А дальше судьба участка и здания резко поменялась.
В 1819г. в Павловске родилась Великая княжна Мария Николаевна. Она была старшей дочерью и вторым ребёнком в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Фёдоровны, урождённой принцессы Шарлотты Прусской. Рождение девочки не стало радостным событием для отца. Александра Фёдоровна писала:" Рождение маленькой Мари было встречено её отцом не с особенной радостью: он ожидал сына; впоследствии он часто упрекал себя за это и, конечно, горячо полюбил дочь"

Мария Николаевна
В день своего 16-летия Мария, помимо причитающихся подарков, сумела получить от отца очень важное обещание. Николай I удовлетворил просьбу дочери и дал ей слово: она никогда не покинет Россию. По сути, Мария Николаевна таким образом застраховалась от возможного династического брака.
По династическим традициям княжны-невесты обычно переезжали в дома иноземных женихов.
Естественно, со своей стороны Марии Николаевне пришлось воспользоваться мягким намёком на то, что в случае попытки насильно выдать её замуж, она попросту уйдёт в монастырь.
Мария была очень похожа на отца и внешне, и по характеру. Она умела добиваться своего.

Николай I и Мария Николаевна
Николай I мог быть уверен: старшая дочь непременно выполнит своё обещание, если её попытаются принудить к замужеству, которого она не захочет. Именно поэтому, когда Мария Николаевна влюбилась в молодого корнета Александра Барятинского, императору пришлось действовать хитростью. Он отправил возлюбленного дочери на Кавказ в действующую армию, а после устроил знакомство Марии с более подходящим женихом.
Ему надо было искать жениха-иностранца, который приехал бы в Россию, принял российское подданство и остался жить в Петербурге.
Знакомство Марии Николаевны с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским состоялось во время кавалерийских манёвров в Херсоне, куда молодой человек прибыл по поручению своего дяди баварского короля Людвига I. Тогда же Николай I обратил внимание на юношу, как на потенциального жениха для дочери. Он был внуком императрицы Жозефины, сыном Эжена де Богарне, пасынка Наполеона. И, однозначно, Максимилиан подходил на роль будущего мужа княжны куда больше, чем корнет Барятинский. Герцогу Николай I предложил службу в русской армию в звании гвардейского подпоручика. Максимилиан ответил согласием.
Между Марией и Максимилианом Лейхтенбергским возникла симпатия, год спустя Максимилиан приехал в Петербург и 23 октября 1838 года в Царском Селе был помолвлен с великой княжной Марией Николаевной. 5 декабря состоялось их торжественное обручение в церкви Эрмитажа. Несмотря на происхождение Максимилиана и его вероисповедание (он был католиком), Николай I дал согласие на брак.
Свадьба состоялась 2 июля 1839 года и проходила по двум обрядам: православному и католическому. Венчание состоялось в Большой домовой церкви Спаса Нерукотворного Зимнего дворца.
Астольф де Кюстин, присутствовавший на свадьбе великой княжны, так описывал её:
"Юная невеста полна грации и чистоты. Она белокура, с голубыми глазами, цвет лица нежный, сияющий всеми красками первой молодости. Она и её сестра, великая княжна Ольга, казались мне самыми красивыми из всех, находившихся в церкви"
Молодожены сразу же изъявили желание жить в России, чем несказанно порадовали отца невесты. Они поселились в Зимнем дворце.

Максимилиан Лейхтенбергский
Николай I после свадьбы повысил зятя до чина генерал-майора и наградил орденом Андрея Первозванного. За дочерью он дал весьма щедрое приданое на обзаведение хозяйством, назначил солидное ежегодное содержание и велел построить дворец, позже получивший название Мариинского.
Спустя год Максимилиан уже имел титул Его Императорского Высочества, а после потомки Марии Николаевны и Максимилиана Лейхтенбергского получили фамилию и титул князей Романовых.
Место для дворца — в самом центре города, напротив Исаакиевского собора, — выбрал сам Николай I.
Под дворец отошла земля, ранее принадлежавшая школе прапорщиков, и выкуплены ещё три близлежащих участка в Новом переулке. В результате получился участок неправильной формы, ограниченный со всех сторон зданиями министерств, и встала непростая задача вписать в его рамки будущий дворец. Кроме того, требовалось оставить роль архитектурной доминанты площади для Исаакиевского собора
Возглавить строительство пригласили Андрея Штакеншнейдера. Для него этот дворец стал первой серьезной работой в Санкт-Петербурге. Уже в декабре 1838 го он представил императору свой проект перестройки дворца Чернышева.

Андрей Иванович Штакеншнайдер
28 июля 1839 года состоялась торжественная закладка дворца. Меньше месяца прошло со дня свадьбы Марии и Максимилиана.
Для руководства ходом строительства была учреждена специальная комиссия, в которую вошли именитые архитекторы Карл Росси и Василий Стасов , которая еженедельно формировала доклады императору «об успехах работ». Периодически Николай I лично приезжал с инспекцией.
Помимо самого дворца, Штакеншнейдеру предстояло возвести служебные корпуса: гофмейстерский, конюшенный, прачечный, несколько сараев и кухонь. Чтобы справиться с таким объёмом работ, архитектор набрал целый штат помощников. Штакеншнейдер часто принимал на службу молодых выпускников Академии художеств и поручал им важные задания. Единственным условием, которое ставило ему начальство — брать подписку с каждого «о непринадлежности к тайным обществам», что являлось отголоском Декабристского восстания.
Отдел чертежей возглавлял Август Ланге, его старшим помощником был Владимир Шрейбер, каменных дел мастером — Лев Адамини.
Дворец замкнул собой южную сторону Исаакиевской площади — одной из центральных площадей города с величественным Исаакиевским собором (в то время собор ещё не был закончен, но его купол возвели к 1838 году). Это обстоятельство требовало от архитектора создания внушительного по размерам и стилю фасада здания.

Фасад дворца скомпонован согласно принципам классицизма: общая симметрия, трёхчастное деление (три выступающих ризалита: центральный и два боковых), ясные горизонтальные членения, «бриллиантовый руст» первого этажа. Второй и третий этажи объединены большим ордером. Однако в целом фасад производит тяжёлое, барочное впечатление из-за сильной рельефности с эффектами светотени, насыщенностью деталями, галереей-аркадой, поддерживающей балкон с вазонами, и мощного римского аттика центрального ризалита с огромными волютами.
В силу неправильной формы участка дворец получил несколько асимметричные очертания. Если стоять к нему лицом, то правое крыло короче левого и расположено под небольшим углом к площади, так как идёт параллельно Вознесенскому проспекту. Оформление фасада эклектично, в нём сочетаются и характерный для классицизма вертикальный рисунок, и элементы барокко в малых скульптурных формах. Всю декоративную скульптуру выполнил один мастер — выпускник Дрезденской академии художеств Иосиф Карл Готлиб Герман.
Так фасад я сняла летом при солнце

Сохранив основной объём, Штакеншнейдер радикально изменил интерьеры, перенёс дверные проёмы и парадную лестницу. Вокруг прежних стен вплотную была возведена стена в полтора кирпича, несущие элементы заменили на несгораемые материалы — кирпич и металл. При строительстве применялись новейшие на тот момент технические решения: были установлены аммосовские печи для обогрева здания, проведены водопровод, канализация, продумана система вентиляции, выполнены несгораемые перекрытия, металлические балки, стропилы, горшечные своды и так далее. Император настаивал на том, что во дворце его дочери должно быть как можно меньше дерева.
Отделку интерьеров завершили в конце 1844 года, а 25 января 1845г. дворец сдали Приёмной комиссии, и состоялась торжественная церемония освящения. После этого на некоторое время дворец открыли для свободного посещения всем желающим. Это стало очень необычным решением в то время. А после из Зимнего дворца в него переехали хозяева дворца - Мария Николаевна и герцог Лейхтенбергский.