Я ехала смотреть правильный, рождественский город. В памяти осталась рождественская, нарядно украшенная Прага с ее базарами на Старомаке и Вацлавке – с ее глинтвейном, обсыпанными сахаром и корицей тржидлами, поросенком на вертеле. С гуляющим, жующим, пьющим и поющим народом. Я думала, что в сердце католического мира все будет еще ярче, радостнее… Я предвкушала праздничную толкучку на пьяцца Навона, яркую иллюминацию, нарядные елки на каждом углу. Тащила с собой штатив, чтобы запечатлеть всю эту красоту. Представляла, как на рождественском базаре буду покупать подарки.
Ага!
Неприятности стали обещаться еще за месяц до отъезда – мне звонили из Рима и говорили, что дожди идут не переставая, что периодически налетает почти ураган, что град бывает такой крупный, что выбивает стекла и засыпает улицы толстым слоем. За неделю до отъезда все это стали показывать в новостях…. Проблема отсутствия подходящей для такой римской зимы обуви стала немного портить настроение. За день до отлета мне сказали, что дожди прекращаться не собираются – я мужественно закрыла на это глаза. «Все равно, я еду в Рим! Это любимый город, там меня ждут дорогие мне люди – все равно…. И подарки можно покупать под дождем – подумаешь, дождь!» - все это я повторяла как заклинание. Еще, я настраивала себя на то, что увидеть затопленный Рим – это ж когда еще получится!
И вот, наконец, в субботу, мы приземлились в Риме. Первым делом я отправила смс-ку маме: «Я в Риме. Чувствую себя обманутой – здесь солнце!» Действительно, солнце нагло светило на голубом, абсолютно чистом небе.
Про отель я писала, отель милый, но больше я в него не поеду. Но расположен хорошо, поэтому, когда стемнело я, вооружившись штативом, фотоаппаратом и зонтом, пошла любоваться на предрождественский город. По виа Кола ди Риенцо прошла по прямой до пьяцца дель Попполо. О! На смотровой площадке холма Пинчо стояла сверкающая елка! А у подножия развернулся базарчик! Как положено примерной туристке я сняла эту елку и потопала к базару.
Елка, кстати, была обычной – у нас в Москве елки красивше, а базарчик…это китайское барахло продается у каждой станции метро…
А дальше… я, пожалуй, не буду писать подробно (как положено примерным туристам, публикующим свои отчеты) как я пошла по виа Корсо, посмотрела направо, потом налево, что увидела – тем более, что Корсо я почти пробежала – к вечеру стало прохладно. День кончился покупкой вина, хлеба и сыра и пиром в отеле. Кстати, украшенных елок я больше не видела.
Воскресенье было посвящено друзьям. Ферма, солнце, оливы, козы, индюки. Обед по-итальянски – чудный день!
А в понедельник пошел обещанный всеми прогнозами дождь. Причем выглядело это так: сначала капало две-три капли, появлялась мысль, что неплохо бы достать зонтик. Пока эта мысль оформлялась в действие, на голову опрокидывались ведра воды. Поднимался сильнейший ветер, который выворачивал все-таки открытый зонт. Вода была повсюду – справа, слева, снизу, сверху (Я такое видела только один раз, лет так ….дцать назад мы в дождь гуляли в парках Петергофа – но тогда мы были так молоды, мысли о мокрых ногах, мокрой одежде и, как следствие, простуде нас не пугали). Первый дождь меня застал у форумов Траяна.
До Колизея я дошла мокрая насквозь. Пока ждала автобус, который довез бы меня до отеля, дождь кончился и, даже, выглянуло солнце. Ветер высушил брюки. Возвращение в отель отменилось, я решила дойти до Моисея. На выходе из Сан Пьетро ин Винколи начался второй дождь. Под третий я попала уже выйдя из отеля. Хотела пройтись до замка Святого Ангела, думала на набережной ангелочков в подарок купить… Набережные были перекрыты – шло разрекламированное по телевидению спасение моста Ангелов, в который врезался прогулочный теплоходик.
Отступление:
Не задолго до отъезда моя подруга рассказала одну историю: многие музеи мира привезли в Италию свои коллекции на какую-то специальную выставку. Им выделили что-то вроде Колизея – первый этаж закрытый, а на втором арочные проемы, открытые! Обратились в местное МВД. Начальник пригнал большой отряд карабинеров. Те окружили выставочное здание плотным – локтем к локтю – кольцом. «Хорошо, сказали ему, а если дождь пойдет – проемы-то не застекленные?» - «А у меня, ответил он, карабинеров много». – «???» - «Я их штабелями в проемы уложу…»
Глядя на полицию, оцепившую мост я все время вспоминала эту историю. Карабинеры разгуливали с важным видом, а толпы туристов фотографировались на фоне аварийного моста, легко проникая за оцепление…
Дойти до пьяцца Сан Пьетро мне помешал четвертый дождь. Пройдя уже половину виа дела Кончилационе, малодушно повернула назад. За стеной дождя еле угадывался силуэт Собора, в сапогах хлюпало, горло начинало «шкрябать».
Пятый дождь (для меня пятый, на самом деле счет дождям я уже потеряла – только наблюдала я за ними из окон сначала ресторанчика, потом отеля) шел на пьяцца Навона. Грустное, душераздирающее (© Иа-Иа) зрелище. Нарядные палатки, красивая карусель, киоски с калачами – и почти никого народу. На площади была я и еще парочка-тройка туристов (судя по штативам и фотоаппаратам в их руках). Дождь очень мешал исполнять туристический долг – фотографировать. Но подарочки я все-таки купила. Стеклянные сапожки, колокольчики, фею Бефану, елочки … и так далее, так далее…
Ну а про шестой дождь уже совсем не интересно и очень грустно. За шестым дождем я наблюдала в иллюминатор самолета, готовящимся к взлету…
Ciao Roma! Ci vediamo! До марта!