Выставка белого фарфора в Китайском культурном центре.
ул. Правды, 1, стр. 1
Вчера побывала на очень приятной выставке в здании, куда давно мечтала попасть. Находится это здание возле Ленинградского проспекта напротив всем знакомого "Большевика", куда москвичи регулярно ходят в Музей русского импрессионизма.
К Китайскому культурному центру я раньше подходила, фото здания делала, а вот внутри не была. Мероприятия там не часто и информацию о них надо ловить. А здание, хоть и похоже внешне на особняк, строилось не как жилой дом.
Называется здание Особняк Логунова-Калиниченко-Рябушинской. Первоначально он был построен в 1898 году, когда владел участком купец Логунов С. Е., владелец кирпичного завода, расположенного рядом со станцией Царицыно. Видимо, это была его загородная усадьба.
По справочнику "Вся Москва" за 1911 г, этим участком уже владеет Калиниченко Д. К., торговец парфюмерией.
Далее особняк в 1914 году приобрел промышленник и издатель Степан Павлович Рябушинский, владение было оформлено на его жену Анну Александровну, урожденную Прибылову. Перестраивал особняк 1915, арх. В.Д.Адамович .
Степан Павлович Рябушинский (1874-1942 гг.) - русский предприниматель, банкир, коллекционер, издатель журнала "Русская икона", почетный член Московского Археологического института, меценат, один из основателей завода АМО (ЗИЛ), лредседатель совета Остоженской старообрядческой общины, происходил из знаменитой династии купцов-старообрядцев Рябушинских.
Многим москвичам и гостям столицы знаком его особняк, построенный архитектором О. Шехтелем, на М. Никитской ул. (сейчас здесь музей-квартира Максима Горького).
А вот об этом участке на бывшем Петербургском шоссе знают немногие.
Степан Павлович задумал открыть здесь музей Иконописи, он как и многие его братья был коллекционером. Идея открыть частный музей пришла к нему, видимо, после успешно проведённой в Москве в1913 году выставки древнерусских икон, приуроченной к 300- летию Дома Романовых.
Одним из инициаторов ее открытия был Степан Павлович. Свою коллекцию он начал собирать еще в 1905 г. В этот год вышел правительственный указ, разрешающий возводить старообрядческие храмы, для их обустройства на поиски икон Рябушинский С.П. посылал в самые глухие районы России скупщиков , нередко спасавших шедевры от гибели. Иконы он покупал большими партиями, сначала для старообрядческих храмов, но постепенно и сам увлекся собирательством. В своем доме на М.Никитской он устроил мастерскую по реставрации икон, где работал замечательный реставратор Тюлин А.В. К моменту открытия выставки коллекция Степана Павловича была одной из лучших в Москве, она включала десятки раритетов, в том числе такие как "Богоматерь Одигитрия Смоленская" (вторая половина XIII века), новгородские "Рождество Богоматери" и "Архангел Михаил" (XIV век).
На выставке широкой публике было представлено множество отреставрированных икон XV–XVII вв., до сих пор не известных. Перед глазами зрителей предстали уже не мрачные темные доски, покрытые толстым слоем олифы, а прекрасные светоносные произведения, поражавшие не только богатством красок и красотой цветовых сочетаний, но и духовной глубиной образов.
Выставка вызвала огромной интерес у публики, и Степан Рябушинский стал перестраивать этот особняк под музей.
Но его планам не суждено было осуществиться, помешала Первая мировая война и Октябрьская революция.
В 1917 году Степан Павлович вместе с семьёй покинул Москву, оставив на произвол судьбы коллекцию уникальных икон.
Ну а что то же с коллекцией икон? На этот вопрос отвечает Петров Ю.А в книге "Династия Рябушинских" он пишет " Московский краевед А.П.Линьков в свое время любезно предоставил автору этих строк неизвестно каким путем попавшую к нему копию письма ВЧК в коллегию по охране памятников старины и искусства от 30 ноября в 1917 года. В документе говорилось, что "из дома С.П.Рябушинского по Петроградскому шоссе, д.34 вывезено 128 икон, 11 картин, паникадила, подсвечники, ящик с книгами и шитьем, ящик с фарфором и др.".
Чекистами был произведен отбор, в результате которого были выделены, имеющие интерес, с их точки зрения, произведения, а "все остальные отданы обитателям дома и свалены в подвале, как не имеющие художественной ценности…."
Сейчас коллекция находится в собраниях Третьяковской галереи и Исторического музея.
В советские годы в особняке располагался Дом культуры авиаработников им. Чкалова. Сохранилась фотография 1932 г., где вход в клуб выглядит совсем по другому.
В 1948 г здание было реконструировано, в нем появилось два зала: зрительный - на 500 мест и лекционный - на 100 мест.
В годы перестройки в особняке находились различные казино - в 1992 году тут открылось казино "Мадам София", а с 2001-2009 гг. находилось казино "Империя ".
В то время был изуродован боковой фасад со стороны ул. Правды. После 2009 здание было свободно. В следствии подписания соглашения между правительствами Китая и России о взаимном создании культурных центров член Госсовета КНР Лю Яньдун посетил Россию и выбрал для Китайского культурного центра именно это здание.
С октября 2011 по ноябрь 2012 в здании были проведены реставрации и ремонт, с максимальным сохранением деталей дореволюционного интерьера. Вот такое прошлое и настоящее старинного особняка.