«Что я знаю о басках?» Этот вопрос я задала себе несколько месяцев назад в преддверии моей поездки в Испанию. И ужаснулась. Первое, что почему-то мне пришло на ум при слове «баски» - ETA и теракты. Потом правда вспомнились еще несколько имен - Элькано, Боливар, Ибаррури, Лойола, Пако Рабан. Да, кажется, Васко да Гама тоже имел баскские корни. Вот пожалуй и все. Это неприлично, преступно мало. Так нельзя.
Стоило только начать поиски информации, меня буквально затянуло с головой в мир Эускади. Ибо нет ничего более привлекательного, чем то, что до конца недоступно нашему знанию и пониманию.
Кто же такие баски? Откуда они взялись, откуда пришли? А пришли ли? Может быть они всегда были? По крайней мере ученые, археологи, филологи теряются в догадках о времени, когда племя васконов пришло и поселилось на севере Испании и Франции. Существует множество теорий: баски – прямые потомки кроманьонцев, населявших Европу около 35 тысяч лет назад, баски – «беженцы» с легендарной Атлантиды. Но все сходятся на одном – баски самый древний этнос Европы. Во многом это утверждение основывается на изучении баскского языка – эускара, родственного которому на земле больше нет.
Кто хоть раз слышал эускара не забудет и не спутает его ни с чем и никогда. Странное, непривычное для слуха сочетание, кажется, сплошных согласны с шипящими, сначала оставляет в недоумении – как это можно произнести? Потом, когда вспоминаешь, что этому языку даже не тысячи, а возможно десятки тысяч лет, возникает ощущение, что слышишь само прошлое, доносящееся через толщу времен.
Эускара – язык вне языковых групп, единственный дошедший до наших дней реликтовый доиндоевропейский язык. И хотя в очереди на родство с эускара стоит множество языков – кавказские, фино-угорский, этрусский и т.д., «законных» братьев, потомков и уж тем более живых предков у него нет. Это удивительно и странно для Европейского континента, где народы испокон веков жили бок о бок, контактировали, смешивались. И это означает, что баски вели достаточно замкнутое и немобильное существование. И при своей «малоподвижности» они еще и не допускали к себе чужаков, ограждая свою территорию, свою культуру, свой язык от внешнего вторжения на протяжении тысячелетий.
Эускаль Эрриа или Эускади в древности находилась не только на Пиренейском полуострове, но и на севере Франции, и даже в Бельгии. Множество свидетельств древней жизни осталось в пещерах Сантимаминье, Альтамира и др., в местах обитания басков и вероятно, принадлежавших их предкам. Вытесненные другими племенами, баски нашли пристанище в основном между Бискайским заливом и Кантабрийскими горами. Веками они защищали свои земли от вторжения извне. И устояли перед всеми – кельтами, греками, могучими римлянами, вестготами, арабами, норманнами, войсками Наполеона. В период захвата Пиренейского полуострова маврами лишь земли басков, астур и кантабров сумели устоять и стать в последствие оплотом реконкисты.
Еще в древние времена священным местом для басков являлся город Герника, где под сенью могучего дуба вожди, а позже и правители баскских государств собирались и решали важные для них вопросы. Здесь же, под дубом Герники испанские монархи после своего вошествия на престол подтверждали привилегии и права басков, основным из которых было право на независимость и свободу, закрепленные в кодексе фуерос.
В эпоху географических открытий сильная Эускади стала играть огромную экономическую роль, развивая промышленность, судостроение, сотрудничая с Англией, Францией и другими странами. Колумб и Васко да Гама предпочитали видеть капитанами своих каравелл именно басков, так как они, по некоторым данным, имели большой опыт в плаваниях по Атлантике.
В середине 19 века, когда началась насильственная испанизация Эускади и некоторых других испанских регионов. Баски вынуждены были сопротивляться, вступив в движение карлистов. Потерпев поражение в двух войнах, Эускади потеряла свою свободу и свой кодекс.
Однако ни потеря независимости, ни упразднение фуэрос не нанесли такого урона баскской нации, как режим Франко. На протяжении долгого времени поддерживавшие республиканцев, баски сильно поплатились за это после прихода к власти Франко. Он объявил жителей регионов Бискайя и Гипускоа предателями родины, людьми «вне закона», подверг жестоким репрессиям. Но вершиной жестокости стали не пытки и даже не ковровые бомбардировки фашистов, осуществленные по личному приказу Франко, вершиной жестокости стала попытка истребить эускара. Населению Эускади включая маленьких детей, запрещалось любое воспроизведение баскского языка, даже устное. Нарушители строго карались.
Неудивительно, что в таких условиях в 1959 году зародилась организация Euzkadi ta azkatasuna, что переводится как "Родина и свобода", целью которой стало образование независимого баскского государства на территории Испании и Франции.
После смерти Франко Эускади получили статус автономной области и смогли вернуть себе свободу национального самоопределения и право широко использовать эускара. Надо сказать, Академия по изучению и систематизации баскского языка продолжала работать все годы репрессий и благодаря ей в 1973 году был принят новый стандарт эускара. Сегодня на территории Страны басков примерно около 50% населения говорят или по крайней мере понимают эускара. На эускара печатаются книги и газеты, выходят в эфир телевизионные передачи, пишутся названия городов, улиц, вывески и указатели.
Генетически и внешне баски мало чем отличаются от живущих по соседству испанцев и французов, однако исследования показывают некоторые особенности - у басков самый большой в Европе процент людей с первой группой крови, а также самый большой процент (более 50) с отрицательным резус-фактором.
Характерная черта народа Эускади – исключительная гордость своим происхождением. Испокон веков, совершая поступки и подвиги, они подписывались просто «euskaldunak», что означает «человек, говорящий по-баскски» или просто «баск». Это слово умещало все, профессия и имя вторичны и не столь значимы. Может быть потому за тысячи лет истории так мало баскских имен осталось на ее страницах.
Сегодня Страна Басков находится на территории двух государств – Франции (провинции Басс-Наварра, Лабур и Суль) и Испании (провинции Алава, Бискайа, Гипускоа, Наварра). Население Эускади составляет около 3-х миллионов человек, из которых басками являются только около 1-го миллиона (860 тыс.в Испании, 140тыс. во Франции). Еще около 120тыс. басков проживает в Северной и Латинской Америке.
В то утро мы долго ехали по засаженной тощими соснами Гаскони. Трасса пролегала по болотистой местности, которая когда-то очень давно была дном океана. Сосны порой были настолько дистрофичными, что видимо, ломались от порывов ветра. Французы собирали их, связывали и аккуратными рядами складывали вдоль дороги. Ехать было как-то невесело, населенные пункты встречались нечасто, а небо было затянуто свинцовыми тучами, никак не предвещавшими солнечной и жаркой Испании впереди. Вся надежда была на то, что там, за Пиренеями погода изменится, но этого не случилось. Испания встретила нас проливным дождем.
Здесь, на севере, пейзажи показались мне совсем не испанскими – Кантабрийские горы были сплошь заросшими густыми сочнозелеными лесами, а воздухе витал запах свежести и моря.
Перед нами Эускади – древняя и таинственная. И наша цель – город Сан-Себастьян, по-баскски Даностия. Кто-то подумает, зачем она столько написала про басков, их историю и культуру, предваряя по сути очень короткий, малосодержательный рассказ про один-единственный город? Да просто без истории Сан-Себастьян всего лишь фешенебельный курортный город, похожий на все другие курортные города. А с историей это город с атмосферой и аурой, город-памятник баскской культуре.
Итак, начнем нашу короткую (по причине дождя) фотоэкскурсию с мэрии города, небольшого сквера перед ней, первого взгляда на Бискайский залив и спрятавшегося в дождливом тумане острове Санта-Клара.
А теперь пройдем по мокрой Calle Mayor до стиснутой между домами барочной Санта-Марии-дель-Коро.
Надо сказать, что Санта-Мария-дель-Корро не единственная интересная церковь в Сан-Себастьяне. Еще есть старая Сан-Висенте, но туда я вас сегодня не поведу – картинок нету, снаружи по причине дождя, внутри по причине мессы. Вместо этого побродим по улочкам недалеко от площади Конституции, позаглядываем в витрины. Не пройдем и саму площадь Конституции, балконы домов вокруг которой помечены цифрами. Эти цифры прорисовывается здесь еще с 18 века, когда они означали места на корриде, проходившей на площади.
А теперь поднимемся на вершину горы Ургуль, к замку Ла-Мота, где гигантский Христос благословляет свой народ.
После спуска с Ургуль побродим под проливный дождем по старому кварталу Грос, а потом по новому – Сентро, заглянем в главный городской собор имени Доброго пастора, выпьем кофе, съедим тапас и…заметив что дождь прекратился побежим на пляж.
На пляже мы одни. Дождь снова стал мелко накрапывать, но решение принято – мы идем купаться. Воздух теплый, а вода в Бискае как парное молоко с шапочкой – теплая и с «пенкой». Когда выходишь из воды становится сразу прохладно, ноги топнут в рыжем песке, похожем на глину.
Между тем из дымки в окружении мелких яхточек и лодок начинает «выползать» большая зеленая черепаха Санта-Клара.
Все, пора уезжать. Дождь все никак не унимается: то вроде заканчивается, то начинается с новой силой. Одежда вся до нитки мокрая, зонт больше ни к чему. Стою под мелким дождем и чувствую, как по лбу тонкой струйкой стекает вода. Вода ли? А может быть это слёзы Эускади?
Отредактировано Tatiana21 (2009-10-15 09:58:32)