В этом году, объездив немалое количество стран, мы к своему стыду поняли, что добраться до соседнего региона за все эти годы так и не смоги. Стыдно. Надо было что-то делать и мы решили исправляться. Конечно, вторая половина августа могла оказаться не самым удачным периодом для путешествия на Алтай, но другого выбора не было, надо было ехать. В итоге из пяти дней нашего путешествия два с половиной дня шел непрерывный дождь, а два с половиной дня была солнечная погода, хоть и не жаркая, градусов 18. Из всех более-менее обжитых туристических мест, мы выбрали Телецкое озеро.
Выехали мы из Новосибирска в субботу вечером на автобусе. Народ мирно спал всю ночь, нас же сон никак не брал, в итоге мы протолклись всю ночь на заднем сиденье, так толком и не заснув. К утру, через некоторое время после остановки в Бийске, пейзажи за окнами стали меняться, местность из степной стала понемногу превращаться сначала в холмистую, а потом и в горную. Последние часа 2 автобус стал ехать медленнее, петляя в горах. А на трассу то и дело выходила всякая живность преимущественно в виде коров, свиней и лошадей, которые группами вальяжно разваливались на асфальте, абсолютно не реагируя на сигналы автомобилей и автобусов. Когда добрались до нашего пансионата «Старый замок», погода так и шептала «ляжь поспи». Пансионат «Старый замок» в реальности (в отличие от рекламных проспектов) оказался весьма запущенным, за территорией явно давно никто не ухаживал. Девушки-горничные из местных мелькали по территории со скоростью света, но их двоих явно на все не хватало.
Нас поселили в новом корпусе. Номер «полулюкс» на алтайский манер оказался весьма своеобразным. Стены были сделаны из толстенного, кое-где потрескавшегося кедра, внутри ничем не обшитые. Потому возникало чувство, что ты находишься в какой-то старорусской избе. Обстановка очень простая – две кровати, холодильник, телевизор, тумбочка, стул. Санузел обит пластиковыми панелями, которые видимо ни за что, кроме как друг за друга, не крепились, потому зеркало, вешалки и краны держались буквально на честном слове. Но, как ни странно, за 5 дней мы так ничего и не выдрали) Единственная радость нашего номера – большой балкон с видом на Телецкое озеро.
Итак, мы заселились и по причине усталости и дождливой погоды сразу же легли спать. Проснулись мы около 14 часов, пообедали и сразу же пошли обследовать местность.
Из того, что я знала до этой поездки – Телецкое озеро (или Алтын кёль – «золотое озеро») одно из самых больших озер западной Сибири, длиной 78 км, в него впадает несколько сотен речушек и вытекает всего одна на севере – Бия. Бия, соединяясь с другой горной алтайской рекой Катунью, образуют одну из самых больших рек западной Сибири – Обь, на которой, собственно стоит мой родной город Новосибирск. На карте озеро имеет извилистую вытянутую форму, с более узким «аппендиксом» с севера. Максимальная глубина – более 300 метров. Озеро находится в «чаше» алтайских гор, наиболее высоких на юге (около 3000 м). Наиболее обжитая часть озера – северная, как раз там, где мы жили.
На самом деле северный «аппендикс» достаточно узкий. На одном берегу поселок Иогач, на другом – Артыбаш. Мы жили в Артыбаше. Деревня деревней, старые покосившиеся дома вперемешку с недавно отстроенными пансионатами. Возникает ощущение, что народ здесь живет в основном на то, что зарабатывает от туризма. Почти на каждом сарае, в котором на первый взгляд и жить-то страшно, табличка «сдается». Самое интересное, что в высокий сезон (вторая половина июня- середина августа) тут востребован каждый сарай, потому что народ стекается из всех крупных городов, в основном из Новосибирска и Барнаула.
В первый день мы решили пойти направо. Шли очень неспеша вдоль берега озера мимо турбаз и частных домов и где-то минут через 30 пришли к рынку, где народ торгует изделиями местного промысла. Раньше здесь располагалась самая большая база «Золотое озеро», но сейчас ее прикрыли за долги и все пришло в упадок. На рынке продаются большое количество изделий из кедра, бересты, натуральных камней, шаманские амулеты, травы, кедровые орехи, мёд, рыбу – таймень и хариус. Ничего так и не купив, мы отправились назад, по пути останавливаясь у наиболее понравившихся вековых кедров.
Вечером пришла девочка из местного турагентства обсудить экскурсии. Нам предложили экскурсию по озеру до водопада Корбу, которая должна была состояться на следующий день, однако нам этого показалась мало и мы договорились на среду поехать до южного берега озера. Еще нам предлагали подняться на пару гору Кибитек, но мы по техническим причинам решили не ходить.
На второй день у нас тоже оказалось ничего не запланировано и мы решили пойти в Иогач на другой берег озера. Сначала шли несколько километров до моста, после которого заканчивается озеро и начинается река Бия, перешли через мост и направились в Иогач. Впрочем, Иогач мало чем отличался от Артыбаша, та же деревня. В Иогаче мы пообедали в заведении, сильно смахивающем на советскую столовую 80-х и отправились снова в Артыбаш. По пути закупили 5-литровую банку вкуснейшего падиевого мёда, несколько стаканов кедровых орешков и чай из листьев бодана и малины. Вечер провели в беседке нашего пансионата, на берегу озера. Поужинали в местном заведении «У Евсеича», которое вопреки громкому названию кафе, опять же смахивал на советскую столовую. Пробовали местную рыбу хариус, сначала чем-то напоминающую судака, но более плотную и немного сладковатую. Понравилось, вкусный продукт не испортит даже если его отвратительно приготовить.
Утром третьего дня пошли на Серебряный источник. Как оказалось позже, находился он совсем рядом с нами. В принципе, ничего особенного. Труба металлическая у подножия невысокой горы, из нее тонкой струйкой течет вода. Говорят, содержит серебро. На вкус нормальная, ничем не пахнет, как обыкновенная вода из крана. Рядом с источником дерево, на которое навязано куча ленточек. Как нам потом объяснили, это древний алтайский ритуал. Причем ленточки должны быть оторваны от подола одежды, определенным образом, определенной длинны и повязываться они должны с определенными мыслями и словами, а не так как это делает большинство туристов. Рядом стоит лавочка и деревянный крест, знак того, что источник освещен православным священником.
После обеда пошел дождь. За нами приехали и повезли на экскурсию под названием «Алтайский аил». Везли на микроавтобусе минут 20 вдоль Бии. У дороги нас встретила женщина в национальном алтайском костюме. Сначала проводили в беседку с костром в центре, рассказывали местные легенды про возникновение Телецкого озера и реки Бии. Потом был небольшой подъем на 60 метров на гору влюбленных. Сколькие камни, особенно под дождем, но вид на Бию открывается красивый. По легенде, с этой скалы бросились влюбленные, которым было запрещено быть вместе. Спустились с горы по другому склону, лесистому, подошли к горе Шамана. Если внимательно присмотреться под определенным углом, можно увидеть голову шамана. Потом нас попросили загадать желание, зажать кулаки и идти молча до первого поваленного дерева, переступая через которое нужно разжать кулаки. Дерево попалось метров через 15, видимо было повалено специально для туристов. Потом шли по какой-то тропе, я слабо помню, все внимание концентрировалось на том, чтобы не завалиться куда-нибудь в грязь. Вышли на небольшую поляну на набережной Бии. Там стояло несколько квадратных деревянных построек с остроконечной крышей. Новодел, в них естественно, никто никогда не жил, построены для туристов. Аил нам был как раз кстати, дождь становился все сильнее и мы проникли до нитки. Внутри аил оказался довольно просторным помещением, пол земляной, вдоль стен мягкие лавки, в центре костёр, над костром в крыше дырка для дыма. На стенах развешены национальные костюмы и предметы быта. Мы расселись по лавкам, затопили костер. Дырка в крыше была ничем не прикрыта и дождь попадал в костер, отчего аил наполнился дымом. Волосы и одежда моментально пропитались дымком, но нас это мало волновало, главное, что было сухо и тепло. С нами пришла Нелли Степановна, та самая алтайка в национальном костюме. Стала рассказывать нам о местной культуре, традициях, разные байки и легенды. Удивительно как этот народ по крупицам собирает свою историю. Нелли Степановна с таким трепетом и гордостью рассказывала про каждый предмет в аиле. От всего происходящего возникало ощущение нереальности, словно это мы, но лет 200 назад.
Потом был традиционный алтайский обед на улице, под навесом. На первое – супчик из баранины с домашней лапшой, салат из ростков папоротника, каша «толкан», чем-то напоминающая кукурузную, обалденно вкусные лепешки. Все приготовлено на дровяной печи, которая находилась тут же, под навесом. Запивали все национальным напитком арочка (ударение на последний слог) , представляющий собой светложелтую, почти белую жидкость – напиток на основе сыворотки. Поначалу градус не почувствовали, но минут через 15 стало весело.
В пансионат явились мокрые, пьяные, но довольные.
На следующее утро в 8.00 мы должны были стоять на причале, который находился минутах в 20 ходьбы от нашего пансионата. Проснулись в 6 – дождь. Видимо он не прекращался всю ночь. Засомневались - ехать – ни ехать. Позвонили из турагентства, сказали что приедут за нами на машине. Мы надели на себя весь гардероб, сверху дождевики и отправились на прогулку по озеру. На катере мы оказались одни такие больные. Вместе с нами на южный берег ехала группа, которая шла по активному маршруту, человек 20. Даже надев на себя все лучшее сразу, глядя на экипированных до зубов туристов в стёганных куртках, шапках, перчатках, ботфортах и с какой-то фигней для сугрева зада, мы чувствовали себя жалкими. Под холодным дождем и ветром, замерзали мы очень быстро. Слава богу, на борту было два теплых трюма, в которых мы время от времени грелись, вытаращившись в люки. Сейчас, по прошествии времени, уже и не знаю, не повезло нам тогда, или наоборот мы счастливчики. Мало кто из туристов видит озеро в такую погоду. Картинка за бортом часто была довольно зловещая – горы укутанные белой пеленой, отовсюду струйками стекает вода. Водопады были более полноводными, чем обычно.
Сначала мы заехали на каменный залив. Место необычное. Такое ощущение, что когда-то здесь упал, как минимум, хороший снаряд, образовав внушительную воронку. Воронка вся сплошь усыпана камнями разных размеров – от мелких до очень крупных. Далее наш путь лежал на самый знаменитый водопад озера – Корбу. Как нам сказали, в этот день он был особенно красив и внушителен – раза в 1,5 больше, чем обычно. Насладившись водопадом, мы пошли искать чебуреки, обещанные проводником. Вообще-то я обычно немного брезгую подобной пищей, но тогда нам было настолько холодно и голодно, что брезгливость как-то сама отступила на второй план. Бабуля проспала наш катер, чебуреков нам не нажарила, видимо, не ожидала увидеть тут людей в такую погоду. Но еды мы все-таки дождались, еще попросили парочку чебуреков с собой.
Потом еще часа 2,5 мы плыли. С катера начинаешь понимать всю причудливость формы озера. Иногда кажется, что оно заканчивается, перед тобой возникает непроходимая гряда гор, но потом катер немного поворачивает и горы словно расступаются перед тобой, показывая дорогу дальше. Все эти горы носят причудливые названия типа Чёртовы ворота, голова дракона и т.д. Не знаю, сколько мы проехали в тот день водопадов – минимум 50. С середины озера они порой выглядели как тонкие белые полоски на горах. Проплывали мимо поселков, расположенных высоко в горах, поражаясь тому, как люди далеко живут от цивилизации. Потом проплывали мраморную гору, из которой в советское время хотели брать мрамор для строительства московского метро, но по каким-то причинам передумали. Чем южнее мы плыли, тем горы вокруг становились выше и выше. Наконец вдали показалось что-то черное, все в тумане – южный берег.
Зловещим южный берег озера показался только с воды. На берегу же было вполне нормально. У нас было минут 40, пока группа туристов, плывших с нами, выгрузят свои палатки на берег, а другая, которая должна была ехать с нами обратно, соответственно загрузит свое добро в катер. Мы пошли погулять. Не знаю, откуда уж там песок, но берег оказался песчаным. Притом песочек меленький такой, как на море. К тому же оказалось, что там полно народу. У истока реки Чулышман стоит туристическая база, к тому же весь берег усеян палатками. Люди приезжают сюда обычно на неделю, подальше от цивилизации и устраивают походы в горы. Я читала, что в этих местах много природных необычностей и красот, вроде долины каменных грибов. Но добраться туда без инструктора, а порой и без подстраховки, невозможно и небезопасно. Что удивило – количество иностранцев, преимущественно немцев, чинно прогуливавшихся вдоль берега. Даже для нас это был почти конец света, а для них… Впрочем, мне рассказывали, что многие, кто сюда приезжает, стремятся именно к этому – ощущению единения с природой, оторванности от больших городов.
Потом была долгая дорога обратно. Дождь перестал, зато начался холодный ветер. Мы большей частью грелись в трюме среди туристов, выглядевших отдохнувше-замученными и какими-то отрешенными от мира. В пансионат прибыли часов в 8 вечера. К вечеру, закон подлости, погода начала налаживаться.
К вечеру, закон подлости, погода начала налаживаться.
Наутро у нас была назначена экскурсия на голубую глину. Я подобные мероприятия называю «то бы такое придумать, чтобы занять людей, а заодно и денег заработать». Нет бы указатели по поселку поставить, народ бы сам дошел, нужно же из этого экскурсию соорудить. Нас повезли на автобусе. На самом деле это не так уж и далеко от Иогача, где мы были во второй день. К тому же это почти не стоит заплаченных денег. В жаркую погоду народ обмазывается голубой глиной и потом купается в речке, которая течет через дорогу. Мы ограничились рассказом о целебных свойствах глины, набрали себе немного, потом прогулялись вдоль реки, где обычно в жару купаются «голубые человечки» и вернулись обратно. Не знаю насчет лечебных целей, но для масок глина оказалась пригодной.
Остаток дня промышляли добычей рыбы и пихт. Сначала прикупили у местных рыбаков хариуса по 400 руб/кг, потом бегали по лесу в поисках маленьких пихтят, в надежде что они приживутся у нас на даче. Потом увидели грибы и забуровились в лес. Набрали килограмм пять черного груздя, которого вечером засолили в банке.
Отдельно надо сказать про флору Телецкого озеро. Она очень своеобразная и сильно отличается от того, что растет в западной и восточной Сибири. В прителецкой тайге растет большое количество хвойных деревьев, папоротника, все горы усеяны боданом. Притом что сорной травы, и вообще травы, практически нет. Трава весь теплый сезон низкая, будто стриженная. Оттого местным коровам есть практически нечего и молока они дают мало.
Наутро нас ждала долгая дорога домой. На этот раз мы ехали днем и удалось много чего рассмотреть. Ехали мимо Сросток, родины Шукшина, Горноалтайска, представляющего собой одну улицу между двух гор (непременно с площадью Ленина в центре и с бюстом вождя), места гибели Евдокимова недалеко от Барнаула, на котором построили часовню и поставили памятник.
Не скажу, что поездка выдалась какой-то суперинтересной или запоминающейся. Кого-то природа Алтая и любая природа вообще приводят в восторг, я же предпочитаю блуждать в каменных джунглях. Но то что после даже кратковременного общения с природой чувствуешь себя как-то чище и светлее, это абсолютно точно.