Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » ВДНХ. Центральный павильон № 1 - история, архитектура, выставки.


ВДНХ. Центральный павильон № 1 - история, архитектура, выставки.

Сообщений 31 страница 40 из 40

31

Масштабная живописная инсталляция «Времена года русской живописи» - очень неожиданно. Понравилось.
Да, со стеклами из разных частей неудачно, но

Лена ГМ написал(а):

Но ничего не поделаешь, "работаем с тем, что есть ".

Надо идти  смотреть вживую.

Отредактировано Неслучайные гости (2025-11-17 14:13:53)

0

32

Неслучайные гости написал(а):

Надо идти  смотреть вживую.

Да, именно сейчас на выставку из Русского музея стоит сходить.

Помимо этих забавных коллажей на прошлой выставке были картины советских классиков.

Дейнека А.А. Хорошее утро. Триптих. 1959–1960. Смальта, пластик, металл, мозаика.

https://i.postimg.cc/5t3qVBpZ/31-IMG-20241212-113028.jpg

Яковлев В.Н. Сбор овощей. Обновлённая земля. 1927г.

https://i.postimg.cc/hGrbBLpc/33-IMG-20241212-113103.jpg

Дейнека А.А. На открытии колхозной электростанции. 1952г. 

Сюжет картины повествует о событиях 1927 года, когда рядом с Тбилиси на месте слияния рек Куры и Арагви начала работу первая в стране Земо-Авчальская ГЭС. Один из вариантов этого полотна Дейнека написал специально для Центрального павильона ВСХВ.

https://i.postimg.cc/0NfdsYc5/35-IMG-20241212-113135.jpg

И.Г. Фрих-Хар «Жить стало лучше, жить стало веселее» (Праздник в азербайджанском колхозе). Горельеф, майолика.

https://i.postimg.cc/cJmMSRXs/37-IMG-20241212-115125.jpg

Фрих-Хар известен как выдающийся скульптор-керамист, создававший утилитарные предметы, скульптурные произведения малых форм, работы станкового и монументально-декоративного характера, включая крупные рельефы, оформление светильников и скульптуру для фонтанов. Фрих-Хар начал заниматься скульптурой в 1913 году, в двадцатилетнем возрасте, специального художественного образования не получил. В 1926 году он приступил к работе на Конаковском фаянсовом заводе, увлекся керамикой и позднее создал экспериментальную художественную лабораторию. Там же был выполнен и горельеф «Праздник в азербайджанском колхозе». Одной из распространенных тем советского искусства стало изображение счастливой колхозной жизни, всеобщего процветания деревни, достигнутого благодаря коллективизации. В интерпретации Фрих-Хара колхозный праздник выглядит как традиционный пир по случаю осеннего урожая. Звучит музыка, царит атмосфера согласия и любви, под сенью деревьев с плодами гранатов стоит стол полный яств и щедрых даров природы. Персонажи, участвующие в празднике, изображены строго фронтально, они торжественно предстоят перед зрителем. Яркая красочность придает сцене радостные, праздничные ноты. Используя элементы языка примитива, Фрих-Хар показывает возвышенный характер действия, которое воспринимается как важный ритуал. Черты современности этой сцене придают слова на красной ленте, расположенной над головами колхозников: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Они являются цитатой из выступления И.В. Сталина в ноябре 1935 года на Первом всесоюзном совещании стахановцев. Горельеф «Праздник в азербайджанском колхозе» экспонировался на выставке «Сталин и люди советской страны в изобразительном искусстве», которая открылась 29 декабря 1939 года в Третьяковской галерее. Произведение было получено на выставку от автора, а в марте 1940 года передано закупочной комиссии. Горельеф поступил в собрание Третьяковской галереи в 1945 году.

С. Герасимов  «Колхозный праздник» 1937г.

https://i.postimg.cc/q7LXTsjp/41-IMG-20241212-115732.jpg

«Жизнь народа моей родины и ее история» ̶  по словам Сергея Герасимова, это была главная тема его творчества. Его картины, посвященные событиям 1920-х годов, портретные сюиты в которых запечатлены крестьянские типы, пейзажи, выполненные под Можайском, принесли художнику известность и прозвище «Герасимов колхозный». Во второй половине 1930-х годов в советском искусстве становится очень популярной тема праздника. Этот мотив воплощался в больших тематических полотнах, но порой праздничное звучание приобретали и жанровые композиции («Новая Москва» Юрия Пименова (1937)). Написанная на эту же тему картина Сергея Герасимова «Колхозный праздник» впервые экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. За эту работу художник был награжден серебряной медалью. Через два года полотно было представлено на масштабной советской выставке «Индустрия социализма» и произвело сильное впечатление своей воздушностью, солнечностью и общим праздничным настроением. Много лет спустя об этом вспоминал И.Э. Грабарь: «….Знаток русского крестьянского быта, написавший уже к этому времени несколько незабываемых типичных портретов подмосковных крестьян, художник так «развернул» на своем громадном холсте «мужицкий типаж», с которым сжился с детских лет, что вызвал в памяти лучшие работы Репина и Рябушкина. Кроме того, картина по своему из ряда вон выходящему мастерству просто ошарашила художников старого и нового поколений, заглядывавшихся на особенно блестяще выполненные головы, иногда только набросанные, и на такие детали, как с одного маху намеченный велосипед или блюдо с яичницей на столе… До сих пор это одна из незабываемых картин советской живописи… Позднее, в 1940-х годах Сергею Герасимову удалось добиться еще большей силы солнечного света и большей легкости мазка в таких замечательных вещах, как кисловодские, самаркандские и подмосковные пейзажи». В 1945 году картина поступила в собрание Третьяковской галереи, неоднократно принимала участие во всесоюзных и международных выставках, находилась в постоянной экспозиции музея на Крымском валу.

Лучишкин С.А. " Спартакиада народов СССР". Пятичастная композиция. 1932г.

https://i.postimg.cc/j2XLWcnK/44-IMG-20241212-115833.jpg

Композиция, долгое время известная под названием «День Конституции», на самом деле была написана под впечатлением от Всесоюзной Спартакиады 1928 года в Москве, посвященной Первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. Спортивные праздники такого рода были в 1920-е годы аналогом Олимпиады, в которой наша страна тогда участия не принимала. На этой волне Советское государство решило организовать собственные грандиозные спортивные соревнования, противопоставив «пролетарскую физкультуру» «буржуазному спорту». Главной составляющей этого события была пропаганда массового спорта, для чего был разработан целый план мероприятий, вовлекавших советского человека в атмосферу спортивного праздника, отраженный художником Лучишкиным в этом многочастном произведении. Первая часть «Праздник на Воробьевых горах» посвящена Массовому гулянию, проведенному на Ленинских горах, где, помимо традиционных песен, плясок, конкурсов, лотерей и палаток с едой, под салют и фанфары было показано театрализованное представление «Всемирный Октябрь».

https://i.postimg.cc/mrwNsY8t/46-IMG-20241212-115841.jpg

0

33

В Спартакиаде приняли участие представители «пролетарских» организаций из четырнадцати стран. Эта важная политическая сторона мероприятия отражена во второй части композиции – «Иностранные гости».

https://i.postimg.cc/xdRy2vtC/47-IMG-20241212-115845.jpg

В день открытия Спартакиады, помимо главного парада физкультурников на Красной площади состоялся парад в центральном Парке культуры, который и запечатлен в центральной масштабной третьей части «Физкультурный парад в Парке культуры и отдыха им. М. Горького».

https://i.postimg.cc/3wBCTXnk/48-IMG-20241212-115849.jpg

Едва ли не самыми зрелищными на Спартакиаде стали соревнования по плаванию. Четвертая часть композиции, «Пловчиха», отражает активное вовлечение советских граждан в этот вид спорта.

https://i.postimg.cc/vmzLsr3n/49-IMG-20241212-115921.jpg

«Водный праздник на Москве-реке» рассказывает о заключительном событии программы. 16 августа на Москве реке был проведен карнавал, для чего была иллюминирована вода, установлены льготные тарифы аренды лодок. Все лодки были разобраны еще накануне, а с берега действо наблюдали около 300 000 человек. Москва река была полностью заполнена лодками от храма Христа Спасителя до Нескучного сада.

https://i.postimg.cc/XJYK7rzX/50-IMG-20241212-115925.jpg

Чтобы карнавал продолжался как можно дольше, были установлены прожекторы, освещавшие воду, продавались шутихи, ракеты и римские свечи. Играли несколько духовых оркестров, а в воздух был запущен фейерверк в форме пятиконечной звезды. Массовые мероприятия практически стирали границу между участниками и зрителями, вовлекая в атмосферу праздника каждого советского человека.

Яновская О.Д. После работы. 1934г.

https://i.postimg.cc/LX8k6Jb1/53-IMG-20241212-120026.jpg

Пластов А.А. Лето. 1959–1960г.

https://i.postimg.cc/bvTHhx3x/51-IMG-20241212-120001.jpg

Ряжский Г.Г. Колхозница-бригадир. 1932г.

https://i.postimg.cc/RFZ1VWDK/55-IMG-20241212-120045.jpg

0

34

Нисский Г.Г. У могилы друга. 1963–1964г.

https://i.postimg.cc/sXgPDMNp/57-IMG-20241212-120130.jpg

Нисский Г.Г. Верхняя Волга. 1949г.

https://i.postimg.cc/W31mbdHG/59-IMG-20241212-120153.jpg

Подляский Ю.С. У истоков Ангары. 1954–1957гг.

https://i.postimg.cc/85zdP70d/61-IMG-20241212-120217.jpg

Ромас Я.Д. Последний караван. 1964г.

https://i.postimg.cc/Kz87v1H5/63-IMG-20241212-120248.jpg

Современная картина  "Реставрация горельефа Е. Вучетича.

https://i.postimg.cc/wvj5T1Gf/65-IMG-20241212-115222.jpg

Это все картины, которые были представлены на первой выставке, организованной Третьяковской галереей. А дальше покажу нынешнюю выставку -"Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея", которая будет проходить в этом павильоне до 1 февраля 2026г.

0

35

Лена ГМ написал(а):

Масштабная живописная инсталляция «Времена года русской живописи»

Да, любопытный коллаж!

0

36

Итак, нынешняя выставка

https://i.postimg.cc/sDYVzx0C/1.jpg

https://rusmuseum.ru/exhibitions/travel … go-muzeya/

Это проект Государственного Русского музея, подготовленный ко дню рождения столицы в сотрудничестве с Правительством Москвы, Департаментом культуры города Москвы и ВДНХ. Впервые в истории музейного дела столь масштабная выставка посвящена образу Москвы в русском искусстве. Перед гостями ВДНХ развернулась масштабная панорама Москвы сквозь века, состоящая из 104 живописных полотен и 11 скульптур. Среди них — иконы Андрея Рублева, признанные шедевры русской живописи «Святая Русь» Михаила Нестерова, «Степан Разин» Василия Сурикова, «Торжественное заседание Государственного совета...» и «В осажденной Москве» Ильи Репина, «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой» Валентина Серова. Это не просто значимые имена – Русский музей представляет в Москве опорные произведения русской художественной культуры. 115 шедевров, многие из которых покидают стены Русского музея в исключительных случаях, представлены не по хронологии, а по темам: «Старая Москва», «Новая Москва», «Москва-столица» и «Москвичи».

В центральном зале соорудили круглую конструкцию, на которой внутри разместили картины Жерара Делабарта , а посредине скульптуры

https://i.postimg.cc/JzR5D7zr/001-IMG-20250911-112655.jpg

https://i.postimg.cc/RZvL6CZH/002-IMG-20250911-112641.jpg

https://i.postimg.cc/VkzWrskW/003-IMG-20250911-130001.jpg

Купол павильона можно увидеть только если выйти за эту конструкцию

https://i.postimg.cc/FHhVdFHj/004-IMG-20250911-133838.jpg

Начну с самого ценного (на мой взгляд), что привезли к нам. Это  15 работ французского живописца и гравера Жерара Делабарта с изображениями Москвы конца 18в. Эти работы открывают раздел "Старая Москва".
Сначала краткое описание раздела в целом.

«Старая Москва»
Изучить допожарную Москву, погрузиться в атмосферу старинного московского быта позволяет раздел «Старая Москва», где представлены знаменитые полотна Аполлинария Васнецова, Василия Верещагина, Ильи Репина, Василия Сурикова, Ивана Шишкина.
Среди выдающихся произведений искусств этого раздела — цикл из 15 работ французского живописца и гравера Жерара Делабарта – подлинное достояние коллекции Государственного Русского музея. Эти произведения никогда ранее не выставлялись за пределами Петербурга.
Также здесь представлены шедевры московской школы иконописи и картины с историческими сюжетами крупнейших российских живописцев конца XIX — начала ХХ века. А визуальным воплощением православного духа столицы и особым смысловым акцентом для первого раздела выставки «Старая Москва» стало полотно Михаила Нестерова «Святая Русь».

Теперь про картины Делабарта. В Русском музее я их не видела. Наверное, находятся в запасниках. Ценность их,  помимо художественной, историческая. Это как фотография, настолько тщательно со всем деталями художник изобразил и архитектуру, и людей, и это не фантазии Апполинария Васнецова  на тему древней Москвы, а реальная фиксация того,  что Делабарт видел в конце 18в.

https://i.postimg.cc/wj9Qyxjs/005-IMG-20250911-130206.jpg

https://i.postimg.cc/P5dQpf5W/006-IMG-20250911-130209.jpg

0

37

И первой покажу картину "Вид с балкона Останкинского дворца под Москвой . 1798г. Как раз недавно я показывала Египетский павильон этого дворца. На картине пока еще закрытый ремонтом парадный двор, за ним существующий и ныне Останкинский пруд, за  прудом сейчас у нас Останкинская телебашня, зато церковь Троицы справа на своем месте и я ее тоже показывала.

https://i.postimg.cc/BQ4KNY9k/007-IMG-20250911-113703.jpg

За прудом просека и вдали там изображена колокольня  Иван Великого в Кремле, то есть ее было видно строго на юг от дворца.

https://i.postimg.cc/cHfvBYFk/010-IMG-20250911-130528.jpg

https://i.postimg.cc/vB54t90K/011-IMG-20250911-130532.jpg

"Ледяные горы в Москве на Неглинной улице во время Масленой недели. 1795г.

https://i.postimg.cc/KvfgWPxC/012-IMG-20250911-114331.jpg

Очень интересная картина. Вдоль стен  Кремля протекает замерзшая Неглинка, ныне убранная в трубу. Народ развлекается катанием на горках. Можно разглядеть кто как одет, кто что делает.
На переднем плане господин в темном пальто с мехом, это сам Жерар Делабарт. Чуть правей мужики дерутся. Происходит это все на месте нынешнего Александровского сада.

https://i.postimg.cc/W30dwr5B/014-IMG-20250911-130106.jpg

https://i.postimg.cc/RFwWLfg2/015-IMG-20250911-130111.jpg

Белье сохнет , сани едут в разные стороны.

https://i.postimg.cc/cHfvBYFV/016-IMG-20250911-130115.jpg

0

38

Вид от Ивановской площади в Кремле на Архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николая Гостунского (Вид Спасских ворот от колокольни Ивана Великого в Москве) 1795г.

Здесь показана площадь между колокольней Ивана Великого и Спасской башней внутри Кремля, самое древнее место Москвы. Беспристрастный живописец изобразил на переднем плане равнину, покрытую обломками камней. Так выглядела эта часть Кремля после разрушительных изменений, связанных с неосуществленным проектом постройки гигантского Большого Кремлевского дворца, задуманного В. И. Баженовым. В 1771–1773 годах были снесены здания Старых и Новых Приказов (построены в 1675–1680), другие постройки. Слева виден возведенный недавно Архиерейский дом (арх. М. Ф. Казаков, 1776г. ) позднее перестроенный в Николаевский дворец.
Небольшая однокупольная церковь Николая Гастунского в центре композиции (арх. Алевиз Новый, 1506г.), почитаемая москвичами, уцелела во время пожара Москвы, но была снесена в 1818г. Императору Александру I она представлялась «делающей безобразие Кремлю».
Справа виден верх Константино-Еленинской башни. Перед ним пушки, которые были перенесены с Красной площади в 1786г..

https://i.postimg.cc/VLj37zpD/017.png

Вид на Каменный мост со стороны Водовзводной башни. 1796г.

Большой Каменный мост через Москву-реку начал строится в 1687 и был закончен через пять лет. Он был первым и долгое время единственным каменным мостом, соединяющим Кремль и Белый город с Замоскворечьем. Мост, составляющий главную тему в работе Делабарта, имел в длину более ста метров, ширина его позволяла производить торговлю, устраивать народные гуляния, крестные ходы. На первом плане – деревянный мост через реку Неглинку, на реке – плот-портомойня, водовозы с бочками.

https://i.postimg.cc/ZKr1fJ2D/020-IMG-20250911-125917.jpg

Вид Яузского моста и дома Шапкина в Москве. 1797г.

Изображена Москворецкая набережная от Воспитательного дома. За мостом через реку Яузу поднимается высокий холм, носящий название Швивой (или Вшивой) горки, на котором высится великолепный классицистический дворец с бельведером. Построенный в конце 1780-х годов для купца В. В. Суровщикова, в середине 1790-х перешел в собственность Андрея Шапкина, московского купца 1-й гильдии. В 1802г.  был продан генерал-аншефу Т. И. Тутолмину, который в 1806 году продал усадьбу И. А. Безбородко. Существует предположение, что Л. Н. Толстой изобразил усадьбу в «Войне и мире» как дом графа Безухова.
В конце XVIII – начале XIX века дом был одной из достопримечательностей Москвы, сохранился во время пожара 1812 года. Был окружен садом, спускающимся до самой реки. В 1930 году надстроен двумя этажами, историческое ядро сохранено. Это сейчас дом по адресу Гончарная ул.12, стр1 , в нем находится Институт философии РАН
Перед домом Шапкина – церковь Никиты Мученика, что за Яузой (1595г.).
На месте домов с темными крышами сейчас высотка на Котельнической набережной.

https://i.postimg.cc/cHpbmzc2/022.png

Вид на Кремль от Каменного моста в Москве. 1794г.

Один из первых видов, созданных Ж. Делабартом в Москве, изображает Кремль издали, от Каменного моста. На переднем плане не слишком благообразная часть набережной: откосы, ведущие к реке, не укреплены, на воде – «портомойня» (настил для мытья и полоскания белья). Собака, бросающаяся на кость, собирающие милостыню арестанты в кандалах под охраной солдата, прогуливающиеся дворяне, простолюдины и грузчики составляют пеструю картину городской жизни. Над низким берегом величественно вздымается Боровицкий холм с расположенными на нем кремлевскими постройками.
Ближе всего к зрителю угловая Свиблова (Водовзводная) башня, левее Императорский дворец на аркаде древних подклетов (в начале ХIХ века эта часть Кремля была реконструирована). За дворцом Благовещенский (1484–1489) и Архангельский (1505–1508) соборы, колокольня Ивана Великого (1505–1539). Вдали за Москворецким мостом виднеется здание Воспитательного дома (1771–1781, арх. К. И. Бланк), самая крупная постройка в Москве. Учрежденный по инициативе И. И. Бецкого и распоряжению императрицы Екатерины II, Воспитательный дом был предназначен для воспитания и обучения сирот, беспризорников и подкидышей.

https://i.postimg.cc/5ttTNL0Z/024.png

Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья. 1795г.

https://i.postimg.cc/pdyctvGY/025.png

Предместье Новинское (Подновинское) получило свое название от Новинского Введенского Богородицкого монастыря, располагавшегося на высоком холме при впадении реки Пресни в Москву-реку и упраздненного в 1764 году по указу Екатерины II. Река Пресня (Синичка), одна из небольших речек, протекавших по территории города, в 1908 году была забрана в подземный коллектор, её название осталось в городской топонимике. Вода реки Пресни считалась самой чистой в Москве.
Наряду с Марьиной Рощей и Девичьим полем Новинское было излюбленным местом гуляний москвичей во время Пасхальных праздников. Здесь возводились деревянные качели, ставились шатры и палатки для представлений и торговли.

https://i.postimg.cc/0jGcCyj8/027-IMG-20250911-130033.jpg

https://i.postimg.cc/2yd2xSy6/028-IMG-20250911-130036.jpg

https://i.postimg.cc/kGNfygGg/029.png

https://i.postimg.cc/wM50kjM7/030-IMG-20250911-130043.jpg

0

39

Вид на Москворецкий мост и Кремль. 1796г.

https://i.postimg.cc/252csKqD/031.png

На переднем плане часть стены Китай-города с Глухой Безымянной башней. Китай-город – один из древнейших районов Москвы, непосредственно примыкающий к Кремлю и ограниченный реками Москвой-рекой и Неглинкой. На протяжении столетий был обнесен земляным валом, в 1535–1538 годах по проекту итальянского архитектора Петрока Малого Фрязина была выстроена защитная стена с двенадцатью башнями. Стена Китай-города, длиной 2567 метров, была ниже Кремлевской, но имела большую толщину, была способна выдержать артиллерийскую атаку.
Слева изображена грузовая пристань на Москве-реке, в центре в отдалении Кремлевская стена с Беклемишевской (Москворецкой) башней, за стеной – колокольня Ивана Великого. Перед китайгородской стеной – набережная с проездом, к стене пристроены каменные мучные лабазы без окон. Вдали – легкий деревянный Москворецкий мост, который ежегодно после половодья заново наводился по сваям.
Делабарт изобразил деревья, растущие в трещинах древней стены, уподобив её римским руинам.
Вид на Царицынское поле в окрестностях Коломенского под Москвой. 1798г.

https://i.postimg.cc/Pq23gRLC/033.png

Село Коломенское особо чтилось русскими императорами как место, связанное с историей Петра I. Император Павел после коронации также посетил Коломенское 20 апреля 1797 года, пробыл здесь недолго, и заказал художнику Делабарту написать вид местности.
Изображена излучина Москва-реки с холма, на котором до 1768 стоял старый Коломенский дворец. По приказу Екатерины в Коломенском был выстроен новый дворец, однако он намеренно не изображен художником.
Вид Серебренических бань в Москве. 1796г.

https://i.postimg.cc/3wnSscy4/035.png

Изображенная местность называлась «Серебряники» по слободе монетчиков, расположенной на берегу реки Яузы. Серебрянические бани, одни из большого числа московских бань, существовали издавна, на «Годуновом чертеже» начала 1600-х годов были названы «публичными». Привычка русского народа регулярно посещать бани, простота нравов, сопутствующая приему водных процедур, неизменно привлекали внимание иностранцев, посещающих Россию. Французский живописец Жан-Батист Лепренс (1731–1781), побывавший в России в 1760-х годах, также создал композицию, изображающую Русскую баню.

https://i.postimg.cc/T3TBBmks/037-IMG-20250911-130300.jpg

https://i.postimg.cc/JzKS8ng6/038-IMG-20250911-130303.jpg

https://i.postimg.cc/zGp4NBMd/039-IMG-20250911-130306.jpg

https://i.postimg.cc/pLk3vT76/040-IMG-20250911-130309.jpg

Вид на Троице-Сергиеву лавру от Спасо-Вифаниевского монастыря. 1798г.
Вифания («дом бедности») – историческое селение между Иерусалимом и Иерихоном, где останавливался в доме Лазаря Иисус Христос. Спасо-Вифанский (Вифаниевский) монастырь, был основан митрополитом Платоном (Левшиным, 1737–1812) в 1783. Расположен на расстоянии около 5 километров (3 верст) от Троице-Сергиевской лавры, задумывался митрополитом Платоном как место уединения. Митрополит с группой монахов изображен на переднем плане, вдали видна Троице-Сергиевская Лавра.
Митрополит Платон – просвещенный церковный деятель екатерининского времени, автор «Краткой российской церковной истории». Преподаватель, с 1761 года ректор и профессор богословия Троице-Сергиевской семинарии. В 1763 году был приглашен Екатериной в качестве придворного проповедника и законоучителя наследника престола Павла Петровича. С 1775 – архимандрит, с 1787 митрополит Московский и Коломенский.
Став императором, Павел сохранил доброе отношение к своему наставнику, посетил его в 1797 после коронации и заказал Делабарту изобразить его с братией.

https://i.postimg.cc/cJX9pbKK/041.png

0

40

Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста. 1798г.

https://i.postimg.cc/q7jbP5t6/043.png

Работа является второй частью панорамы Москвы, исполненной с балкона императорского Кремлевского дворца. Панорама Москвы была заказана Делабарту императором Павлом I в 1797 году; в том же году Делабарт написал левую часть панорамы (Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста, правая закончена годом позже. В подписи под гравюрой Делабарт, уже хорошо ориентирующийся в Москве, счел нужным перечислить главные достопримечательности: «Тут видны: Каменный мост, часть Кремлевской внутренности и все что на сей стороне в городе и вне города находится. Бывший Воробьевский дворец оканчивает вид сей.»

https://i.postimg.cc/yYVZvVzj/046-IMG-20250911-130440.jpg

Крупным планом изображена часть стены Кремля, примыкающая к Москва-реке с башнями Свибловой (Водовзводной), Благовещенской, Боровицкой. Слева — Каменный мост, за рекой — постройки Замоскворечья, вдали — Воробьевы горы.

https://i.postimg.cc/yYvSGwV9/047-IMG-20250911-130445.jpg

На картине показаны многие постройки, не дошедшие до наших дней: за Каменным мостом церковь Николая Чудотворца на Берсеневке (снесена в 1854), на противоположном берегу реки каменные корпуса Большого Суконного двора (1705), также снесенные, уже в 1937г..
Особый интерес вызывают наряды женщин.
«В конце XVIII — середине XIX века отличительным нарядом женщин простого сословия было покрывало <…> Зажиточные носили «канаватные» с золотом — бывали такие накидки ценою по сто рублей и более; выйти без такой накидки из дома почиталось за стыд…» (Пыляев, 2007. С. 61)
Канаватные покрывала или канаватные фаты, по названию сирийского города Канават, где производился шелк, — большой платок прямоугольной формы, который набрасывали на головной убор и плечи. Возможно, Пыляев «завысил» стоимость канаваты, другие исследователи упоминают цены от семи до сорока пяти рублей. Но в поговорке «Голь перекатна, а фата канаватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить это дорогое дополнение костюма.

https://i.postimg.cc/bJxZ95Cb/045-IMG-20250911-130435.jpg

Вид Красной площади в Москве. 1795г.

https://i.postimg.cc/wB35F9L4/048-Delabart-Z-(De-la-Barthe-Gerard)-Vid-Krasnoj-plosadi-v-Moskve-1795-GRM-copy.jpg

Сложившийся в 1780-е годы ансамбль, автором которого предположительно считают Джакомо Кваренги, изображен Делабартом с юга на север. Существенно, что за пределами картины оставлены Лобное место и Покровский собор: Делабарт видит Красную площадь не как исторический памятник, а как центр обновляемой Москвы, единственный в екатерининскую пору ансамбль, завершенный по канонам классицизма. Он пишет лишь центральную часть площади, своего рода «площадь в площади». Старые одноэтажные торговые ряды напротив Кремлевской стены надстроены и получили представительный фасад в виде сплошной двухэтажной аркады с десятиколонным портиком посредине. С противоположной стороны, у Кремля, возведен симметричный корпус — Новые торговые ряды, имевшие по центру проход к Кремлю, сквозь который с площади раскрывался вид на Сенат (ныне этих рядом не существует, на их месте мавзолей и некрополь). В глубине полотна — старый архитектурный комплекс у Воскресенских ворот. Слева и справа его фланкируют одинаковые небольшие корпуса с двухэтажными аркадами. Красная площадь еще не замощена (к замостке приступили в 1796 году), но уже освещена поставленными в ряд масляными фонарями на чугунных столбах.
Существование этого ансамбля оказалось недолгим: после пожара 1812 года на месте Новых рядов появился бульвар вдоль Кремлевской стены, а Старые ряды были реконструированы по проекту О. И. Бове и получили ампирную обработку, они были вновь перестроены в 1890–1896 годах по проекту архитектора А. Н. Померанцева. С 1923 года в здании расположен Государственный Универсальный магазин (ГУМ).
За торговыми рядами виднеются Сенатская и Никольская башни, в центре – Воскресенские ворота и здание Главной аптеки, с 1766 года занятого под библиотеку Московского Университета.
На этом фрагменте видно, что идет торговля капустой.

https://i.postimg.cc/qMMN2j8j/050-IMG-20250911-130506.jpg

В серии картин Жерара Делабарта можно увидеть немало женских костюмов.  Один из персонажей его картины «Вид Красной площади в Москве» – невысокая женщина в дорогой одежде – шелковом сарафане, душегрее, отделанной галуном, в широком кокошнике и голубом шелковом платке. Платок сложен углом и наброшен на кокошник, но не заколот под подбородком, а закреплен миниатюрным нарядным бантиком, оформленным как объемная розетка.

https://i.postimg.cc/dtthG48N/051-IMG-20250911-130509.jpg

Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797г.

https://i.postimg.cc/R087D2Lg/052.png

Работа является частью панорамы Москвы, исполненной с высокой точки, с балкона императорского Кремлевского дворца. Панорама Москвы была заказана Делабарту императором Павлом I, когда после коронации в апреле 1797 года император осматривал достопримечательности древней столицы. Личное участие Павла I в выборе сюжета было отмечено художником в подписи под гравюрой: «Сей вид и прежние суть наилучшие из сей коллекции понеже его Императорское Величество изъявил чрезмерное желание видеть оные нарисованными».
Залитая солнечным светом Москва со множеством церквей (знаменитые «сорок сороков»), дворцами и общественными зданиями, изгибающейся лентой Москва-реки, легким деревянным Москворецким мостом, внушительным Воспитательным домом (1771–1781, архитектор К. И. Бланк), представляет великолепное зрелище. Часть парапета балкона разобрана, рядом лежат белые блоки строительного камня, что очевидно связано с перестройкой дворца перед коронацией в 1797 году.
Крупным планом изображена часть стены Кремля с Беклемишевской (Москворецкой) башней, слева Благовещенский и Архангельский соборы. Замечательная точность, с которой Делабарт изобразил шпили, главки и колокольни церквей, позволяет современным историкам архитектуры восстанавливать местоположение храмов, многие из которых не дошли до наших дней.

https://i.postimg.cc/Yq9SvjHR/054-IMG-20250911-130615.jpg

Видно, что разные сословия по разному одевались, но в целом красиво.

https://i.postimg.cc/VLLJXDj7/055-IMG-20250911-130551.jpg

https://i.postimg.cc/yYdNDWHp/056-IMG-20250911-130554.jpg

https://i.postimg.cc/bNJvZdhC/057-IMG-20250911-130611.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » ВДНХ. Центральный павильон № 1 - история, архитектура, выставки.