Сначала почему Бергамо - этот небольшой городок на севере Италии?
1. Это начальный и конечный пункт вот уже второго нашего путешествия по Италии. Сюда в аэропорт Orio del Serio прилетают самолеты разных бюджетных кампаний. от аэропорта до города 15 минут на автобусе.
2. Название города давно знакомо, оно стойко ассоциируется с Труффальдино из Бергамо и Константином Райкиным, но больше ничего об этом городе я не знала.
3. Город настолько понравился, что готова летель туда и третий раз.
4. Знаете как называются жители Бергамо? Не бергамцы, не бергаме, и не бергамоты, а... бергамаски. Очень интересно было познакомится с бергамасками.
После такого короткого вступления, попробую показать вам этот чудный городок. На самом деле он состоит из двух городов: старый город находится на скале и называется Citta Alta (Верхний город), а новый современный город находится у подножия скалы и называется Citta Bassa (Нижний город). И хотя основные "жемчужинки" находятся как всегда в старом городе, знакомство мы начали с Нижнего города, направившись по главной улице от ж/д вокзала к Верхнему городу. Улица эта имеет несколько названий: от вокзала идет viale Papa Giovanni XXIII, которая плавно переходит в viale Roma, а та, в свою очередь, в viale Vittorio Emmanuele II.
И вот еще на viale Papa Giovanni XXIII стоит такая красивая церковь - Santa Maria delle Grazia. Построена в 15 в, перестроена в нынешнем виде в 1800 г.
Сразу за ней Largo Porta Nuova - вход в Citta Bassa, почти античные пропилеи.
Но построены они в середине 19 в. А до этого здесь были ворота городской стены Muraine (15 в), которая опоясывала часть Нижнего города, в том числе всякие BORGHI - городские районы, которые располагались вдоль дорог, связывающих Бергамо с другими городами Ломбардии. Ворота закрывались на ночь. И до начала 20 в здесь был пропускной пункт (таможня), где взимались налоги и акцизы (весьма прозаическое назначение этих маленьких храмов).
Башня на заднем плане - Torre dei Caduti - военный мемориал, созданный (не удивляйтесь) в 1927 году. Аркитектор Marcello Priacentini. Посвящен погибшим в Первой мировой войне. Так что это псевдостарина. Предполагалось наверху поставить еще двух мавров, которые будут отбивать часы, как в Венеции. А площадь Vittorio Veneto и прилегающая к ней piazza Matteotti - это сердце современного Нижнего города. Находится прямо за "пропилеями".
Еще один жутковатый военный мемориал на этой же площади - Monumento dei Caduti, посвящен партизанам уже Второй Мировой. Памятник современный, создан в 1977 г скульптором Giacomo Manzu и подарен городу.
Эти элегантные аркады, окружающие слева и справа площадь Vittorio Veneto, созданы по проекту все того же Marcello Piacentini в 20 годах 20 века, вместе с башней dei Caduti. Но сама идея окружить площадь аркадами принадлежат бергамаским купцвм, которые построили аркады на этой площади еще в 1620 году. И здесь проводилась ежегодная ярмарка San Alessandro, на которую со всех окрестностей свозились изделия ремесленников. А Святой Александр является покровителем города и ему посвящена не одна церковь.
Это фасад все того же здания, но выходящий на бульвар Sentierone.
Отдельно взятая люстра.
Как и во всяком итальянском городе - памятник Виктору Эммануилу II, первому королю объединенной Италии. Вот памятник Гарибальди не сняла, не добралась до площади, где он конечно же тоже стоит.
Театр, посвященный Доницетти (построен в конце 18 в., арх. L.Luchini). Доницетта родился, жил и умер в Бергамо, поэтому о нем здесь помнят, и здесь есть театр, музей
и памятник Доницетти
Завершает ансамбль центральных площадей Нижнего города церковь San Bartolomeo, которая построена в 17 в на месте старого монастыря умилатов. В интерьере сохранился заалтарный образ Лоренцо Лотто "Дева Мария на троне с младенцем и святыми", остальная живопись - уже 18 в.
Барельеф, украшающий фасад церкви
Вид на Верхний город со стороны via Torcuatto Tasso. Реставрируется купол Дуомо.
Дальше мы направились к Академии Каррара, которая считается одним из лучших художественных музеев Италии. По дороге увидели церковь с довольно необычным фасадом. Это церковь San Spirito. Вот так она выглядела в прошлом году.
Церковь привлекает внимание необычной скульптурой на фасаде - падающая птица. Полагаю, что она символизирует сошествие Святого Духа. Эта скульптура четко выделяется на грубой неоштукатуренной стене. Оказывается она сделана совсем недавно - в 1971 г. Скульптор Somaini из города Комо.
А сама церковь 16 в (архитектор Pierre Isabello), правда в 18 в ее перестраивал другой бергамаский архитектор - Caniana. Интерьер церкви ренессансный, и знаменит работами Andrea Previtali и Lorenzo Lotto (16 в). В этом году к сожалению клюв птицы поломался и такого впечатления уже нет.
Далее мы шли по милым улочкам via Pignolo, via San Tomaso. Улочки сплошь застроены церквами, дворцами (уж не буду описывать каждый) и просто красивыми домами. Во многих из них очаровательные внутренние дворики, к которым ведут красивые проходы, украшенные лепкой, живописью. Просто хотелось осмотреть каждый, настолько они разнообразны. Привожу только один.
И вот мы подошли к музею Academia Carrara. Здание было построено в 1810 г графом Giacomo Carrara. В нем размещалась его частная коллекция живописи и школа искусств, которая работает до сих пор. Первоначальная коллекция Giacomo Carrara была позднее дополнена другими коллекциями и получился замечательный музей - один из лучших в Италии (а есть ли там худшие?). Экспозиция, открытая для посетителей, состоит из 15 залов, в которых картины размещены по школам и в хронологическом порядке: тосканская, венецианская, ломбардская. Около 1000 работ и среди них просто шедевры - Рафаэль, Боттичелли, Беллини (все), Мантенья, Карпаччо, Тьеполо, Лотто, из иностранных - Рубенс и Дюрер, Брейгель и Ван Дейк. Но еще около 600 картин в залах 1-го этажа почему-то закрыты для обычных посетителей. Там должна быть итальянская живопись 15 - 18 вв. Что они скрывают?
Осмотрев этот музей (очень понравился! на улице был ливень и нам некуда было торопиться), мы по улочке-лестнице via della Noсa стали подниматься в Верхний город.
Верхний город окружен очень мощными стенами, которые были сооружены в 16 в, когда он принадлежал Венецианской республике. Эта колоссальная работа (стены длиной около 5 км и 16 бастионов) длилась 50 лет. Почти вдоль всех стен можно прогуляться по разным viale - бульварам, с которых открываются замечательные виды.
Ров вокруг стены
Входим в город через ворота San Agostino - это одни из 4-х городских ворот.
Вот и символ Венеции на них.
Слева на самом высоком месте Верхнего города, на вершине холма Sant'Eufemia, где когда-то стоял римский Капитолий, возвышается крепость Rocca.
На склоне холма пастораль с овечками.
А справа - монастырь San Agostino.
Монастырь старый - 13 в. Но фасад церкви более поздний, готический. Это одно из немногих сооружений Верхнего города, которое не было разрушено при сооружении городских стен. Говорят, что для этого командир венецианского войска граф Сфорца Паллавичино (Sforza Pallavicino) был подкуплен сундуком с золотыми монетами.
Монастырь не действующий, сейчас там какое-то светское учреждение.
Святой Августин украшает фасад церкви.
А от стен монастыря раскинулись вот такие виды:
Город расположен у подножия Orobic Alps - вот мы и видим их на горизонте.
Монастырь находится в восточной части Верхнего города. Отсюда по via Porta Dipinta отправляемся к его центру. Улица получила название от того, что раньше вела к воротам в стене Porta Sant Andrea. Эти ворота были разрушены в 1827 году. А дальше цитата: "это самая красивая улица Бергамо и одна из самых очаровательных в Ломбардии...". Возможно, так как на ней расположены такие живописные дома, как этот, церкви и дворцы.
Вот одна из таких церквей, маленькая, но это одна из жемчужин Бергамо. Церковь была построена в 12 в и сохранила свои фрески. Считается, что это великолепная коллекция фресок всех стилей и эпох: романской, византийской, готической, барочной, ренессансной. Капелла Мадонны расписана Lorenzo Lotto, который оказывается жил на этой площади.
Мраморный барельеф и герб над порталом Palazzo Pellicioli (17 в)
Piazza Mercato delle Scarpe. Старый фонтан на площади утоляет жажду людей аж с 1486 г. А площадь построена на месте пересечения двух важнейших древних дорог: одна вела в Венецию, а другая в Милан. Отсюда и сегодня начинается сегодня главная улица Верхнего города via Gambito - бывший римский декуманум.
На этой же площади во дворце 17 в находится верхняя станция фуникулера, на котором легко подняться в Верхний город из Нижнего.
Вот этот фуникулер.
Но перед тем как идти к центральным площадям, я решила осмотреть крепость Rocca.
Это улочка к ней, называется конечно же via Rocca
А это вход
Крепость начали строить в 1331 г к приезду короля Богемии и Польши Яна I Люксембургского, но не достроили. Достроили ее венецианцы в 16 в, в частности построили эту высокую круглую башню и здание рядом, в котором размещалась школа бомбардиров. Крепость успела побывать и убежищем, и казармами, и тюрьмой.
В 1847 г австрийцами были то ли расстреляны, то ли сожжны узники тюрьмы. Поэтому сейчас вокруг крепости разбит парк памяти Parco della Remembanze. Различные памятники и орудия говорят о его назначении.
А виды из этого парка один другого лучше.
На Нижний город и окружающие горы...
на монастырь San Adostino.....
на Верхний город. Огромное здание на заднем плане - Семинария Иоанна XXIII с собором, посвященным Иоанну Евангелисту и Иоанну Крестителю.
Справа - башня Гамбито (Torre del Gambito), старинная (XII в). Таких башен в средние века было много, сохранились единицы. Это одна из сохранившихся. В центре купола с башенками - это церковь Санта Мария Маджоре и Капелла Коллеони. Купол Duomo реставрируется.
Слева направо: компанилла церкви San Pancrazio, Duomo, Torre del Gmbito, Башня Большого колокола. Кстати, только что ездила на Валдай, и в Музее колокольчиков узнала, что "колокол" по-итальянски "компан", вот отсюда и компанилла.
Еще один вид компаниллы церкви Sab Pancrazio
[img]http://photos.streamphoto.ru/6/6/5/d424706e032898257d4965473cea5566.jpg[/img
Сама церковь San Pancrazio, кстати, имеет совсем простой фасад
а фонтанчик перед ней на крошечной площади очень мил.
Крыши Верхнего города.
Стена крепости
И на обратном пути снова сняла эту милую цветочную галерею
И вот наконец добралась до главной площади Верхнего города - Piazza Veccia (Старая площадь)
Не могу удержаться...
"Площадь кажется даже слишком прекрасной. В центре фонтан пускает в небо единственную струю. Мраморную чашу фонтана охраняют маленькие львы. Они сидят, удерживая тяжелую металлическую цепь, что спускается петлями из одной пасти в другую. Какие же они добрые и послушные, возможно, это представителя давно вымершего племени, которых Марко Поло, по слухам, привез из Китая. Сразу видно, что дикие мысли, а уж тем более кровожадные, ни разу не приходили им в головы. Цепь они держат, словно вечернюю газету." Генри В.Мортон "Прогулки по Италии".
Прекрасное старинное здание сзади с крылатым венецианским львом - это одна из самых старых в мире ратуш - Палаццо делла Реджоне (Palazzo della Regione), построено в 12 в. Справа в углу - лестница, ведущая на второй этаж, в парадный зал.
Еще раз фонтан Contarini. Он назван по имени венецианского подесты (наместника), который подарил его городу в 1780 г. Но установлен он на этой площади только в 1922 году, а до этого здесь был памятник Гарибальди. По-моему достойная замена, а Гарибальди стоит в Нижнем городе на не менее красивой, но не такой древней площади.
Фрагмент фасада Палаццо делла Реджоне с трехчастным венецианским окном и крылатым львом.
Еще одно прекрасное здание на Старой площади - Городская библиотека (Biblioteca Civica). Над его аркадой хранится более 200 тысяч книг и несколько знаменитых рукописей. Ну где еще, кроме Италии, найдется городок такого размера, где бы построили раскошный дворец специально для библиотеки? Дворец построен по проекту архитектором Скамоцци в 1604 г.
Башня Большого колокола - Torre "Campanone" - башня 11 в. До сих пор каждый вечер колокол отбивает на ней 100 ударов, напоминая о древней традиции - вечерний звон был сигналом к закрытию городских ворот. Находится в углу площади справа от Палаццо делла Реджоне. Лестница , которая поднимается вдоль стены башни, ведет на второй этаж Палаццо делла Реджоне.
В узком проходе между Палаццо делла Реджоне и Башней Большого Колокола видна жемчужина Бергамо - капелла Коллеони. К сожалению фотография не передает той игры цвета мрамора, которым облицованы стены капеллы. А выходит она на Соборную площадь (piazza Duomo), которая оказалась на удивление маленькой, поэтому сфотографировать все ее шедевры оказалось чрезвычайно сложным делом. Вот что получилось.
Внутри капеллы фотографировать не дают. Впрочем на меня фасад произвел большее впечатление. Про Коллеони ничего писать не буду, о нем очень подробно написал Г.Мортон в уже цитируемой книге. Кому интересно - почитайте.
Это фасад Палаццо делла Реджоне, который выходит на Соборную плащадь. Огромные готические аркады нижнего этажа создают переход, который соединяет две площади: Старую и Соборную. Кстати первоначально именно этот фасад дворца был главным, и уже после пожара в 15 в его развернули на север, на piazza Veccia.
К сожалению в прошлом году собор реставрировался, поэтому внутрь я не попала, да и снаружи сфотографировать его было сложно. Вот так получился главный фасад собора, выходящий на piazza Duomo. Он вплотную примыкает к Палаццо делла Реджоне. Собор посвящен Св. Александру - покровителю города. Здание начали строить в 1459 г, а закончили только в начале 20 в - вот такой долгострой. В этом году реставрировался фасад Палаццо Реджоне, примыкающий к Дуомо, поэтому снимки получаются еще хуже.
Вот как это выглядит сейчас.
Но зато теперь он открыт и я смогла осмотреть его внутри. Интерьеры в нем оказались барочные. Это алтарная часть
И подкупольное пространство. Реставрация интерьеров еще идет, поэтому он выглядит слегка пустым.
Это портал церкви Santa Maria Maggiore, который находится рядом с капеллой Коллеони. Украшением многих ломбардских церквей были красивые скульптурные порталы. Этот напоминает театральную сцену, на которую выехал рыцарь на коне в полном вооружении и двое святых. Рыцарь - святой Александр, покровитель Бергамо, а выше Мадонна с младенцем и тоже окружена святыми.
Это нижняя часть портала. Колонки, поддерживающие портик, опираются на спины розовых львов. Вот такая мраморная роскошь на простой каменной стене, прямо мавритания какая-то.
Другой портал, который находится на противоположной (южной) стене церкви, попроще, но мотивы те же.
Церковь внутри необыкновенна нарядна. Интерьер относится уже к 16-17 вв, барочный. И хоть я видела уже много барочных церквей - эта меня просто поразила. Впечатление такое, что весь потолок, стены оплетены белоснежными кружевами с живописными вставками. Ничего подобного больше нигде не видела. Есть и старинные фрески (14 в), и ковры флорентийской и фламандской работы. Фотографировать было нельзя, поэтому я только украдкой сняла два надгробия: первый - Доницетти, второй - Simon Mayr (не знаю, кто это такой)
и великолепную резную деревянную исповедальню (1704 г)
Апсиды церкви выглядят тоже внушительно и нарядно.
И, наконец, еще одно важнейшее сооружение на Соборной площади - Баптистерий. В прошлом году он тоже реставрировался и был весь закрыт, я все ходила искала, искала его, не догадываясь, что он так плотно закрыт. А в этот раз прихожу на площадь и вижу вот такую игрушку даже я бы сказала. Он маленький, значительно меньше известных баптистериев в Пизе и Флоренции. Построен был в 1340 г Giovanni da Campione, но в 18 в был перестроен.
Насмотревшисьвдоволь на всю эту красоту, я отправилась по направлению к семинарии. Семинария посвященной папе Иоанну XXIII, который мальчиком учился здесь, а потом преподавал в ней. Это первая семинария в Италии, она существовала уже в 1567 г, но на это место была переведена только в 1819 г. В 1962-67 гг она была реконструирована и сейчас является самой современной в Италии. Это вход в Семинарию. Над ним огромная бронзовая скульптура папы, сидящего в кресле. Туристам нельзя, поэтому снимала издалека.
А это купол главного собора на территории семанирии, посвященного Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту.
http://photos.streamphoto.ru/8/e/f/89ac … 618fe8.jpg
По дороге постаралась заснять колокола ломбардских компанилл. Они совсем не такие как наши. Здесь хорошо видны механизмы, которые раскачивают сам колокол, а не язык, как у наших колоколов.
Дальше я вышла на бульвар S.Giovanni, который разбит на одном из бастионов стены, окружающей Верхний Бергамо, недалеко от Семинарии. Оттуда снова открывались великолепные виды на город и на холм San Vigilio, который поднимается еще выше.
Но в прошлом году я туда подняться не успела, времени не хватило. Гуляя вокруг стены я вышла на еще одну видовую площадку, - Largo Colle Aperto, холмы остались слева, а у их подножия вилась красивая улочка.
Совсем рядом справа находятся еще одни ворота в верхний город - Porta San Alessandro, а за ними еще один фуникулер. Но вссе это пришлось оставить и поворачивать обратно. Зато в этот раз я первым делом именно туда и полезла. Я вот недавно прочитала, что известный русский историк-медиевист, педагог Иван Михайлович Гревс считал, что "покорение" любого города нужно начинать с самой высокой точки. А я если и не начинаю, то не могу считать город изученным. если не залезу на эту самую высокую точку. В Бергамо это холм San Vigilio. О нем тоже очень красиво пишет Г.Мортон - не буду его пересказывать. Но объединю фото из двух поездок.
Вот они - Porta San Alessandro.
Несколько минут на фуникулере (первом в этот день), и я на вершине. Первым делом, конечно, виды.
Это я пользуюсь увеличительными возможностями моего фотоаппарата.
Это церковь San Georgio.
Налюбрваашись красивыми видами, отправилась смотреть, что осталось от замка Castle San Vigilio, который когда-то стоял на вершине холма. Увы, осталось немного. Зеленый парк с видовыми площадками на самом верху
и остатки мощных стен и башен, тоже заросшие зеленью.
Это портал маленькой церквушки - San Georgio.
Спускалась с холма я пешком по пологой лестнице, которая шла парллельно фуникулеру.
Вернувшись обратно на Largo Colle Aperto, и пройдя в ворота башни оказываешься в Цитадели. Это площадь, которая находится на месте крепости, построенной еще в 14 в миланским герцогом Бернабо Висконти. Сейчас здесь находятся сразу два важных музея: Археологический и Музей естественных наук (естествознания). Их я не посетила, времени уже не было.
На площадь есть два входа под двумя башнями. Вот одна из них - Torre della Companella. Она построена в 1520 г и является входом на piazza Citadella из города. Вторая башня (я ее почему-то не сняла) ведет с площади за пределы города.
Башня делла Кампанелла выходит вот на такую площадь. На заднем фоне опять возвышается купол церкви святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста.
Снова иду по viale delle Mura (вдоль стены)
еще одно palazzo перед выходом
и еще одни ворота - Porta San Giacomo.
По пологому пандусу выходим снова в Нижний город. Прогулка заканчивается. До новых встреч!
Отредактировано irena (2008-10-26 17:35:20)