Санта Мария дельи Анджели е-дей Мартири (Santa Maria del'i Angeli e de' Martiri)- Площадь Республики (Piazza Della Repubblika)
В церковь Святой Марии ,Ангелов и Мучеников- мы попали в последний день нашей поездки и она оказалась великолепным заключительным аккордом в нашей Римской симфонии. Интересно в этой церкви было все - и история ее создания на не совсем обычном для церкви месте- в качестве фундамента и стен использовалось здание древних ванн ,и ее фасад,который смотрится совершенно современным,а оказывается древним,и ее внутреннее оформление, и наличие в ней того, что по идее должно находится в каком-нибудь техническом музее, и боковые дворик и вход в часовню с очаровательными скульптурами. Просто удивительнo было,как скупо в путеводителях описывается эта церковь и насколько она оказалась необычной.
Летом 1541 года священнику Фр. Антонио Ло Дука было видение ангелов в столбе света,исходящего посередине стен древних терм Диоклетиана. Первоначальные обращения в высопоставленным священнослужителям и представителям власти с просьбой принять это явление ,как знак необходимости постройки церкви, не находили отклика.И только в 1559 году Папа Пий IV, до которого дошли рассказы об этом видении, повелевает на месте терм Диоклетиана построить церковь, посвященную Деве Марии, Ангелам и христианским мученикам, приговоренным к рабским работам на постройке комплекса терм. Проектирование храма было поручено Микеланджело, который начал работу в 1963 году за год до своей смерти. Микеланджело использовал помещения ванн, гармонично вписав их стены,прошедшие временем проверку на прочность, в крестообразное помещение церкви.
Кроме здания самой базилики было построено и здание монастыря ордена Картузианцев (предположительно тоже по проекту Микеланджело).
Так что,отчасти, эта церковь является памятником и Папе Пию IV, чья гробница находится в апсиде данной церкви и самому великому скульптору,замысел которого до конца воплотил в жизнь один из его учеников и племянник Фр.Антонио Ло Дука Джакопо Ло Дука.
В 1749 году архитектором Луиджи Ванвителли были внесены изменения в фасад церкви- древняя стена терм была закрыта классическим церковным фасадом. В тоже время был поднят пол церкви с целью предотвратить его заливание во время ливней.
В 1870 году, после объединения Италии картузианцы были выселены из своего монастыря, а его здание было отдано...под военные казармы. Но,то ли военные неуютно чувствовали себя в монашеских кельях, то ли совесть заговорила, и через несколько лет здание было возвращено церковникам- монахам францисканского ордена Мinims.
В 1896 году к свадьбе принца Неапольского, ставшего королем Виктором Эммануилом III , статус этой церкви повышается,в ней начинают проводить религиозные церемонии с участием высших государственных деятелей. Кроме того ее продолжают использовать ,как место захоронения великих деятелей Италии.
А в начале ХХ века было принято решение о возвращении фасаду церкви первоначального микеланджевского вида, для чего фасад Ванвителли был разобран почти полностью- только слева от главного входа в базилику сохранилась его часть.
В начале XVIII века Папа Климент XI решил проверить правильность летоисчисления по григорианского календарю, обеспечить церковь инструментом для определения точного времени наступления Пасхи и обеспечить Рим своим собственным меридианом.
Решение этих задач было поручено астроному, археологу, математику, историку и философу Франческо Бианчини. Местом для воплощения в жизнь была выбрана именно Церковь Санта Мария дельи Анджели. Дело в том, что ее стены уже окончили процесс своей усадки, прошли проверку землетрясениями и к моменту сооружения некого подобия солнечных часов оказались почти неподверженными колебаниям. Кроме того,как и положено термам, здание было ориентировано на юг, что есть позволяло по максимуму использовать для расчетов солнечный свет. В стене церкви сделано небольшое отверстие, проходящий через него луч света в различное время года и суток оставляет на полу световое пятно в различных местах. Взяв за основу отсчета след луча в летнее солнцестояние и зимнее, можно определить равноденствие-луч света в этот день будет ровно на половине линии,соединяющий два исходных следа. И чем длиннее линия, тем точнее будет определение. В Санта Мария дельи Анджели длина линии , выполненной из бронзы в бело-желтом мраморе, составляет 45метров.(Правый от входа придел)
http://www.flickr.com/photos/johanfoster/2364300432/
Для более точного исчисления Бианчини добавил отверстие в потолке,через которое , благодаря полумраку под сводом даже в солнечный день можно разглядеть три звезды -Сириус, Полярис и Арктурус.
Кроме этого природно-технического устройства там же можно увидеть череду человеческих ступней, как наглядную демонстрацию их изменений в течении эволюции, модель земного шара с указующим перстом -некое подобие маятника, контролирующего (на всякий случай) отклонение стен. Инересно,почему именно в этой церкви мне вспомнились имена Джордано Бруно и Галилео Галилея ?
За годы существования церкви в ней нашли свой последний приют многие знаменитые люди Италии- это и римский банкир Джероламо Чеули(на современном языке-один из спонсоров строительства церкви)-его гробница 1575 года с изображением Распятия находится в алтарной, и Кардинал Франческо Алчиати(Алкиати?)-покровитель ордена Картузианцев,умерший в 1580 году, гробницу которого воздвигли в 1583 году по проекту либо Джакопо Ло Дука, либо Джованн Батиста делла Порта; и Кардинал Петро Пауло Паризи- гробница его возведена в 1604 году;и художник Карло Маратта (1625-1713), принимавший участие в строительстве часовни Св.Бруно; и Маршал Италии Армандо Диас ( 1861–1928) и еще многие другие.
В церкви этой было настолько интересно,что даже как-то не хотелось отвлекаться на фотографирование, а фотографии гробниц не привожу, по причине того, что вообще крайне редко фотографирую саркофаги, как бы красивы с точки зрения скульптуры они ни были.
Главный вход
Орган
Шикарное оформление пола,потолка и вдруг девственная штукатурка на одном из сводов
Меридиан
Ноги
Маятник
Знак зодиака моего мужа
Внутренний дворик часовни со стороны улицы Pietro Barberini- Cernaia
Часовня
Если заходить в часовню из церкви,то вход в нее находится в левом от входа приделе
О жизни Антонио Ло Дука (Аntonio del Duca or Lo Duca (Cefalù 1491 — Rome 1564 ) v oригинале можно почитать здесь
http://en.wikipedia.org/wiki/Antonio_del_Duca (английский)
http://www.annasromguide.dk/personer/du … omere.html (датский)
О самой церкви
http://www.sacred-destinations.com/ital … angeli.htm (английский) http://www.romeguide.it/monumenti/chies … lieng.html (английский)
На этом я заканчиваю рассказы о посещенных в этот раз церквях, напоследок напомнив фотографиями о том,что мы были еще в соборе Святого Петра (San Pietro). Но о нем столько уже написано, что поиски информации не представляют труда.
http://s47.radikal.ru/i117/0904/f3/a078d1ef3e52.jpg
Отредактировано levinel (2009-08-08 20:50:36)