату, где лежали габсбургские дети, стоял гроб с телом жены Наполеона и висела табличка о том, где похоронен Франц Фердинанд (в январе 2004 г. к табличке можно было подойти вплотную, у нее была голая стена).
Последнее погребение в склепе Капуцинов произошло 12 января 2008 года, когда в нём был похоронен умерший в 1922 году в изгнании на Мадейре последний император из дома Габсбургов Карл I.
В этом же зале должен был быть захоронен эрцгерцог Франц Фердинанд, погибший с супругой в Сараево в 1914 году (их смерть послужила формальным поводом для начала Первой мировой войны). Однако семейство Габсбургов не позволило хоронить в фамильной усыпальнице «всего лишь» графиню (по причине недовольства семьи таким мезальянсом эрцгерцог проводил большую часть времени в своем богемском имении Конопиште).
Эрцгерцог похоронен вместе с супругой в замке Артштеттен, где заранее обустроил усыпальницу. Артштеттен продолжает оставаться основной резиденцией семейства Гогенбергов (потомков Франца Фердинанда от морганатического брака).
О положении графини при австрийском дворе Валентин Пикуль с сочувствием рассказывает в романе «Честь имею».
В этом же зале особняком стоит усыпальница второй жены Наполеона – Марии-Луизы Австрийской.
В тексте использованы фрагменты из путеводителя "Афиши" по Вене.