* * * * * * * * * *
Трудно представить, но перед революцией в небольшой Хиве насчитывалось свыше 60 медресе (5). Сегодня их осталось намного меньше - около 20, но всё равно, почти каждой второй архитектурный памятник Хивы - это именно медресе. Они находятся в основном в центральной части Ичан-Калы, включающей в себя 1-2 квартала по обе стороны от пересекающей весь Внутренний город от Западных до Восточных ворот улицы Палвана Кори, но встречаются и на "окраинах", а самым большим из таковых является Медресе Амир-Тура, возведённое 1870 году на средства старшего брата тогдашнего хорезмского правителя Мухаммада Рахим-хана II и по традиции названного его именем ("побелочка" на фасадах явно - судя по фотографиям в инете - появилась совсем недавно, так что если кто застал его ещё в прежнем "однотонном" облике, не удивляйтесь). Что же касается отсутствия столь типичного для больших медресе Хивы голубого декора на пештаке, то, как пишут, сделать его просто не успели по причине "скоротечного" занятия города русскими войсками генерала К. П. фон Кауфмана.



Медресе Амир-Тура - единственное двухэтажное медресе в северной, практически "спальной" части Хивы, где преобладают простые одноэтажные дома, и на их фоне оно выглядит великаном:)
Мне же больше нравятся небольшие одноэтажные медресе без цветных украшений (по этой причине Бухара мне в большей степени пришлась по душе, нежели Самарканд с его голубыми куполами) - они, на мой взгляд, выглядят более аутентично и более колоритно. Вот как, к примеру, Медресе Абдулла-хана середины 19 века:

Оно тоже, как и большинство хивинских медресе, носит имя хана, но было построено не им, а его матерью после того как сам хан, будучи в возрасте всего 17 лет, погиб в сражении с туркменскими кочевниками.
Сейчас в Медресе Абдулла-хана находится Музей природы Хорезма, и в каждой худжре (бывшей ученической комнате) устроена своя тематическая экспозиция: Лекарственные растения, Дикие животные, Растительность пустыни, Фрукты и т. д. (заметные на фото светлые таблички слева от входных дверей - это и есть названия каждого "зала"):

Кстати, о фруктах: "В Туркмении и особенно в Хиве разводятся следующие фруктовые растения: абрикосы и сливы нескольких сортов, яблоки, виноград, гранаты, айва, употребляемая в пищу, как овощ, и имеющая приятный кисловатый вкус и джидда - мелкая ягода, которая, когда высохнет, рассыпается как мука и идет на приготовление конфет. Кроме фруктовых деревьев разводится около канав и тутовое дерево ... Из-за стен виднеются ветви инжировых, абрикосовых и персиковых деревьев или свешиваются толстые виноградные лозы" (2).
Г. И. Данилевский раскрывает (3) эту тему более детально: "Разводимые Хивинцами плоды суть следующие:
Абрикосы пяти сортов... Все они поспевают в мае и июне месяцах, и сбор их очень обилен: с одного дерева получается до двух батманов (около 8 кг - прим. моё).
Сливы четырех сортов... поспевают в начале июля и в августе. Из одного сорта высушивают чернослив.
Персики трех сортов: красные, желтые и белые; попевают в августе.
Яблоки четырех сортов... Первые три поспевают в конце июня и в июле, и не могут долго сберегаться; последний в августе и сохраняется всю зиму; С одного дерева собирается от 4 до 6 батманов (примерно 16-25 кг - прим. моё).
Виноград десяти сортов...
Гранаты, двух сортов ... Их разводят немного и преимущественно в ханских садах.
Фиги стали недавно разводить в Хиве, и только в одних ханских садах.
Айва (квитовое яблоко) употребляется в пищу, как овощ, и имеет очень приятный кисловатый вкус; разводится мало.
Джиди - небольшая ягода, красная и продолговатая, внутри мучная и заключающая в себе много сахарных частиц. Ее высушивают и употребляют вместо муки на конфеты".
Добавлю, что джида, или лох, как сейчас она называется более научно - ягода, очень напоминающая оливу или финик (а деревце, на котором она растёт, можно легко спутать с оливой). Она произрастала на многих территориях от Восточной Азии до Закавказья", старинные китайские и персидские тексты называют её источником энергии и здоровья, а напитки из неё обладали способностью быстро восстанавливать силы - по преданиям, многие военачальники Востока во время войн включали ягоды лоха в рацион солдат.
Вся эта "лепота", конечно, растёт не в естественных условиях: "Как фруктовые, так и прочие деревья, растущие в Ханстве, оклиматированы в Хиве только посредством тщательного удобрения земли и частых орошений. Туземная же растительность ограничивается саксаулом и колючим кустарником разных родов; первый покрывает многие необработанные солонцеватые полосы Ханства, а другой растет по побережьям Аму-Дарьи. Саксаул употребляется на топливо и дает самый жаркий и не скоро гаснущий уголь. Кустарник входит в состав строительных материалов" (3).
...
Тоже одноэтажное Медресе Мусы Туры было построено в 1841 году:

Величественные пештаки Медресе Атажанбая (Отажонбоя), названного по имени построившего его в 1884 году преуспевающего хивинского землевладельца...

... и Медресе Мазари Шариф 1882 года:

Любопытно, что название последнего не связано с каким-либо именем: по легенде (есть несколько её версий, но суть сводится к одному и тому же), сын хорезмского хана Мухаммада Рахим-хана II, возвращаясь из паломнической поездки в Мекку, заболел в городе Мазари Шериф, расположенном на территории нынешнего северного Афганистана и был вынужден на какое-то время остаться там для лечения, но волею Аллаха выздоровел, а когда вернулся в Хиву, то построил в память о городе своего выздоровления небольшое медресе, которое так и назвал: Мазари Шериф.
Фрагмент бокового крыла Медресе Шергази-хана (любопытно, что само оно одноэтажное, и только главный фасад надстроен вторым этажом - подобной разноэтажности в Хиве больше нет):

Медресе Шергази-хана - одно из самых древних (из сохранившихся) и больших в Хиве: оно было возведено в 1719-1726 годах. В нём учились многие будущие поэты и учёные, впоследствии ставшие известными и даже знаменитыми, а потому медресе получило "неформальное" имя "Маскан-и фазилон", что значит "Обитель для учёных".
Вот, кстати, обратите внимание: на колесе арбы действительно имеются "шипы", но они выступают совсем чуть-чуть и не сравнятся с теми длинными, что мы видели на выставленных внутри Дворца Таш-Хаули колёсах...
Что же касается музеев, а здесь их более десятка, не считая ханских дворцов, то они, честно говоря, быстро надоедают и даже утомляют, поскольку их экспозиции - опять же, за исключением "крупных форм" типа Куня Арк и Таш-Хаули - всё же во многом схожи, а многие "по определению" имеют очень нишевый, локальный интерес как, скажем, музеи Истории шелководства, Мыслителей Востока или Музыкальных инструментов. Поэтому, никоим образом не принижая "музейную составляющую" Хивы, для меня всё же главными сокровищами города были сами здания.