Путешествие в Хеб, или извини Талюша, дорогая!
Какого чёрта мы с женой потащились в Хеб, вероятно, одному ему (чёрту) только доподлинно и известно. Ведь что есть Хеб? Cамый западный город Чехии, по сути - типичный средневековый немецкий городишко, затерявшийся в дремучих лесах Западной Моравии. Обойти его три раза кругом – раз плюнуть! И делать тут вроде нечего совершенно. Так что самая главная притягательность этого захолустья, пожалуй, заключается в другом - его асфальт ещё не топтали вездесущие талюшины ножки! Так что, сладостно расчёсывая собственное эго, я с полным правом записываюсь в первооткрыватели этой замечательной чешской дыры для широкой российской интернет-общественности. Обскакал!
Найти Хеб на карте Чешской Республики непросто. Подскажу: это недалеко от Карловых Варь, самого русского города во всем Шенгене. Туда мы приехали автобусом из Праги, галки ради под проливным дождем дошли до Пуппа и быстренько ретировались сушиться в одну из здешних русских гостиниц, чтобы по утру отправиться в Мариенбад. Сама эта поездка в Карлсбад была уступкой исключительно супруге. Я тут уже отметился в прошлый приезд в Чехию – естественно, благоразумно оставив кольцо дома («Не приведи господь, потеряю!»), жене же всё было внове, хотелось на воды, непременно теплых вафель в штирлицевском кафе «Элефант»... Ну ладно, не вопрос, поехали! Посмотрим хотя бы, как поднялась в цене карлсбадская недвижимость за три минувших года. Но тайно я жаждал встречи с Мариенбадом! Ведь в Карловых Варах бывает всяк кому не лень, а вот Марианские Лазны – это вам не какой-нибудь Чешский Крумлов! Талюша слюной поперхнётся и срочно побежит не в португальское, а чешское консульство!
Однако, когда утром мы оказались на главном надрази города, вдруг выяснилось, что ближайший поезд на Мариенбад будет только часа через три. Прокол! Еще никогда в своей туркарьере я не являлся на вокзал таким полным лохом! Но признаюсь: я поехал в Чехию совершенно неподготовленным! Абсолютно! Вдруг захотелось попутешествовать как все – по настроению. Встал утром, потянулся, выглянул в окно, поплевал на палец, выставил на ветер – а поеду-ка я сегодня на воды! Погружусь, так сказать, в стихию случая. Пойду туда, куда ноги поведут - никаких планов, расписаний автобусов и электричек, поездов и трамваев, никакого списочка обязательных к просмотру достопримечательностей. Отдохну душевно, с ленцой, сибаритствуя и наслаждаясь моментом…
Вы были на главном карлсбадском надрази? Нет? Вы многое потеряли. Карловы Вары – лощённый, вылизанный город, роскошные отели и виллы, бутики «D&G» и «Prada», вечерний блеск слепящих витрин - «Шубы», «Хрусталь», «Гранаты» кириллицей, по мокрому асфальту тихо скользят «Бентли» и «Порше», богатые российские пенсионеры чинно ходят с поильничками от фонтанчика к фонтанчику… Главный городской надрази – разруха полнейшая, тщательно сохраняемая в полной неприкосновенности музейная экспозиция «Крах экономики социалистической Чехословакии» - видимо, в назидание потомкам на веки вечные. Вот был случай – конец света настал на дальневосточном о. Русский – кто-то хотел поживиться кабелем, сдав его цветным металлом в утильсырье. Стыдоба! Но как же приятно жить в мире глобализма! При нас пожилой чех прикатил в зал ожидания главного карлсбадского железнодорожного вокзала целую детскую коляску каких-то обрезков труб и прочего мелкого металлолома и долго громыхал им, запихивая в ячейки автоматических камер хранения. Супруга моя, которая в собственной квартире моет руки четыре раза в час, вернулась из тамошнего, простите, туалета в полном шоке и нервно рванула с моих колен свою сумку в поисках влажных салфеток. «Это просто ужас! - тихо простонала она мне на ухо. – Не ходи туда!» Естественно, обуреваемый любопытством, я тут же смело направился в сортир. Да, забыл отметить, что ключ от туалета нужно предварительно попросить в окошке ручной клади, ну а само посещение мужской, равно как и женской комнаты бесплатное – как и положено в любом приличном чешском музее. Экспозиция «WC» мне понравилась: правда, не так уж было и грязно, как ожидалось по квадратным глазам жены, зато граффити на дверях и стенах были смелы, откровенны и авангардны – с сексменьшинством в Карлсбаде всё в порядке. Особенно впечатлила картина на двери одной из кабинок, выполненная синей шариковой ручкой - мелким убористым почерком от верха до низа полотна фоном шла, видимо, некая вдохновенная поэма (к сожалению, по-чешски не читаю), мастерски перемежаемая фломастерными графическими вставками в стиле натур(ал)изма. «Синие носы» со своей ныне всемирно известной «Эрой милосердия» - сама невинность! Соц-арт должен равняться на карловарских мастеров.
На вокзале были и другие не менее любопытные выставки, например, ресторан, откуда аппетитно несло каким то супчиком (сразу вспомнились счастливые студенческие годы, наша столовка на втором этаже и буфет на третьем!), однако я и в Третьяковке больше часа не выдерживаю, так что пришлось взглянуть на табло «Arrival/Departures» несколько более пристально… Мариенбадский намечался через 2,5 часа, пражский – через час, а вот некий Хеб обещался нарисоваться буквально вскорости.
Хеб… Что мы знаем о Хебе? Абсолютно ничего не знаем. А что Талюша писала о Хебе? Головной девайс стремительно загудел-зашуршал, мысленно перематывая терабайты талюшиных текстовых и фото- файлов. «Поиск закончен. Ничего не найдено. Повторить поиск?». Даст ист фантастиш!! Талюша о Хебе не написала ни строчки! Невероятно! Удача неслыханная! В Хеб, в Хеб срочно!!!
Экспресс «Прага – Хеб», прибывший в Карлсбад с 20-минутным опозданием, протяжно тормознул на первом пути. Из него вышли человек 70 – с чемоданами и баулами, вошли – не более десятка. Не шибко современный вагон с купе на шесть сидячих мест в каждом, но все чистенько и пристойно. Через 50 минут мы вышли в 6 км от немецкой границы. Не в чистом поле, конечно, а на вполне сносном вокзале Хеба. После карслбадского вокзала, который явно недобомбили еще в годы Первой мировой, это стало приятной неожиданностью. Но не единственной. На соседнем пути стояла элегантная сине-бело-голубая электричка «Cheb - Tirschehreuth» c горделивым чёрным бундес-орлом на головном вагоне. Собственно, вагонов было всего-то два и оба головных – таким образом ехать электричка могла в принципе в любую сторону. И как не трудно было догадаться, собиралась она вскорости отправиться вовсе не в чешские глубины. Жалко, у нас была только чешская виза, а то можно было бы прокатиться до живописной деревушки Mitterteich, о которой я столько слышал (чистый баварский воздух, густые леса, альпийские луга, бурёнки, фрахтверковые домики – пасторалька с саксонского фарфору! У-тю-тю-тю!) – и утереть Талюшке нос дважды. Однако немецкого шенгена у нас в паспорте не имелось, так что мы гордо прошли мимо паршивой фээргэшной электрички прямиком на привокзальную площадь, где, естественно, сразу же и обнаружился стенд с картой города. На замечательной сей карте кружочками с цифирьками были любезно обозначены все городские достопримечательности. Самое приятное, все они очень даже плотненько кучковались в непосредственной близости от надразя и с площади вела к ним (достопримечательностям) прямая как стрела улица.
Сначала мы пересекли привокзальную площадь. Дурацкая площадь, ничего интересного. Потом пошла собственно та самая уличка - Свободы. Хебским курам на смех! Дураку ясно, что до Гавела это была улица Людвига Свободы. Людвига стёрли и стало пафосно – вот и все дела. Дурацкая улица. Ничего интересного – супермаркет, какой-то вещевой рынок, в узком зеве которого в ожидании покупателей уныло стояли въетнамцы. Покупателей не было. Потом вдруг дурацкая улица как-то незаметно перешла в приятную пешеходную зону, на которой как-то сами собой возникли туристы. Их было немного, все они неспешно шли в одном направлении и все говорили исключительно по-немецки. Некоторые с берлинским акцентом. В конце улицы что-то привлекательно маячило. То была площадь. Центральная площадь Хеба. Четверть часа ползком от надразя. Названия не помню. Если я подготовился бы к чешской поездке так, как это у меня обычно бывает с более дальним зарубежьем, то знал бы. Но уж извините, в Хеб я поехал с бухты-барахты. А кому интересно, пусть посмотрит в географическом справочнике Вся Чехия» (том на букву «Х») . А мне на фиг не нужно название этой площади. Уж больно мудрённое название, запомнить его – только память насиловать. Да и не к чему – какая собственно разница, пусть будет просто – главная хебская площадь…
Почти все главные намести чешских провинциальных городков до неприличия некреативны: узкий длиннющий плац с плотно прилепленными друг к дружке разноцветными домиками, обязательный чумной столб и фонтан. Скукота! Я вот сейчас в большом затруднении с идентификацией фотографий этих самых площадей: где это - Тршебонь, Телчь, Хеб? Хотя – вру. Если напрячься, идентифицировать главную хебскую площадь попроще – помимо фонтана и чумного столба там есть еще и Шпаличек.
Шпаличек – гордость хебчан. Турист едет сюда поглазеть именно на Шпаличек. В первую очередь, конечно, немецкий турист – как ни странно. Шпаличек – это 11 фрахтверковых домиков аж 13 века, от дряхлости привалившихся друг к другу вкривь и вкось, того и гляди рухнут от бессилия. Утверждается, что некогда Хеб был вотчиной германцев и звался Эгером, потом чехи немцев с этой земли вышибли, всю эту немецко-еврейскую слободу разрушили, зачем-то оставив в живых эти домики, которые, с одной стороны, явно нарушают строгую архитектурную целостность главной намести (стоят себе прямо на площали чужеродным тортиком!), а с другой, - что плюс, явно помогают идентификации туристских фотоснимков. И чего немцы, раззинув рты, толкутся у Шпаличека и снуют туда-сюда по узкой улочке-щели, что делит эту кучку средневековых шестиэтажек на два квартальчика – убей, не понимаю! Как-будто у них в родном Фатерланде своих фрахтверковых домов нет, что надо через границу тащиться! Видимо, по Эгеру ностальгируют и новые козни строят славным братьям-славянам.
Обойдя в недоумении эту рухлядь, я вдруг наткнулся на городской музей. Ходить по провинциальным краеведческим музеям – неприлично пустая трата времени, однако в Хебе я решил сюда таки заглянуть. А иначе откуда я узнал бы про Шпаличек, про Эгер, про Барбароссу и подлое убийство Альбрехта Валленштейна – про все главные хебские хиты. А убили Валльдштейна как раз в этом самом краеведческом музее.
Как я понял, гуляя по скрипучим музейным полам, Валленштейн/Вальдштейн был важной шишкой, фельдмаршалом императора Фердинанда Второго Габсбурга. У него была отличная лошадь и ее чучело украшает один из залов первого этажа музея. На другом этаже есть комната, где стоит кровать с балдахином, в которой любил спать знаменитый полководец. В этой комнате его и грохнули по тайному приказу императора. Фердинанду не нравился дворец, который богатый и гордый Валленштейн выстроил в столице. Тот, кто бывал в Праге и из окон скромного Королевского дворца в Пражском граде смотрел вниз на громаду Валленштейнского дворца – с этой его гигантской лоджией а-ля Флоренция, с этими садами со статУями, фонтанами и павлинами, Фердинанда поймет: не лезь поперек батьки, всяк сверчок знай свой шесток! А Валленштейн свой шесток не знал, за что и поплатился. Но не в Праге, а в Хебе.
Поздним вечером 25 февраля 1634 г. в его спальню ворвались посланцы Фердинанда. Валленштейн встретил их у раскрытого нараспашку окна – спокойно и с достоинством. «Что вам угодно, господа?» - спросил он надменно. История, правда, умалчивает, что именно вопросил Вальдштейн – это я уже сам реконструировал события того печального вечера, внимательно рассматривая старинную гравюру на стене помещения. «Умри, несчастный!» - воскликнул подлый англицкий наймит, втёршийся в доверие фельдмаршала, и с силой проткнул алебардой грудь заслуженного воина, героя Тридцатилетней войны и победителя сражения у Белой горы. Фельдмаршал покачнулся, но устоял. «Еще не время!» - засмеялся он, помятуя о гороскопе, составленном самим Иоганном Кеплером. Этот гороскоп полководец носил с собой почти четверть века в потайном кармашке жилетки (витрина №3). Знаменитый математик И. Кеплер еще в 1608 г. предсказал, что Вальдштейн примет смерть в результате коварного предательства в начале марта 1634 г., а был – напомню, еще только конец февраля. Бедный Вальдштейн не знал, что Кеплер составлял гороскоп на основе сложнейших математических расчетов месторасположения Юпитера и Меркурия относительно друг друга - и совершенно упустил из виду Уран. А эта планета в те далекие годы еще не была открыта. Вот если Кеплер знал бы об Уране, то, конечно же, не ошибся и предсказал бы именно февральскую дату.
Невежество Кеплера простительно, беспечность Вальдштейна - глупа. Вместо того, чтобы выпрыгнуть в окно, вскочить на лошадь и призвать под свои знамена преданных сторонников, фельдмаршал устроил Судьбе нелепое испытание. «Еще не пришло моё время умирать!» - надменно засмеялся он. «Ах так! Ну тогда получай!» – усмехнулся в усы второй англицкий наймит и рубанул шашкой. Резкий свист воздуха, острый металл как бритва рассёк вельможную шею, голова великого полководца стремительно вылетела в распахнутое окно, по широкой дуге пролетела добрый десяток метров и хрястнула об угол одного из фрахтверковых домиков Шпаличека. Удар был столь силён, что голова выбила из здания порядочный кусок, образовав крупную выбоину. Каким-то чудом она зацепилась за острый камень и потоки крови, пузырясь и вскипая, медленно поползли вниз, застывая и впитываясь в камень и штукатурку. Некоторое время голова Вальдштейна – не веря глазам своим, ещё взирала на своих убийц, зачарованно застывших в окне напротив, явно пыжась что-то им сказать, а потом рухнула наземь, с треском расколовшись пополам. С диким криком «Англичане убили фельдмаршала!» маленький паж полководца выскочил из дверей дома, схватил останки черепа и бросился бежать в сторону замка Барбароссы…
Больше пажа не видели. Голову не нашли. Тело захоронили. И с тех пор хебчанам по ночам нет покоя. Местная легенда гласит, что каждую полночь дух убиенного встает из могилы, вскакивает на любимую лошадь и бродит по старому городу, разыскивая свою голову. И так – каждую ночь. Ужас! Еще одна местная легенда рассказывает, что некий неверующий хебчанин по имени Менгер посмеивался над суеверными горожанами и однажды, приняв для храбрости изрядную порцию хмельного, отправился на встречу с духом Вальдштейна – лишь под утро друзья нашли его в полном беспамятстве. Очнулся Менгер лишь ровно настолько, чтобы успеть рассказать приятелям о пережитом кошмаре, а потом снова впал в бред, да вскорости и скончался в сухой горячке. С домом, о который разбилась голова Вальдштейна - особая история. Выбоину хебчане, естественно, заделали и покрасили дом в живенький померанчевый цвет. Вот только каждый год, вечером 25 февраля, из заделанной выбоины вдруг начинала проступать фельдмаршальская кровушка. Поговаривают, что она до сих пор проступает, но современные хебские власти проблему решили проще – дом теперь красят в эдакий грязненько-красненький цвет, толком ничего не видно. Сколько я не всматривался, так и не понял толком – то ли кровавые подтеки, то ли просто разводы финской краски… Поговаривают еще, что в этот февраль приезжал в город один известный немецкий ученый-биохимик, соскреб что-то там со злополучной стены, в пробирку засунул и увез в суперсовременную немецкую лабораторию изучать этот хебский феномен –молчит пока. Все это, конечно, местные небылицы, но вот голову Вальдштейна я тоже видел - своими собственными глазами. Хебцы отлили ее в бронзе да в злополучную выбоину и установили. Всяк ее может лицезреть – хоть из окна фельдмаршальской спальни, хоть у дома того. Собственную голову только задрать надо слегка. Есть у меня сильное подозрение, что неспроста голова там торчит. Видимо, для успокоения потустороннего духа. Ну а на всякий случай, тут же рядом – в одном из домов Шпаличека, буквально за углом, и местная полицай-управление обитает. Бронза бронзой, а наручники – появись знаменитый хебский маньяк, как-то надежнее. Вот какие страсти-мордасти можно узнать, посетив городской краеведческий музей у стен древнего Шпаличека…
Заключая местные байки о Валенштейне, поведаю и о постыдной эксгумации трупа – что правда. Не везет фельдмаршалу с телом. В 1975 г. это было. Тогда и выяснилось, что у него была давняя «венгерская болезнь», которая привела в последние годы жизни к сухотке спинного мозга и деформации скелета. Оказывается, временами Альбрехт Венцель Евсевий фон Валленштейн просто не мог двигаться. Про то написано в книжке Ивана Лесны «О недугах сильных мира сего. Властелины мира глазами невролога», в лавке хебского краеведческого музея много книжек о знаменитых хебчанах продается. Отсюда становятся понятны два момента его биографии. Увы, не мог фельдмаршал в окно сигануть. И во-вторых… Помните в его пражском дворце колоссальную «стену монстров»? Те, кто вслед за Шиллером Валленштейном восхищаются, скажут – а-ля сталактиты это, дань тогдашней парковой моде. Нет, дорогие! Монстры это! Причудливо извращенное сознание престарелого сифилитика. Так что давайте пользоваться контрацептивами! И будем жить долго и счастливо. И это вдвойне актуально в Хебе – столице чешского секстуризма!
Полезные ссылки:
Сайт г. Хеб:
http://www.mestocheb.cz/e_index.asp
Список всех достопримечательностей г. Хеб:
http://www.mestocheb.cz/html/e_pamatky.htm
Хебский замок:
http://www.chebskyhrad.cz/
Музей г. Хеб:
http://www.muzeumcheb.cz/
Все о г. Хеб (на англ. Яз.)
http://www.answers.com/topic/cheb
Карта (план) г. Хеб:
http://www.mestocheb.cz/html/e_mapa_pam.htm
Аэрокарта г. Хеб:
http://www.mapy.cz/#x=128394608@y=13598 … _218103808
Транспорт (как добраться до Хеба поездом из Праги, Карловых Вар или Мариенбада):
http://jizdnirady.idnes.cz/JRCis.asp
Легенды и байки г. Хеб (Tatiana Spitsyna, «Легенды чешских замков и крепостей»):
http://forum.lgz.ru/viewtopic.php?t=118 … highlight=
Фотоальбом
http://fotki.yandex.ru/users/kursif/album/14984/
Отредактировано Arial (2008-11-11 19:41:42)