Вкус Бельгии: Лир (Lier, Lierre) - 30 фото
Вкус Бельгии: Антверпен (Antwerpen, Anvers) 50 фото!
Вкус Бельгии: Верне (Veurne, Furnes) 20 фото!
Вкус Бельгии: Гент (Gent, Gand) 60 фото!
Вкус Бельгии: Остенде (Oostende, Ostende) 20 фото
Вкус Бельгии: Брюгге (Brugge, Bruges) 90 фото!!
Люксембург (фото!)
Вкус Бельгии: Брюссель (Bruxelles, Brussel)
Немного истории
На сегодняшний день столице объединенной Европы почти 1,5 тысячи лет – селение на болотах «Бруокселла», известно с VI века, когда Святой Горик (или Жери) основал часовню на маленьком острове, образованном двумя рукавами реки Zenne. В 977 году немецкий император Отто Второй передал эти земли Карлу Французскому вместе с островом, а Карл решил построить на островке крепость. Таким образом, официально Брюссель был основан в 979 году. Остров до сих пор входит в состав Брюсселя как остров Сент-Горик (Сен-Жери). После смерти Карла земли переходят от герцога к герцогу, и в XI веке здесь строятся новый замок и первые городские стены.
На фоне ослепительных Брюгге, Гента, Левена и прочих фламандских городов Брюссель стал заметен веку к шестнадцатому, когда он стал столицей Нижних земель, за это время сменилась целая череда правителей и династий. В 1695 году армия Людовика XIV превратила город в руины и пепел, в XVIII веке городом правили Габсбурги. В 1830 году Бельгия получила независимость, и 21 июля 1831 года на трон взошел первый бельгийский король Леопольд Первый. Брюссель стал столицей независимой Бельгии. Сейчас Брюссель еще и столица объединенной Европы, здесь расположена штаб-квартира НАТО.
Манхеттен
Манхеттеном полушутливо-полусерьезно называют район современной застройки вокруг вокзала Nord неподалеку от центра.
Когда мы первый раз вышли поздним вечером из здания вокзала, то увидели ряды высотных зданий с зеркальными стенами, в которых отражались яркие фонари. Каждое утро же мы наблюдали, как в свои офисы торопятся многочисленные служащие, на перекрестках собираются пробки (им далеко до московских, но все же они есть!), а на шпилях крыш небоскребов полощутся бельгийские флаги, отражаясь в зеркальных стенах соседних небоскребов.
Кварталы из стали и стекла, занятые различными службами Европарламента, хороши сами по себе, но по соседству с элегантными особняками они смотрятся непривычно. Брюссель – не только евростолица и евробизнесцентр, но и огромная евросторойплощадка – когда смотришь на Манхеттен с другой стороны реки, видишь крыши, стены и башенные краны огромной высоты.
Современный квартал все равно впечатляет! Ряды зеркальных стен, страшненькие инсталляции на бульваре, цветущие деревья… А еще на первом этаже одного из офисов за прозрачной стеной – скелет какого-то первобытного ящера, симпатичный настолько, насколько может быть симпатичным доисторический скелетик.
Вокзал Nord, как и подобает самому современному вокзалу города, из стекла и бетона. Внутри на втором этаже взгляд привлекает сиреневая пагода, а внутри у входа все дни, что мы проходили рядом, тренировала брейк небольшая группка подростков. Перед вокзалом стоит колесная пара на постаменте – в часть 150-летия железных дорог Бельгии (1985 год).
Наш отель
Старый город
Это основное место, где водятся туристы, и неудивительно – гуляя здесь, можно за пару часов выполнить стандартную туристическую программу: Гран Пляс, Ратуша, Дом короля, Писающий мальчик (по желанию – и девочка), пара церквей, прогулка по Саблону.
Гран пляс (Гроте Маркт)
"Never have I seen something
so beautiful and exquisite as the town square
of the city where the town hall rises up into the sky.
The decoration of the houses is most remarkable".
Archduchess Isabella,
daughter of Filip II of Spain
September the 5th 1599
Еще в XII веке Брюссель стал крупным торговым центром на пересечении основных торговых путей Европы: между Брюгге, Кельном и французскими городами. Английская шерсть, французские вина, немецкое пиво – все везли через Брюссель и продавали здесь, на центральной торговой площади. Сначала рядом с рынком строили деревянные дома торговцы, с XIV века площадь окружили добротные каменные дома преуспевающих негоциантов, а в 1402 году здесь начали строить Ратушу. В XIII-XVI веке здесь располагались торговые ряды, проводились ярмарки, гулянья и даже казни: в 1568 г. герцог Альба приказал отрубить головы графам Эгмонту и Горну.
В 1695 году французская армия под руководством фельдмаршала Де Виллероя два дня обстреливала площадь из пушек, почти все постройки вокруг были разрушены – но башня каким-то чудом уцелела. Ехидные брюссельцы объясняют это чудо так: целились-то французы в Ратушу, но сперва надо было пристреляться. Поначалу плохо получалось, все снаряды летели мимо – но еще пару дней, и попали бы... Позже площадь была перестроена по заранее намеченному плану, дома стали величественнее и наряднее.
На Гран Пляс толпы людей, и в течение последующих 10 дней мы убедились, что так там практически всегда. Иногда на площади проводят концерты, и на площади с послеобеда монтируют сцену, иногда съемки – тогда часть площади огораживают и устанавливают софиты. А иногда просто праздники, и народ, начиная выпивать на Гран Пляс, дальше идет фотографироваться к писающему мальчику и одаривает его очередным костюмчиком. Представляю, как мальчику это все не внове за столько-то лет.
В общем, место шумное и людное, толпы, довольно много русских, но на удивление, ничем особенным они не запомнились, гораздо сильнее выступили туристы из братской Польши, которые так старательно фотографировались у дяденьки, которого все оглаживали, что запороли нам добрый десяток кадров. А за это я влезла в пару кадров одной из польских теток. Только вот у меня-то фотоаппарат был цифровой, а у теток аналог.
Оглаживают, как оказалось, поэта Эверарда Серкласа, который погиб, защищая Брюссель в XIV веке. Считается, что прикосновение к руке приносит счастье и исполянет заветные желания. Неистребима мечта человека о внезапном большом и безграничном счастье – все и сразу Поэтому фигурка поэта отполирована многими миллионами рук… Известно по крайней мере одно сбывшееся желание, но обо всем по порядку.
Именно здесь, в бельгийской столице, живут последние потомки А.С.Пушкина – Мария Александровна и Александр Александрович, муж и жена. Оба они являются внуками сына поэта - Александра Александровича (у которого было 12 детей от двух браков), Мария – по линии первой жены, Александр – по линии второй. Мария родилась в Париже, Александр – коренной брюсселец, и вот уже 40 лет они живут в Брюсселе. Познакомились они в Брюсселе, и, погладив почившего средневекового поэта, Мария Александровна загадала желание – выйти замуж за Александра Александровича. Что и произошло через 9 лет. Как ни печально, детей у них нет и на них 800-летняя история известного русского рода Пушкиных закончится…
Одно из популярных лакомств Бельгии (кроме шоколада и пива, разумеется) – вкуснейшие вафли. Лично мне больше всего понравились вафли в Льеже и те, которые продают близ Гран Пляс, это и есть один из самых популярных мест в городе – в одной из боковых улочек, напротив памятника дяденьки с собачкой, который я сначала приняла за памятник Павлову, а он оказался памятником местному бургомистру. Мимо очереди за вафлями не пройдете – там всегда стоит не менее 5-6 человек. Стоят вафли обычно 1,5-2 евро, с начинками – от 3 до 6 евро.
Гран Пляс хороша необыкновенно - брабантские кружева, только в камне! С одной стороны - Ратуша с высоченной кружевной башней, с другой - Дом Короля. Каре площади дополняют резные причудливые фасады средневековых домов. Есть мнение, что Гран Пляс - самая красивая площадь в мире. Это, как говорится, на вкус и цвет. Мужу она чрезвычайно понравилась, а на мой вкус, лучше цветненьких домиков на Рыночной площади в Познани я ничего не видела.
Краса и гордость Гран Пляс не только Ратуша и Дом короля, но и сами здания, окружающие площадь. Их называют «зданиями гильдий» скорее по традиции, так как эти названия не имеют отношения к средневековым гильдиям. Некоторые здания даже находятся в частной собственности – хорошо, наверное, жить в сердце Брюсселя! Только шумно и людно.
Каждый уважающий средневековый город имел гильдии – сообщества трудоспособных жителей «по интересам». Гильдии обладали большой властью, принимали новые правила и законы, а для того, чтобы выставить напоказ богатство, строили здания гильдий вокруг Гран Пляс (так сейчас крупные корпорации строят свои офисные здания – сидишь в своем, не в арендованном здании – значит, крут). Каменных зданий в те времена было так немного, что им не присваивали номеров, только имена, и почти каждый житель в городе эти названия знал. На Гран Пляс здания названы зачастую по маленькой статуе у входа, элементу декора на фасаде.
"Гора Табор" - бывший буржуазный дом. "Роза" принадлежала в XV веке семейству Ван дер Розен. Фасад прост и гармоничен. "Золотое дерево" или "Дом пивоваров" увенчан конной статуей Карла Лотарингского. В погребах XVII века устроен Музей пивоварения. "Лебедь" - бывший дом гильдии мясников. На вершине дома возвышаются три статуи: Изобилие, Сельское хозяйство и Мясная торговля. Здесь в 1847 году останавливались Маркс и Энгельс. "Звезда" - один из самых старинных домов этого собрания. Под портиком этого дома находится статуя Эверарда Серкласа, героя борьбы между противостоявшими друг другу в XIV веке гильдиями и патрициями.
В доме "Волчица" помещались гильдии стрелков из лука. Он украшен статуями и скульптурами. Статуи, расположенные на третьем этаже - Правда, Ложь, Раздор и Мир. Над щипцом крыши возвышается золоченый феникс. "Лиса" - бывший дом гильдии продавцов галантереи. Его авторы - Ван Нерум и Марк де Вос. "Рожок" - дом лодочников. Для его строительства лодочники обратились к архитектору Антуану Пасторана. Архитектор выполнил стрельчатый фронтон дома в форме кормы судна, сумев отразить таким образом предназначение дома.
"Дом пекарей" или "Король Испании" был построен гильдией пекарей. Эта гильдия была одной из самых многочисленных и богатых в городе. Над дверью помещается бронзовый бюст епископа Святого Обера, покровителя пекарей. Посредине четвертого этажа в декоративном элементе помещается бюст короля Испании Карла II. Венчающей частью дома является восьмигранный купол, над которым возвышается Слава, держащая в своих руках флажок.
Следующие две группы домов намного проще, но они также сохранили отличительные признаки присущие старым брюссельским домам. Слева - дома "Осел" и "Святая Барбара".
Дом "Мешок" был построен в 1644 году для краснодеревщиков и бочаров. Для чествования гильдии архитектором Меркартом был построен стрельчатый фронтон в форме сундука. Над дверью вывеска: в руках одного человека мешок, в который глубоко засунул руки другой человек. "Тележка" - дом, построенный в 1697 году гильдией производителей жиров и масел. Щипец крыши украшен гирляндами цветов и фруктов. В нише находится статуя Святого Жиля - покровителя этой гильдии. "Дуб" и "Лисенок" расположены под одной крышей. Это простые строения, единственным украшением их крыши являются слуховые окна. "Павлин" обладает фасадом, украшенным золочеными гирляндами, а фасад дома "Шлем" особенно элегантен.
"Дом Герцогов Брабантских" образован соединением следующих домов: "Кошелек", "Холм", "Ветряная мельница", "Оловянный котелок" и "Одинокий сельский домик". Эти дома гильдий принадлежали дубильщикам, мельникам, плотникам, скульпторам и ломщикам шифера. Название этого здания объясняется наличием украшающих основания пилястров бюстов Герцогов Брабантских. Эта группа является одной из самых впечатляющих на Гранд Пляс. Здание напоминает просторный итальянский дворец.
"Комнатка Аммана" в настоящее время называется "У Брабантского герба" ввиду того, что фасад этого здания украшен гербом Брабанта. "Голубь" был домом художников. В этом доме в 1852 году проживал Виктор Гюго. "Крот" и "Золотая шлюпка" принадлежат гильдии портных. Над входной дверью находится бюст "Святой Барбы" - покровительницы портных. Над домом возвышается статуя Святого Бонифация, дающего благословение. "Ангел" принадлежал в XV веке аббатству Форе. Постройка очень гармонична и выполнена в стиле фламандского барокко. "Иосиф и Анна" и "Олень" буржуазные дома со сравнительно простым внешним видом.
Ратуша
96-метровая стройная и фантастически легкая резная башня Ратуши видна издалека. Она увенчана огромным 5-метровым флюгером - это Святой Михаил, поражающий дракона, покровитель Брюсселя. По фасадам ратуши установлено множество статуй эпохи барокко, изображающие сцены из истории города, или просто заслуженных личностей. Время от времени открывают огромные ворота Ратуши с тяжеленным засовом, и можно попасть во внутренний дворик со статуями и башенками. На первом этаже напротив входной двери – портреты короля и королевы.
Экскурсии в Ратушу: 2 раза в неделю (вторник, среда), 3 раза в день (француский, немецкий, в 15.15 –английский языки). Билеты 3 евро (2,50 льготный). Билеты начинают продавать за 40 минут, и заранее купить их нельзя - на очередную экскурсию они продаются только после начала предыдущей. Билетов хватит всем – обычно народу немного. Экскурсия длится 40 минут, во время нее показывают интерьеры, подробно рассказывают об истории города.
Оказывается, редкость возможности посетить это достойное внимания здание обусловлена работой городского муниципалитета: ратуша действующая. Во время осмотра мы неоднократно видели шныряющий туда-сюда чиновный люд, а ближе к концу сорокаминутного пребывания попали не больше не меньше как в приемную действующего градоначальника. Не скажу, что лицезрение его секретарши доставило посетителям большое удовольствие; с куда большим интересом пестрая компания экскурсантов разглядывала, скажем, плафон, изображающий борьбу людей с голодом, болезнями и войнами. Напоследок мы оказались в зале, где обычно проходят свадебные церемонии и всякие фуршеты; подготовка к одному из этих мероприятий, очевидно, как раз была в разгаре, потому как столы были обильно уставлены бокалами и тарелками.
Дом короля (Хлебные ряды)
Напротив Ратуши стоит не менее прекрасное неоготическое здание – Дом короля, или Хлебные ряды. Такое необычное название изящное здание получило по той причине, что когда-то на этом месте (в XIII веке) стоял деревянный лабаз хлебных торговцев, здесь же располагались лавки, торговавшие хлебом. В 1405 году деревянное здание заменили на каменное, а в XV веке помещение стало использоваться герцогами Брабантскими как придворный суд, отчего у дома появилось новое имя – Дом короля. Заслуживает внимания и иная версия - в 1447 году дом подарила городу Мария Бургундская, за что удостоилась статуи над аркой первого этажа здания. Позже рядом установили статую ее внука Карла V, при котором Дом был перестроен в таком виде, каким его знают сейчас. После бомбардировки города в 1695 году здание несколько раз перестраивали (в последний раз – подражая Ратуше в Ауденарде), и он использовался для различных нужд – как тюрьма, трибунал, а сейчас здесь расположен Городской исторический музей.
Стоимость входа - 3 и 2,5 евро.
Открыто Вт-пт 10-17, выходные и праздники 10-13. Закрыто в понедельник.
Побродив по трем этажам, набитым картинами, гобеленами, планами, схемами и документами, рассказывающими о жизни города и горожан, мы достигли самой интересной, на мой взгляд, части музея - гардеробной Манекен Писа. Отроку могут позавидовать самые отъявленные модницы: в его распоряжении имеется семь сотен костюмов, из которых выставлена едва ли пятая часть. Говорят, что самый первый был подарен еще 1 мая 1698 года! Есть в коллекции и одеяние зулусского вождя, и сомбреро мексиканского гаучо, и халат китайского мандарина; нашли мы и два русских комплекта - один в виде космического скафандра, а другой - штаны и рубаха а-ля "первый парень на деревне", только гармошки не хватает. Добавлю, что если же экскурсант не обнаруживает в витринах комплекта своей национальности, он может проверить наличие такового по компьютеру, и сразу получит нужную информацию с соответствующей фотографией.
Если пройти по узкой улочке от Дома короля влево (на одной линии с домом), то обнаружите там неплохой пивной магазинчик, пользующийся популярностью – пивные сорта в нем продаются недешевые, но оригинальные (в супермаркетах такого нет, да и в заведениях они почти не попадаются). Кроме обычного пива в бутылках, тут продают наборы из бутылки и пары бокалов – для каждого сорта своей формы и объема.
Маннекен Пис и его подружка
Как и статуя Свободы в Нью-Йорке, Русалочка в Копенгагене, Давид во Флоренции, символом Брюсселя является Маннекен Пис – статуя писающего маленького мальчика высотой сантиметров 30, которая на протяжении нескольких веков является чуть ли не главным туристическим аттракционом. Никто толком не знает, почему мальчик появился здесь – возможно, он был простым надвершием фонтана, но известно, что уже в XV веке фонтан назывался «Маннекен Пис», и тогда на фонтане статуя уже была. Мальчик уцелел после бомбежек и войн, но его несколько раз крали – солдаты, и даже граждане одного фландрского городка. Всем известно, что малыша часто переодевают – у него около 800 костюмов, хранящихся в Доме Короля. Самый первый был подарен 1 мая 1698 года. Последний писк, видимо, изготовление копий мальчика – например, чуть выше фонтана в застекленной нише стоит шоколадный малец – с рекламой шоколадного магазина.
О самом Маннекене существует несколько легенд. Одна из них гласит, что именно таким образом маленький брюсселец потушил грозивший городу пожар, и признательные горожане отблагодарили его, водрузив статую на фонтан. Вторая – что мальчик занимался своим мокрым делом у двери ведьмы, которая жила на месте, где сейчас фонтан. Она была так злобна на мальчишку, что превратила его в статую. Еще одна легенда рассказывает, что один из жителей города потерял своего сынишку, а нашел через 2 дня за тем же занятием, и в благодарность изготовил статую сынульки.
На меня мальчик особого впечатления не произвел (думаю, что и на большинство посетивших Брюссель тоже). Художественные достоинства скульптуры оценить и вовсе сложно. Тем не менее, позволю себе привести приятный отрывок из одного рассказа:
«Место, где расположен знаменитый памятник, видно издалека по толпе туристов, крутящих головами туда-сюда. Им почему-то кажется, что их ловко надули, подсунув стекляшку вместо бриллианта. Все как-то подсознательно полагают, что писающим мальчиком должен быть этакий ражий детина саженного роста, орошающий землю после употребления бочонка пива. Понятно, что наличествующая полуметровая скульптура не очень вписывается в привычный трафарет. Дополнительно усложняет визуализацию одежда, напяленная на ребенка, тогда как все привыкли видеть его на фотографиях в естественном, так сказать, виде. Вот тогда-то, слегка разочарованные, туристы начинают вертеть головами, надеясь найти другой памятник, более отвечающий сложившемуся у них заранее образу.
Позже, в городском музее, мы смотрели видовой фильм, снятый камерой, направленной на людей возле Maneken'a. Интересно следить за реакцией народа - кто удивляется, кто смеется, кто смущается. Или вот эпизод: стоят две тетки, одна говорит, пожимая плечами: "Надо же, мальчик прямо при всех держит член!" Вторая невпопад задумчиво бормочет: "Мне кажется, он должен быть больше..." Первая недоуменно интересуется: "Кто - мальчик или член?!"
Кстати, если сам мальчик на улице Брюсселя смотрится еще мило, наивно и непосредственно, то вот многие сувениры с ним в виде всяких открывашек, зажигалок и проч. выглядят откровенно пошло. Хотя Пис находится в центре города, а не в каком-то неблагополучном районе, возле писающего мальчика несколько раз стоял отчетливый запах марихуаны. Я, правда, вообще в этом не понимаю, но мужу верю:)
С некоторых пор характер всеобщей любви к мальчику, видимо, спровоцировал приступ местного феминизма, и местному скульптору была заказана писающая девочка. Если наличие писающего мальчика в Брюсселе вполне оправданно хотя бы упомянутой выше легендой, то зачем то же самое здесь делает девочка – лично мне не ясно. Если есть мальчик, то непременно должна быть и аналогичная девочка Хоть бы красивую легенду придумали, что ли! Девочка сидит на корточках отчего-то за решеткой, запертой на замок, и выглядит несколько непристойно, в отличие от мальчика, который вызывает лишь умиление. Все возвращающиеся от нее в тупике Фиделите как-то смущались и прятали глаза, а в баре на выходе из тупика сидела компания подвыпивших американцев, которые отпускали сальные шуточки чопорным европейским бабушкам, посмотревшим на Яннекен Пис. Видимо, у меня было очень строгое лицо – ибо повторить то же самое нам они не решились.
Продолжение следует...