Апрель в Севилье - идеальное соединение времени и места. В апреле лучший город мира оживает после зимних дождей и перед летним зноем. Сначала проходят процессии Страстной недели: бой барабанов, звуки саэты, запах ладана, горячего воска и цветущих апельсинов, потом две недели освежающего сна, и наконец город окунается в Апрельскую ярмарку.
Feria de Abril, Апрельская ярмарка в Севилье - один из самых старомодных, простодушных и и потому прекрасных праздников в мире. Правда, после водоворотов Ремедиос (херес-севильяна, севильяна-херес) я мало что помню. Перед глазами только лошади, веера, немыслимые платья фламенко с воланами, и как выражается гуру и друг всех путешественников Петр Вайль, "прочее идальго".
К севильской ярмарке приурочены и самые главные в сезоне бои быков. Поэтому прежде чем перейти к воланам и хересу, и к связанному с ними бесконечному празднику жизни, я расскажу немного о корриде - самом потрясающем зрелище из всех, что мне приходилось видеть.
Я пришла на Маэстрансу - севильскую арену для боя быков - 3 мая, в кульминационный момент ферии. Коррида в последний день апрельской ярмарки - это лучшие мастера, отборные быки, особый накал.
Маэстранса стоит на променаде вдоль Гвадалквивира, и за час до начала корриды это самое оживлённое место в городе.
Матадора, завоевавшего трофей на этой арене, поклонники проносят на плечах через Puerta del Principe - главные ворота. Это почетное право и миг славы для каждого тореро. Но получить здесь награду трудно, очень трудно, и главные ворота открывались перед победителем считанное количество раз.
Героев немного, большинство из них застыли у арены бронзовыми монументами.
Итак, Севилья, арена для боя быков Маэстранса. 18-30 вечера и +35 на солнце. А ведь билет свой я заказывала еще в Москве, немного посовещавшись с жабой - на трибуну sol, солнечную. Ранняя весна, опрометчиво понадеялась я, убережет от андалусского солнца.
Но всё, в общем, оказалось несмертельно: снобская трибуна sombra (теневая) оказалась дальше и выше, а я со своим D40 практически у края арены. По рядам сновали коробейники, истошно крича: agua-agua! sombrero-sombrero! И точно, бутылка воды за 1 евро, соломенная шляпа за 3 и жизнерадостный полосатый подпопник, чтобы сидеть на кирпичных ступенях 17-го века еще за 4 - вполне компенсировали все неудобства.
Арену тем временем готовили к состязанию.
Медики уже наготове. За последние годы на Маэстранце погибли три человека - один тореро и двое бандерильерос. Но после того, как прямо в стенах арены построили госпиталь с операционной, летальных случаев больше не было. И раньше-то жертвы погибали не столько от удара рогов, сколько от потери крови, пока их везли в больницу. Теперь скорая помощь дежурит всегда.
Песок арены тщательно ровняют специальными матами:
И так же усердно поливают, чтобы в роковой момент у матадора не "поехала" нога:
Комментатор наготове - специальный телеканал будет вести прямую трансляцию:
Почетные гостьи, севильская аристократия, дамы из общества. Сменили черные траурные мантильи Страстной недели на белые - Ферии:
Сигара - непременный атрибут корриды. Дым вьется из-под соломенных шляп все два часа, что идут бои. Севильянам можно запретить курить где угодно, но сигара на корриде не подлежит никаким запретам.
Пожалуй, дух и атрибуты корриды - это мантильи, сигары, и особое нервное напряжение первых минут, когда на трибуне устанавливается такая тишина, что слышно дыхание быка.
Вот арена и полна.
Зря я все же сомневалась, идти ли на корриду одной. Отличная публика собралась на наших недорогих местах. Во всяком случае, не в пример приятнее той, что ходит на ногомяч, там же в Севилье. Пожилые супружеские пары: на нем лучший костюм, на ней - фамильные украшения (о этот стоицизм южанок, даже в 35-градусную жару надевающих чулки!). Молодые пары, хотя мой приятель Хосе уверял, что в его поколении и в "университетских" кругах коррида непопулярна.
Я думаю, что они скорее стесняются. "Вульгарная" и "простонародная" коррида – атавизм. Может быть, но сменить угол зрения, то современная, урбанистическая, европейская Испания – предсказуема, как круассан на завтрак. А коррида гарантирует и адреналин, и полноценное, подлинное переживание.
В конце концов, все читали Хемингуэя и Мериме, видели Гойю. Но смотреть корриду с листа, дилетантским взглядом, не испорченным никаким предыдущим опытом, тоже интересно. Мне достался классный сосед - из завсегдатаев. И хотя я с трудом отличаю правую полуверонику от левой, но по пыхтенью, сопению и выкрикам соседа легко "читала" ход и настроение боя.
Часть 1: Paseillo
Пабабабам! Под пасодобль на арену выехали альгуасилы - распорядители корриды. Начался парад алле всех участников действа (ну, кроме быков).
Верховые пикадоры и другие члены "квадрильи" - команды матадора - тоже делают круг по арене
А вот главные герои сегодняшнего вечера.
Впереди - Хосе Педро Прадос Мартин, или Эль Фанди. Это имя круто, очень. Это топ-10 испанских матадоров. Он сегодня "старший" и по традиции открывает парад. Младший из участников корриды - тоже по своеобразному заведенному порядку, выходит вторым. Это Хавьер Вальверде. И второй по старшинству парад замыкает. Хуан Хосе Падилья - это тоже Очень Громкое Имя.
На них traje de luces - "костюмы света" и capote de paseo - парадный плащ. Эль Фанди в сливовом, Вальверде в фиолетовом, Падилья - в красном с золотом. Вот этот опереточный наряд стоит несмешные деньги, до нескольких тысяч евро, шит золотом и не признает никакой моды.
Правда, матадоры - люди очень суеверные. Приезжая в Севилью, они никогда не меняют цвета костюма, в котором выступают на Маэстрансе.
Когда все участники парада покинут арену, на нее будет выпущен первый бык.
Всего их будет шесть, по паре на каждого матадора.
Бык. Особой, специально выведенной породы, у которого боль вызывает не страх, а ярость. Еще не хищник, хотя уже далеко не не травоядное.
(продолжение следует)
Отредактировано mccuntz (2009-05-12 11:23:31)