Парк Аугартен
На севере Леопольдштадта находится один из барочных парков Вены, Аугартен (Augarten). Он был разбит в регулярном французском стиле в 1650 году и открыт для публики неутомимым Иосифом II в 1775-м. Иосиф ненавидел роскошь Хофбурга, привел его в ужасное состояние, сократив всех слуг, а сам переехал во дворец Аугартена, проложив от него до Пратера широкую прямую перспективу (впоследствии уничтоженную бесчувственными градостроителями). Когда-то Моцарт давал в этом парке утренние концерты, а Иоганн Штраус-младший дирижировал увертюрами Вагнера, но ныне здесь царит романтическое запустение.
Дворец Аугартен (Schloß Augarten) был построен Фишером фон Эрлахом в конце XVII века и в 1780 куплен Иосифом II. Белое здание видно с улицы, но зайти в него нельзя: там размещается школа тех самых "мальчиков", что поют в хоре капеллы в Хофбурге. В качестве альтернативы любители барокко могут осмотреть длинный садовый павильон, где устраивались музыкальные мероприятия, а ныне находится Венская фарфоровая мануфактура, основанная в 1718 году (восемью годами позже майсенской). Любители традиционного фарфора могут здесь не просто увидеть лучшие его экземпляры, но и купить кое-что.
Перед вами одна из шести Башен противовоздушной обороны (Flakturm), поставленных в Вене в 1942 году (архитектор Фридрих Таммс). Эти уникальные памятники военной архитектуры составляют весьма необычную примету городского ландшафта. Они тем более интересны, что венское общество и власть, поняв, что разрушить эти пяти-семиметровой толщины стены невозможно, не взорвав весь город, предпочитают их почти полностью игнорировать (как и всю остальную нацистскую историю), и они торчат подобно гигантским, вопиющим о себе фрейдовским оговоркам.
Ставились башни парами (здесь, в Аренбергском парке, их тоже две): одна предназначалась для освещения неба и слежения за самолетами противника, другая - для зенитного отражения налета; кроме того, башни были убежищами, способными вместить каждая до десяти тысяч человек, стоящих плечом к плечу.
Башня в Аренбергском парке, возможно, будет иметь более удачную судьбу, чем другие: в ней уже сейчас хранится коллекция актуального искусства Музея прикладного искусства (MAK) и предполагается реализовать футуристический проект CAT (Contemporary Art Tower), по которому это мрачное место должно стать местом живого диалога между искусством и публикой. Архитекторы Сепп Мюллер, Михаэль Эмбахер и Петер Невер (директор MAK) собираются устроить здесь рестораны, кафе, студии, выставочные залы, а рядом будет поставлена ажурная стальная вышка для инженерных и информационных коммуникаций. На крыше здания будет полупрозрачный купол - круглый бар - художника Джеймса Турелла, а Дженни Хольцер обеспечит лазерные проекции текстов, от афоризмов и стихов до биржевых курсов. В итоге нацистскую башню превратят в конструктивистскую, похожую на Башню III Интернационала Владимира Татлина, причем крайне важно, что нацистское прошлое будет не стерто и затуманено, но критически осмыслено. Пока на реализацию проекта денег не хватает, но есть основания думать, что он все же состоится.