Собор Святого Иоанна Латеранского или Базилика Сан-Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, офиц. название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) — Площадь Сан Джованни ин Латерано(Piazza San Giovanni in Laterano)
Kафедральный собор города Рим и место нахождения кафедры римского епископа (а также папского трона). В католической иерархии эта церковь стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и собора св. Петра, о чём свидетельсвует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».
В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу. Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X в. её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет — Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.
В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики»; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считались «Святая лестница» — лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата.На этой лестнице желающие могут доказать особую преданность католической вере,поднявшись по ней единственно разрешенным способом-на коленях. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию. В соборе в табернакле XVI века над паспским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.
Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре; ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини. Строительство завершилось в 1735 году, когда Алессандро Галилеи пристроил к собору колоссальных пропорций фасад, более подобающий дворцу, чем храму. В собор ведут пять дверей и крайняя правая - "юбилейная" то есть открывается только в Юбилейный год. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.
Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.
Зал отпевания в Латеранском комплексе
Церковь Святой Агнессы в Агонии – Сант Аньезе ин Агонале (Sant'Agnese in Agone)-площадь Навона (Piazza Navona)
На фасаде церкви изображена Агнесса, наготу которой прикрывают волосы – христианская легенда об этой святой повествует, что когда язычники на этом месте , в качестве наказания, выставили набожную женщину голой на площади, с ней произошло чудо: мгновенно отросшие густые волосы скрыли наготу 13-летней христианки.Фасад церкви выполнил Борромини (1652-1655). Голова святой Агнессы, заколотой кинжалом, хранится в изящном реликварии в раннехристианской крипте церкви; над входом в саркофаге покоится прах Папы Иннокентия X..
Церковь Сан Пьетро ин Монторио (San Pietro in Montorio)- Площадь Сан Пьетро ин Монторио (Piazza san Pietro in Montorio)
Считается, что название Монторио произошло от итал. Mons aureus - Золотая гора, и оно ещё более древнее, чем Яникул.
Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио построена в IX веке, полностью перестроена в нач. 1500-х гг. Перестраивалась церковь на средства испанской королевской четы Фердинанда и Изабеллы. Фасад выполнен в типичном для конца XV в. стиле, когда было модно подражать античным формам. Раньше апсиду украшала картина Рафаэля "Преображение", ныне хранящаяся в Ватикане. Две боковые капеллы расписывали ученики Микеланджело. В алтаре одной из капелл помещена работа Дж. Вазари "Обращение Савла", на которой художник изобразил себя (фигура в черном слева), в другой капелле есть надгробия, декорированные Бернини. Примечательна также работа С. дель Пьомбо "Бичевание Христа" (1518), производящая неизгладимое впечатление.
11 сентября 1599 г. при большом скоплении народа в церкви безо всякой надгробной плиты похоронили обезглавленную Беатриче Ченчи.
Справа от церкви стоит Темпьетто (Tempietto, Храмик, 1502), окруженный шестнадцатью дорическими колоннами. Храм построен на месте, где, по легенде, распяли апостола Петра. Многие считают эту работу Браманте первым римским строением в стиле эпохи Ренессанс. Округлая форма строения напоминает ранние христианские капеллы (мартирии), строившиеся в местах мученической гибели первых христиан. В крипте храма отмечено место, где был воздвигнут крест, на котором распяли Петра.
В саму церковь мы не попали,потому что поднялись в "неприемные часы",но зато вволю налюбовались на фонтан Паола,который интересен тем,что через арку в его середине и боковые проемы виден внутренний дворик и окна здания,бельведер и панораму Рима со смотровых площадок около церкви,так что на память нам осталось фото Темпьетто и окрестностей.
Церковь Сант-Эджидио (Chiesa di S. Egidio, 1630)-Площадь Сант-Эджидио (Piazza di Sant Egidio)
Церковь,принадлежавшая монастырю кармелитов. Ныне в монастырских помещениях размещается Музей Рима в Трастевере (Museo di Roma in Trastevere, вт-вс 10.00-20.00), известный как Музей фольклора. В экспозиции - материалы, связанные с праздниками, суевериями, традициями и обычаями римлян в эпоху папского правления.
Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере (Chiesa di Santa Maria in Trastevere)-Площадь Санта Мария ин Трастевере (Piazza S.Maria in Trastevere)
Церковь считается первой римской церковью, посвященной Мадонне. Основал её Папа Юлий I в 340 г., однако современный облик храма - результат множества перестроек, которым церковь подвергалась в XI-XIX вв. Нынешнее здание относится к XII в., оно знаменито мозаиками, особенно работами П. Каваллини (1291). 22 гранитные колонны нефа взяты из древнеримских построек. На фасаде - изумительная фреска с изображением Богоматери, кормящей младенца Иисуса, пять мудрых евангельских дев с горящими светильниками и пять неразумных с потухшими. В конхе апсиды - сцена коронации Богоматери, сидящей по правую руку от Христа в окружении святых, на остальных шести мозаиках в алтаре - сцены из жизни Девы Марии. В капелле слева от алтаря хранится икона VII в., изображающая Мадонну в натуральную величину (Мадонна-делла-Клеменца). Под главным престолом погребены мощи святых Калеподия, Каллиста и Корнилия.
Фотографии из этой церкви отличаются тем,что сделаны ,практически,около алтаря,к которому мы вышли ,благодаря одному из местных жителей.Мы шли к церкви Санта Мария ин Трастевере,спускаясь от церкви Сан Пьетро ин Монторио по лестние и улице Via del Cedro через и площадь Piazza di Sant Egidio,практически уперлись в кирпичную стену,около которой стоянка мотоциклов и на которой две двери,около которых мы застряли,пытаясь в сумерках сфотографоровать шикарный кедр и апельсиновое дерево.Тут к нам и подошел пожилой мужчина и сказал,что через ту дверь,что совсем маленькая мы можем зайти в церковь.Было бы неразумно воспользоваться таким советом ,мы потянули за ручку и ,действительно,оказались внутри церкви около алтаря.
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо (Chiesa di S.Maria del Popolo)-Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo)
Церковь построена в 1099г.(реконструкция 1472г.)на том самом месте, где некогда был похоронен империтор Нерон. Римляне были уверены, что в гробнице проклятого императора поселилась нечистая сила. В 1099 г. Папа Пасхалий II велел выбросить прах Нерона в Тибр и разрушить гробницу, а на её месте поставить церковь, посвященную Богоматери.
Над украшением храма работали известные мастера эпохи Возрождения: художники Пинтуриккьо, Караччи и Рафаэль, архитекторы Бернини, Браманте и Сансовино.
Главный альтарь украшает картина "Мадонна-дель-Пополо" (XIII). Слева от главного алтаря, в капелле Черази хранятся два полотна Караваджо: "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра", а также "Вознесение Богоматери" Караччи.
Капелла Киджи (первая слева от входа), где похоронены братья-банкиры Киджи, выполнена по проекту Рафаэля. Мозаика в куполе также сделана по картону Рафаэля, и по его же эскизам ученик великого художника Лоренцетто исполнил фигуры Ионы и Илии. Вторая пара пророков - Аввакум и Даниил - работа Бернини. "Рождество Девы Марии" в алтаре капеллы написано художником Себастьяно дель Пьомбо. Мозаичный пол датируется XVII в.
К сожалению,нам не удалось осмотреть всю церковь,так как началась специальная служба,на которую собрались различные чины
итальянской армии,мы посчитали неэтичным мешать такому действу и быстренько ретировались
Продолжение следует
Отредактировано levinel (2009-04-10 02:00:34)