– Где и когда вы учились на искусствоведа? И как называется ваша специальность?
– Определенную роль тут сыграла пандемия. В ковидное время торговые центры были закрыты на протяжении нескольких месяцев, хотя мы и продолжали их эксплуатировать, вели огромную работу по оптимизации издержек и пр. Как раз тогда я и пошел на курс, который в Москве в режиме онлайн проводит Институт арт-бизнеса и антиквариата. Это негосударственный институт дополнительного профессионального образования. Дисциплина, которую я изучил, связана с экспертизой предметов искусства. А темой дипломной работы стало художественное стекло.
Учеба заняла несколько лет и в результате позволила мне разговаривать на одном профессиональном языке с искусствоведами. Конечно, мой диплом не стоит сравнивать с дипломом Академии художеств или Академии имени Штиглица, но образование, которое я получил, очень добротное. Во время обучения мне повезло познакомиться с ведущими преподавателями Москвы, которые специализируются на художественном стекле. Руководителем моей дипломной работы стала ведущий эксперт России в этой области Елена Владимировна Долгих. Сейчас она преподает в РГГУ, а до этого долго работала в Государственном музее-заповеднике Кусково. Ей принадлежат целые монографии на эту тему. И благодаря ей я еще больше «заболел» стеклом.
Коллекционирование – это действительно болезнь. Но это еще и желание как можно больше знать о тех предметах, которые ты собираешь. Без знаний это занятие, пожалуй, выглядит вульгарно.
Юрий Борисов :
"На мой взгляд, коллекционирование подразумевает три важных условия: посещение музеев, позволяющее постепенно наработать насмотренность; общение с кругом экспертов, которые являются знатоками в выбранной области; чтение соответствующих книг.
Я стал постепенно собирать библиотеку по французскому стеклу, учитывая, что мой конек – именно лотарингское стекло, а не богемское, не Тиффани или русское. Хотя русское стекло – предмет не менее интересный, и порой я позволяю себе приобрести что-то из предметов, сделанных в России. И, конечно, лучшие книги о французском стекле написали сами французы и еще немцы. Эльзас и Лотарингия – области Франции, граничащие с Германией, многие их жители говорят сразу на двух языках и разных диалектах".