Итак, история моста...
Мост королевы Луизы, соединяющий через реку Неман (быв. Мемель) российский город Советск (быв.Тильзит) и литовский поселок Панемуне, имеет богатую историю, является символом города и одним из его главных достопримечательностей.
Строительство моста началось в 1904 году, а в октябре 1907 года состоялось его торжественное открытие. Мост получил имя королевы Луизы, супруги короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, которую очень любили подданные — «Königin Louise Brücke».
Проект моста создавался коллективом инженеров - строителей под руководством советника Керсье, а подряд на строительство получила компания «Бейхельд и Ко» из Силезии.
Строительство нового моста длиной 416 м, ширина — 12,55 метра, ширина проезжей части — 7,2 метра., началось в 1904 году. Ширина реки в этом месте достигала 220 м. Мост опирался на два «быка» и удерживался тремя стальными арками длиной 105 м и высотой почти 50 метров.
Фото из интернета.

Торжественная церемония открытия моста состоялась 18 октября 1907 года и была приурочена к 100-летию заключения Тильзитского мира. В память об открытии моста в Тильзите была отчеканена медаль.
Въезды на мост с обеих сторон украшали порталы в стиле позднего ренессанса с башенками работы архитектора Стефана Вальтера. В центре южного портала помещался бронзовый барельеф - картуш с изображением королевы Луизы, а на северном был изображен герб Пруссии.
После Первой мировой войны мост стал пограничным, на нём был устроен контрольно-пропускной пункт и таможня. Первый «пограничный» период в истории моста продлился до 1939 года, когда Мемельский край вошёл в состав Германии. С приходом Гитлера к власти, пограничные пункты с моста убрали, а на северном и южном порталах висела немецкая символика.
С 1 мая 1914 года по 1944 год по мосту ходил электрический трамвай. По тем временам мост был уникальным сооружением, воплотившим передовые инженерные и архитектурные решения.
После Второй Мировой войны тильзитская трамвайная сеть не восстанавливалась.
22 октября 1944 года инженерные части вермахта взорвали мост, чтобы задержать продвижение советской армии. Были уничтожены пролёты моста и северный портал.
Мост был восстановлен в 1947 году. Поначалу пролёты были деревянными, в 1965 году их заменили металлическими. С сохранившегося южного портала моста сняли барельеф, изображающий королеву Луизу, и в 1964 году заменили его на герб Советского Союза. Также изменили обозначенную на портале дату: 1907 год заменили на 1947. С портала убрали немецкую надпись Königin Luise Brücke.
Машинные домики утратили свои островерхие черепичные крыши, а ручной механизм подъёма откидного пролёта исправен и по сей день. К весне 1965 года деревянный мост прекратил своё существование. Современный мост построен в период с 1965 по 1966 годы.
После распада СССР мост снова стал пограничным. В 1990-х годах были предприняты первые попытки реставрации моста. 6 марта 1995 года с портала сняли герб СССР, на этом работы и завершились. Широкомасштабная реставрация портала была проведена в 2002—2003 годах. В ходе этих работ были восстановлены все утраченные детали портала: возвращены на своё историческое место барельеф Королевы Луизы, бронзовые вазы и прочие архитектурные элементы главной арки моста. Были также отреставрированы домики для технического оборудования моста, сам мост был оборудован подсветкой. Разводной пролёт был заварен, механизм постепенно пришёл в негодность.
Со стороны города (с южной стороны) на второй речной опоре моста воздвигается портал из песчаника с двумя башенками в стиле барокко, образующими единый архитектурный ансамбль с формами Орденской кирхи. Проект портала выполнялся правительственным советником Фюрстенау. Южный портал (с нынешней российской стороны) был украшен барельефом с изображением королевы Луизы работы скульптора Стефана Вальтера во Фритенау и отлит в бронзе «Мартином и Пильтцингом» в Берлине. Эта же фирма отливала буквы для слов на фронтоне арки моста: «Мост королевы Луизы», северный (нынешняя литовская сторона, не сохранился) — гербом Восточной Пруссии.
Южный несохранившийся портал был металлическим и украшен гербом Восточной Пруссии. Барельеф на южном портале представлял собою картуш, имеющий 3,6 м ширины и 4 м высоты, в центре которого изображение королевы Луизы, увенчанной королевской короной, в окружении двух купидонов с цветочными венками. Вершину арки моста украшали декоративные вазы — их было шесть (сохранилось только две). Над пешеходными проходами по 1,5 м шириной размещены два барельефа, олицетворяющие движение по воде и по суше. Мостовой портал и машинные домики изготавливались в мастерской придворного мастера — каменотёса Карла Шилинга в Темпелине. Для их изготовления использовали влагостойкий желтоватый песчаник из каменоломен в Вюншельбурге, у подножия Хойшойера, не требующий покраски и штукатурки.
Отредактировано Неслучайные гости (2025-06-17 00:39:00)