Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Илья Машков. Авангард. Китч. Классика" в Третьяковке.


Выставка "Илья Машков. Авангард. Китч. Классика" в Третьяковке.

Сообщений 1 страница 10 из 29

1

Выставка "Илья Машков. Авангард. Китч. Классика" в Третьяковке.

https://www.tretyakovgallery.ru/exhibit … -klassika/

https://i.postimg.cc/3whp8Vry/001-IMG-20250904-112434.jpg

На этой неделе заканчивается выставка Ильи Машкова в новом корпусе на Кадашевской набережной.
Выставка оставила очень яркое впечатление - и по колористике работ,  и по  разнообразию тем, и по эффекту неожиданности, потому что до этого  не представляла, что наследие Ильи Машкова  столь велико.
Я надеюсь, что кто- то сходил на эту выставку , а тем, кто не успел,  я покажу,  и как всегда, делаю тему прежде всего для себя, чтобы еще раз вспомнить  эту  интереснейшую выставку.

Государственная Третьяковская галерея представляет масштабную ретроспективу Ильи Машкова (1881–1944) – ключевой фигуры раннего русского авангарда, одного из основателей объединения «Бубновый валет» и одного из лучших колористов в искусстве XX века. Выставка объединила около 200 живописных и графических произведений автора, что стало редким событием: работы художника рассредоточены по собраниям России и стран бывшего СССР и впервые экспонируются вместе в таком объеме.
Проект позволит проследить эволюцию творчества Машкова – от радикальных экспериментов «Бубнового валета» до поздних работ периода соцреализма, которые до сих пор вызывают острые дискуссии. Одни критики видят в них живописные шедевры, равные искусству старых мастеров, другие – банальность и китч. Экспозиция не только раскроет метод художника на разных этапах с конца 1910-х до начала 1940-х годов, но и даст возможность понять ключевые тенденции развития русского искусства – от авангарда до соцреализма.
Основу выставки составляют произведения Машкова из 26 государственных коллекций, а также частных собраний. Экспозиция построена на сопоставлении работ разных жанров и периодов. Художник неоднократно возвращался к одним и тем же темам, переосмысляя их с интервалом в пять-десять лет. Машков развивал своё живописное восприятие на основе метода Поля Сезанна и считал, что это позволит войти в классическую традицию и начать новую эпоху Ренессанса на современном этапе.

Уже первое впечатление, возникающее, когда входишь в выставочный зал  - это буйство красок.

https://i.postimg.cc/QMq7HmVm/002-IMG-20250904-112720.jpg

Я сначала даже не снимала таблички, натюрморт - это и так понятно. Потом выставка захватывала все больше и больше, тут и портреты,  и пейзажи.

https://i.postimg.cc/W47Zh8t7/003-IMG-20250904-122745.jpg

https://i.postimg.cc/TPcbp0hQ/003-IMG-20250904-112947.jpg

Вкусно !

https://i.postimg.cc/PqMDPyNz/004-IMG-20250904-112601.jpg

Илья Иванович Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловская-на-Дону (ныне Волгоградская область) в семье крестьян. Его родители торговали фруктами и овощами. Машков был старшим из девяти детей.
В девять лет его отдали в приходское училище, но учеба давалась ему тяжело, кроме рисования. Тогда его отдали в ученики к купцу Юрьеву в Борисоглебске, где жил его дядя. В лавке Машков продолжал рисовать, например, он рисовал вывески.
Однажды его картины заметил художник, учитель Борисоглебской гимназии  Николай Евсеев и начал заниматься с ним. Евсеев посоветовал Машкову поехать в Москву и поступить в художественное училище.

https://i.postimg.cc/k4Xb8Stx/006-IMG-20250904-112913.jpg

Летом 1900 года Машков отправился в Москву на вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На 27 мест претендовали 137 человек, но Машков получил высокие оценки и был принят. В училище его преподавателями были Константин Коровин, Валентин Серов , Аполлинарий Васнецов, А.Архипов, Н. Касаткин.
Во время учёбы отличался эксцентричным характером. Более всего любил работу с цветом, гиперболу, преувеличение, гигантизм.

Обнажённая натурщица в мастерской. 1908г. ГРМ (Русский музей)  Картина написана в мастерской В.А. Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1913-м в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916 году в Петрограде.

https://i.postimg.cc/4dN9tchv/007-IMG-20250904-112806.jpg

0

2

Однако в 1904 году Машков бросил учебу и женился на итальянке Софии Аренцвари. У них родился сын Валентин (его репрессировали в 1937 году).
В это же время Машков участвовал в революции 1905 года, посещая митинги и демонстрации. До 1907 года он не писал картин, называя этот период «трехлетием без живописи». В эти годы Машков много преподавал и открыл свою мастерскую, где обучал таких учеников, готовя их к поступлению в училище. Частные уроки художник давал вплоть до сентября 1917 года. Из тех, кто учился у него рисованию, Машков выделял немногих: «.. занимались серьёзно живописью Фальк, Грищенко, Фёдоров, Мильман, Татлин, Осмёркин. Блюменфельд, М. Родионов, Королёв».  У Машкова учились И. Клюн, Вера Мухина и многие другие художники.

https://i.postimg.cc/RFfJkJDH/008-IMG-20250904-112844.jpg

https://i.postimg.cc/B6DPrPVC/009-IMG-20250904-113000.jpg

https://i.postimg.cc/4dtHDHSP/010-IMG-20250904-113009.jpg

https://i.postimg.cc/W3rqBqH5/011-IMG-20250904-113021.jpg

https://i.postimg.cc/rmWRBRPg/012-IMG-20250904-113039.jpg

В 1906 г. Илья Машков выстроил для себя мастерскую в здании Политехнического общества по адресу Малый Харитоньевский пер., 4. Работал в этой мастерской до конца жизни.
В 1907 году Машков вернулся в училище, где теперь занимался вместе со своими бывшими учениками.
В 1907 г. состоялось знакомство с Петром Кончаловским, переросшее в много-летнюю дружбу.

https://i.postimg.cc/9MTw6wk5/013-IMG-20250904-113052.jpg

https://i.postimg.cc/NMT232nv/014-IMG-20250904-113057.jpg

Несколько лет Илья Машков  откладывал средства на путешествие по странам Европы. Через год после возвращения в училище ему наконец удалось отправиться в поездку. В 1908 г., с марта по август, путешествовал по Франции, Англии, Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, Испании и Италии.
В Париже он был очарован фовизмом и творчеством Анри Матисса. В конце 1900-х годов, включая полотно «Обнаженная натурщица в мастерской», Илья Машков создал почти все свои картины в стиле фовизма. Его работы вызвали конфликт с учителем, Валентином Серовым, и другими преподавателями училища, которые критиковали его за эксперименты с цветом и композицией. В 1910 году Илья Машков был исключен из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Официальная причина — «невнесение платы», хотя сам художник утверждал, что его отчислили «за новаторство в живописи».

Женский портрет. Смоленская художественная галерея.

https://i.postimg.cc/Kj23xc6d/015-IMG-20250904-113143.jpg

Женский портрет – одна из программных работ Машкова досоветского периода. Героиня согласно эстетическим предпочтениям нового художественного направления прекрасна, молода и полна жизненных сил. Идеал красоты для Машкова – статные, уверенные и внутренне свободные женщины, какой и была неизвестная модель художника.
В своей манере письма Илья Машков использует пастозную технику, свойственную произведениям Ван Гога, Сезанна: темпераментными мазками смело бросает разноцветные рефлексы на лицо, шею, руки.

0

3

Лена ГМ написал(а):

Одни критики видят в них живописные шедевры, равные искусству старых мастеров,

... Лена, Вы это почувствовали? Мне кажется - это сильно сказано (несколько странно)...Но пока я и китч не увидела.
Хорошо показываете и рассказываете. Замечательные учителя у Машкова были. Натюрморты показанные хороши!

Отредактировано Неслучайные гости (2025-10-22 15:56:29)

0

4

Неслучайные гости написал(а):

Мне кажется - это сильно сказано (несколько странно)...

Та фраза из пресс-релиза относится к периоду соцреализма и там будет совсем другой Машков, и даже  что-то кичевое.

Неслучайные гости написал(а):

Замечательные учителя у Машкова были.

Серов, Коровин, "Бубновый валет" - постоянные имена и названия, с которыми мы имеем дело на выставках. И незримо присутствует Сезанн, Машков - наверное самый яркий представитель сезаннизма  в российском искусстве.

Ирина, а  вы сходили на эту выставку ?

0

5

Лена ГМ написал(а):

а  вы сходили на эту выставку ?

Нет, но хотела. Возможно, в последние 2 дня выберусь.

0

6

Неслучайные гости написал(а):

Возможно, в последние 2 дня выберусь.

И не пожалеете.

0

7

Машков продолжил учение в мастерской К. А. Коровина. Пишет портреты и натюрморты.
В 1910 г. принял участие в первом интернациональном «Салоне» Издебского в Одессе, Киеве, Санкт-Петербурге и Риге, представив 12 работ. Участвует в «Осеннем салоне» в Париже. Натюрморт художника «Синие сливы» приобретён И. А. Морозовым.

https://i.postimg.cc/0yDv8M32/016-IMG-20250904-113152.jpg

https://i.postimg.cc/7L4kbP8Y/017-IMG-20250904-113157.jpg

https://i.postimg.cc/25YD3jR5/018-IMG-20250904-113214.jpg

https://i.postimg.cc/rpTkzyXq/019-IMG-20250904-113218.jpg

https://i.postimg.cc/cJWS61yH/020-IMG-20250904-113325.jpg

https://i.postimg.cc/W4VvtpLt/021-IMG-20250904-113333.jpg

В декабре 1910 года Илья Машков совместно с Петром Кончаловским, Михаилом Ларионовым и Аристархом Лентуловым организовал выставку «Бубновый валет» в Москве,  для которой пишет огромный «Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского».

Название выставки отсылало к карточной игре, где валетами называли мошенников, а бубновыми тузами — каторжников. На выставке были представлены только авангардные произведения, которые большинство искусствоведов подвергли критике. Картины называли эпатажными и незавершенными, а художников обвиняли в незнании основ живописи.
Единственным, кто похвалил Машкова, был Максимилиан Волошин.

https://i.postimg.cc/MGwSXZ2n/022-IMG-20250904-113354.jpg

https://i.postimg.cc/QMD3VNGH/023-IMG-20250904-113358.jpg

https://i.postimg.cc/jjTbCq0w/024-IMG-20250904-113755.jpg

https://i.postimg.cc/5tJVj9dH/025-IMG-20250904-113800.jpg

https://i.postimg.cc/6QKXT6JC/026-IMG-20250904-114025.jpg

https://i.postimg.cc/5tJVj9dw/027-IMG-20250904-114030.jpg

0

8

В 1908–1910-х годах Машков создал целую серию портретов. Кроме жены, он часто писал своих друзей, учеников, людей, близких ему по духу и творчеству.
А еще Машков имел склонность влюбляться в своих учениц. И прежде, чем показать портрет его второй жены, я расскажу про еще одну модель Ильи Ивановича.

Это  «Дама с китаянкой» (Портрет Е. Киркальди), 1910, ГТГ.

https://i.postimg.cc/MZmjycNT/scale-2400.jpg

Портрет Евгении Ивановны Киркальди (известный также как «Дама с китаянкой») – одно из самых значительных произведений фовистского периода Машкова. Напряженность и насыщенность колорита, яркая декоративность, фон-декорация с изображениями, говорящая об увлечении автора восточными мотивами, – характерные черты картины. Примечательны также исключительно яркие и смелые контрасты дополнительных цветов, «светофоры» щек, глаз, фруктов, игровое взаимодействие двух женщин – портретируемой красавицы и смотрящей на нее с улыбкой китаянки, изображенной на желтом фоне, активное линейное начало, выразительные сложные силуэты. Картина экспонировалась Машковым на выставке «Бубнового валета» в 1913 году.
Несмотря на шотландскую фамилию (предположительно, предки Евгении были из шотландского города Керкольди), Евгения Ивановна родилась в Москве, в 1889 году. Отец, Джон Киркальди был немецким купцом, занимался торговлей посудой. После 1900-х годов юная Евгения берет уроки живописи в мастерской художника Ильи Машкова. Машков на тот момент - один из основателей объединения художников "Бубновый валет", уже известный художник, женат. Он пишет знаменитый портрет Евгении.
Эта картина признана одной из самых выдающихся в его творчестве. Девушка долго посещает мастерскую, но в 1910 году выходит замуж. Занятия прекращаются.
Муж Евгении Киркальди, Андрей Петрович Снесарев. Доцент Московского университета, и сын управляющего имениями хана Гирея на Северном Кавказе. У супругов в 1912 году рождается сын.
В 1919 году отца мужа Евгении, и его жену арестовывают на Кавказе. А затем расстреливают. Евгения с мужем чудом избегают ареста. Евгения Ивановна с маленьким сыном Кириллом бежит в Кисловодск, долго там скрывается. Ее мужу также удается скрыться. Спустя годы они встречаются в Москве. Евгения Киркальди изучает несколько иностранных языков, работает сначала в Торгсине. Затем - во Внешторге. Благодаря отличному знанию английского, немецкого и французского языков Евгения также работает в отделе радиоперехватов Комитета СССР по радиовещанию. Даже в преклонном возрасте сохраняла ясную память и читала литературу на иностранных языках.
Что любопытно: Евгения Киркальди с момента своего замужества ни разу больше не занимается живописью, и никогда не говорит о своей прошлой учебе. И не говорит о своем учителе. До сих пор неизвестно, нравился ли Евгении ее самый знаменитый портрет.
Но совершенно очевидно, что он нравился самому художнику. Даже после того, как его ученица исчезла из его жизни, он писал ее портреты. Наверное, он питал к ней особые чувства.
Причем настолько, что портретов Евгении Киркальди в это время оказывается больше, чем портретов его жены: «Женский портрет (на фоне обоев)», 1908; «Женский портрет. Голова (Е.И. Киркальди (?)», вторая пол. 1910-х. Скорее всего, модель очень прилежно позировала, к тому же мастера привлекал именно такой тип женской красоты.
Все портреты насыщенные, яркие, колоритные. Художник меняет только фон на картинах. Но оставляет неизменным положение фигуры, поворот головы. Очень похожи разрез глаз, очертания губ, форма лица. Сходство очевидно, несмотря на нарочитую «размалеванность» лица его музы. И на всех портретах Киркальди выглядит намного старше своих лет. Ей тогда всего - 19-21 год. А на портретах мы видим солидную даму.

Евгения Киркальди прожила долгую жизнь с одним мужем, немного не дожила до своего столетия.

А теперь покажу портрет второй жены Ильи Машкова.

https://i.postimg.cc/SQncpQtP/029-IMG-20250904-113649.jpg https://i.postimg.cc/CMRbVM6v/030-IMG-20250904-113702.jpg

Обратите внимание на пейзаж на стене,

https://i.postimg.cc/44YpT4FS/031-IMG-20250904-113724.jpg

он демонстрируется здесь же, рядом

https://i.postimg.cc/CMRbVM6X/032-IMG-20250904-113735.jpg

https://i.postimg.cc/9FtM6vVk/033-IMG-20250904-113739.jpg

https://i.postimg.cc/QNFcrNy8/034-IMG-20250904-114042.jpg

https://i.postimg.cc/ZKFRG1ZX/035-IMG-20250904-114047.jpg

Вообще, для меня Машков раскрылся и как прекрасный пейзажист

https://i.postimg.cc/BZj2GZVb/036-IMG-20250904-114059.jpg

https://i.postimg.cc/Wb63BQTR/037-IMG-20250904-114103.jpg

https://i.postimg.cc/J7sjW72n/038-IMG-20250904-114113.jpg

https://i.postimg.cc/qMXRP90P/039-IMG-20250904-114119.jpg

0

9

А я про Машкова и не знала!

0

10

talusha написал(а):

А я про Машкова и не знала!

При том, что я раньше и выставку его небольшую показывала, и в музее русского импрессионизма он почти на всех выставках, и на антикварных салонах его картины, не говоря от Третьяковке и Русском музее , это известнейший художник первой половины 20 в.

Просто интересы тут на форуме разные. Кому-то Москва и все, что в ней происходит, не так интересно. А я наоборот, рада, что столько нового можно узнать, не выезжая из Москвы.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Илья Машков. Авангард. Китч. Классика" в Третьяковке.