3000 брошенных автомашин, найденных на стоянке аэропорта Дубая, - самое красноречивое свидетельство экономического кризиса, который добрался и до Объединенных Арабских Эмиратов. Владельцы этих автомашин - иностранные специалисты, которые приехали в ОАЭ в погоне за "длинным дирхамом" - потеряли работу, затем рабочую визу, влезли в долги и, опасаясь тюремного заключения, в срочном порядке покинули эмиратскую фата-моргану.
Всего полгода назад эмиратские власти вовсю были увлечены своими новыми приобретениями: в Абу Даби были открыты филиалы всемирно известных музеев - парижского "Лувра" и нью-йоркского "Гуггенхайма", а в Дубае закончили строить самое высокое здание в мире и открыли новый 7-звездочный гостиничный комплекс.
6 месяцев спустя иностранные специалисты и рабочие тысячами покидают Эмираты, лишившись работы, а местные рестораны снижают цены и уменьшают порции, чтобы не терять последних клиентов. Всемирный экономический кризис ударил и по нескончаемому потоку туристов - искусственный горнолыжный курорт в Дубае опустел; и по объему торговли - торговых судов в эмиратских портах стало гораздо меньше; и по банковскому делу, и по бирже, не говоря уж о рекордно низких ценах на нефть.
Международная пресса полна зловещих предсказаний типа "Дубай закрывается на замок", "Эмиратская иллюзия лопнула, как мыльный пузырь" и т.д. За годы финансового процветания "нефтешейхи" успели многим намолозить глаза своей неумеренной роскошью, поэтому жалеть эмиратцев оказалось некому.
Примечательно: несмотря на то, что кризис ударил не только по ОАЭ, но и по соседям - Бахрейну, Кувейту, Оману, Катару и Саудовской Аравии, в заголовках, как правило, оказываются именно ОАЭ, и это не случайно. ОАЭ являются уникальным, беспрецедентным примером того, как страна за считанные годы может совершить подъем из Каменного века в век 23-й. Точка отсчета у Эмиратов и их соседей была практически идентичная: малочисленное, в основном неграмотное население, в чьих руках внезапно оказался сказочный рог изобилия, из которого фонтаном била нефть.
К началу девяностых годов, вдоволь наигравшись с баснословно дорогими машинами, которые менялись, как только в бензобаке заканчивался бензин или переполнялась пепельница, понастроив ультрасовременных зданий из стекла и бетона, семизведочных гостиниц с золотыми унитазами в номерах и подводных ресторанов, правители ОАЭ начали делать выводы. А выводы были неутешительны. Довольно скоро выяснилось, что вечно торговать нефтью не получится. Во-первых потому, что запасы ее ограничены, а во-вторых, оттого, что хитрые американцы, или европейцы, или (боже упаси!) израильтяне могут в любой момент изобрести альтернативу.
В течение следующих десяти лет на песках ОАЭ возник процветающий туристический бизнес. В среднем 3 миллиона любопытных в год готовы оставить свои денежки в Дубае - городе без прошлого, но с большим будущим, чтобы поглазеть на искусственные "Пальмовые острова", позагорать на пляже семизведочной гостиницы (не каждый может позволить себе платить 1800 долларов в ночь за номер в легендарном "Парусе") и прокатиться на горных лыжах в Emirates Mall.
Дубай (а также соседний эмират Абу Даби) стал перевалочным пунктом для торговцев из Индии, Пакистана и Ирана, бизнес-центром Ближнего Востока, отбив клиентов у более консервативных бахрейнцев.
Самое главное - шейх Заед бин Султан ан-Нахайян, первый и бессменный глава ОАЭ на протяжениии 33 лет, взял на вооружение фразу "кадры решают все", осознав, что будущее его страны не должно быть связано с нефтью, если, конечно, ОАЭ - это долгосрочный проект. Государство вложило безумные деньги в то, чтобы привлечь в страну высококлассных специалистов в области банковского дела, высоких технологий и менеджмента, а также отправить на учебу за границу местную молодежь. В последние годы в ОАЭ были также открыты филиалы "Сорбонны" и "Гарварда".
Разумеется, как и любое амбициозное предприятие, проект "Образование - шейхам" имел свои недостатки. У многих учеба прошла со скрипом, другие предпочли спокойно получать дивиденды от иностранных фирм, не вникая в дела заморских компаньонов, третьи решили, что радикальный ислам их интересует гораздо больше, чем учеба на медицинском или юридическом факультете. Осуществить моментальный переход в современность в психологическом плане оказалось сложнее, нежели пересесть с верблюда на "Мерседес".
И все-таки на сегодняшний день экономика Дубая "нефтезависима" всего на 10%, женщины стоят во главе министерств, многомилионных предприятий и конгломератов (вещь, неслыханная в соседней Саудовской Аравии, где женщины до сих пор не имеют избирательного права), а тысячи молодых жителей Эмиратов получают высшее образование дома и за рубежом. Менее чем 50 лет назад их сверстники могли рассчитывать в лучшем случае на карьеру погонщиков верблюдов.
Эмираты стали первой арабской страной, предпринявшей осознанную попытку планирования своего будущего и построения своей нации, - то, чего остро недостает многим соседям ОАЭ по Персидскому заливу, а также практически всем арабским государствам, которые вкладывают безумные деньги в заранее проигрышные проекты (например, в войну или спонсирование терроризма), вне зависимости от того, могут они позволить себе это или нет.
Что касается нынешнего кризиса, то он не миновал никого - ни Венгрию, ни Исландию, ни ОАЭ. Кто знает, вполне возможно, что ОАЭ выйдут из него с лучшим пониманием того, как функционирует международная экономика, с новым видением и четким планом действий на будущее.