Известно, что Пётр Иванович Панин близко дружил с архитектором Василием Ивановичем Баженовым. Именно Баженову большинство исследователей приписывают авторство проекта усадьбы Михалково. Исполнял эти проекты ещё один друг хозяина — Пётр Яковлевич Плюсков, семейный архитектор Паниных, ученик Дмитрия Васильевича Ухтомского. При Петре Панине Плюсков был также и управляющим Михалковского имения. Планировочное решение усадьбы «Михалково» было организовано следующим образом: продольная ось подъездной аллеи подходила к полукруглому парадному двору, в ограду которого были встроены дом с боковыми флигелями и башни въездных ворот.
На макете в центре зала мы видим усадьбу в нее нынешнем виде со всеми ныне существующим и отреставрированными строениями. Вот хорошо видна полуциркулярная планировка основной части.

По проекту Баженова, в 1780—1784 годы новые здания в усадьбе строились из красного кирпича: из него были созданы два жилых флигеля и примыкающие стены, три пары ворот с двумя башнями в каждых, большая ротонда и две малых.


За домом был разбит партер, а на берегу расширенного Головинского ручья — обширный пейзажный парк с прудами.
закачать фото
Ценным элементом всего архитектурного ансамбля стала высокая ограда, также построенная из красного кирпича, в которую были встроены флигели и башни ворот. Высота её превышает два метра, из украшений в оформлении были использованы пилястры, белокаменные капители, верхняя часть оформлена рядом кокошников.

Отмечено место, где был когда-то господских деревянный дом


Создатель альманаха «Русский архив» Пётр Иванович Бартенев в своих записках неоднократно упоминает, что усадьба Михалково была «отстроена графом Паниным в подражание взятой им крепости Бендерской крепости». По мнению Греча, выполненный Баженовым для Панина усадебный ансамбль в Михалково сочетал в себе процветавший в ту эпоху в России стиль неоготики и «второй путь русской архитектуры» в исконном виде. Псевдоготический стиль и его многочисленные отсылки к английским и французским образцам стал популярен среди русской аристократии в силу своего явного символизма — в попытке создать «некое подобие фамильных замков и укрепить, пусть лишь наружно, корни своего воображаемого генеалогического древа».

В то же время, Баженов пытался продолжить традиционную старомосковскую архитектуру — из этого сочетания возникли его знаменитые проекты: Царицыно, Марьинка и Михалково. Последнее считалось одной из самых красивых усадеб своего времени — в «Историческом и топографическом описании города Москвы 1787 года» о нём говорится как о «имении с великолепным домом и обширным регулярным садом с прудами».
Шкатулка . Франция. Конец 18в.

При Панине усадьба стала известной в светском обществе, в гости приезжали знаменитости того времени, например, Денис Иванович Фонвизин. Сам Панин в письмах называл усадьбу Михалково «наше Весёлое». Годом раньше Михалково посетил Франсиско де Миранда, в своих мемуарах он записал, что Михалково и его парк показались ему «даже лучше, чем у Шереметевых». В новом парке гости и хозяева не только прогуливались пешком, но и ездили в повозках, что характеризует его как значительный по размеру.
Панин охотился в окрестных лесах, разводил охотничьих собак и лошадей, содержал обширное оранжерейное хозяйство.
После смерти Петра Панина весной 1789 года усадьба перешла его сыну — Никите Петровичу, который в 1797 году перепродал её Ивану Малафеевичу Алонкину.