Это все картины Жерома Делабарта.
Также Русский музей привез несколько ценных икон, включая иконы Андрея Рублева, Симона Ушаакова, Дионисия
Икона, по легенде, известна с IV в. Как рассказывает легенда, святому Никите еще до крещения во сне явился отрок, сидящий на коленях матери и держащий в руке крест. Никита не мог понять скрытого смысла сна, и это видение ему было растолковано христианкой Иулианией, по данному ей откровению свыше. Она велела, чтобы Никита обратил взор на собственную грудь, где он обнаружил образ "Богоматери с младенцем", виденный им во сне. Сон и явление иконы произвели такое сильное впечатление, что вскоре Никита принял святое крещение. Во время гонений на христиан св.Никита был схвачен и казнен. Идя на казнь, он под одеждою имел явившийся ему образ Богоматери. День мученической кончины св. Никиты – 15 сентября 372 г. – стал днем празднования иконы в Москве в Спасском соборе у Никитских ворот.
На иконе Богоматерь изображена со сложенными на груди руками. Отрок-Христос сидит на ее коленях. Левой рукой он обхватил копье и крест, увенчанный терновым венцом. На нем белая рубашечка до колен, украшенная золотым растительным орнаментом. На Богоматери – богато украшенный красный хитон и зеленоватый мафорий на малиновой подкладке. Мафорий украшен тремя золотыми звездами (символы девства) и множеством мелких звездочек, напоминающих звездное небо. Иконы "Богоматерь Новоникитская" встречаются довольно редко.
Произведений этого иконописца известно мало. В собрании Государственного музея истории религии находится его работы икона "Богоматерь Иверская".
Художник был сыном Феофана Феофилактовича, протопопа Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, позже ставшего настоятелем кремлевского Благовещенского собора и царским духовником. Феодот Феофанов также переезжает в Москву, где становится государевым певчим дьяком (и так подписывает свои иконы), позднее — уставщиком (руководителем хора) царя Ивана Алексеевича, а позднее его вдовы, царицы Прасковьи Федоровны, затем ее крестовым дьяком. Всю жизнь Феодот Феофанов Протопопов (в московский период — Ухтомский) продолжал работать как иконописец, создавая произведения, в которых достигал истинных высот профессионального мастерства.
Ранние произведения Симона Ушакова, в том числе «Богоматерь Владимирская» 1662 года из московского Сретенского монастыря, — выполнены до поступления в штат царской иконописной мастерской, в возрасте не более 40 лет.
Согласно церковному преданию, там, где позднее возник Сретенский монастырь, в 1395 году москвичами была встречена принесенная из Владимира чудотворная икона. Память об этом событии чтилась и в XVII столетии. Из Успенского собора Кремля сюда совершались крестные ходы: клир и народ сопровождали до Сретенского монастыря первообразную Владимирскую. В число ее «наместниц», находившихся здесь постоянно, в царствование Алексея Михайловича вошла икона Симона Ушакова.
Тема Богоматери Владимирской — одна из важнейших в его творчестве.
Три иконы деисусного чина.
Икона работы Андрея Рублева





















