В первый же день после заселения в отель "Рахманинов" мы отправились в Главный штаб- филиал Эрмитажа. По пути обратили внимание на фонтан на Казанской улице напротив Казанского собора.
Гранитное четырёхугольное сооружение – сдержанное и строгое, классическое во всех отношениях... Нижняя часть его представляет собой чаши, наполняемые водой, а верхняя – глухую арку с ликом Нептуна, изо рта которого льется вода. Полукругом выбита дата: «1809 года».Этот фонтан не сразу оказался здесь, а был перенесён в 1935 году с Пулковского шоссе, где больше века простоял на 13-й версте по пути в Царское Село.
Создатель этого фонтана – французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон, приглашённый в Санкт-Петербург в конце XVIII века. Он спроектировал и возвел три фонтана, которые призваны были не только украшать долгую дорогу из Петербурга в Царское Село, радуя глаз путников, но и имели практическое предназначение: напоить уставших лошадей. Поэтому эти творения называют «фонтаны-поилки». Два других «брата» можно увидеть на Сенной площади и у Пулковского холма, на повороте к Царскому Селу.
Сейчас фонтан-поилка у Казанского собора потерял свою утилитарность, оставшись служить исключительно произведением искусства. Вместе с большим фонтаном его первым запускают в апреле, открывая сезон, и последним отключают в октябре.

Главный штаб
Это наше не первое посещение Главного штаба, мы были в нем в августе 2023г и в теме про ту поездку возможно доберусь и до фотографий оттуда. А в этот визит главной целью было увидеть выставку стекла из Лотарингии в стиле арт-нуво, она заканчивалась 13 апреля и я в любом случае планировала на нее попасть и как раз удачно по датам подвернулась экскурсия в особняк фон Дервизов на 27 марта, вот так и сложились даты поездки.
Итак, про выставку.

Источники информации
https://hermitagemuseum.org/what-s-on/1 … ca5fceb121
https://nsp.ru/41013-yurii-borisov-nasa … -masterami
https://tvspb.ru/programs/stories/3454063
Одними фотографиями экспонатов я решила не ограничиваться, а добавить текстов про выставку, кто, как и почему ее организовал, про коллекционера Юрия Борисова и тд. Мне это было интересно самой, возможно и кому-то из вас тоже.
Сначала общая информация
Экспозиция посвящена расцвету художественного стеклоделия Лотарингии в конце XIX ‒ начале XX века и знакомит зрителя с удивительными по красоте изделиями из многослойного стекла, исполненными лотарингскими мастерами. В составе выставки 111 предметов, соединивших виртуозное владение техникой многослойного стекла и изысканность форм и декора. Представленные вазы, лампы, флаконы, монетницы, пресс-папье созданы на двенадцати предприятиях Лотарингии, специализировавшихся на производстве художественного стекла.
В залах представлены произведения из коллекции Государственного Эрмитажа (34 предмета), многие из которых экспонируются впервые. Значительную часть экспозиции составляют ранее не публиковавшиеся изделия из личного собрания петербургского коллекционера Юрия Борисова.
Лотарингия – один из традиционных центров стеклоделия Франции. Здесь столетиями процветали многочисленные стекольные предприятия. Среди которых «Хрустальные заводы Сен-Луи», занимавшиеся изготовлением стекла с 1586 года; «Бургун, Шверер и Ко. Стекольные заводы Мейзенталя», работавшие с 1704 года; основанный в 1764 году завод в городке Баккара, ставший в XIX столетии крупнейшим производителем хрусталя.
С лотарингским городом Нанси связан жизненный и творческий путь Эмиля Галле (1846‒1904) ‒ мастера, оказавшего значительное влияние на формирование художественных вкусов на рубеже XIX‒XX веков не только в Европе, но и в России. Его изделия из многослойного стекла, украшенные изображением цветов и пейзажей в реалистической манере, так полюбились современникам, что способствовали появлению самостоятельного интернационального художественного направления, получившего название «стиль Галле». Наиболее преданными его последователями стали соотечественники Эмиля Галле. Произведения, созданные мастерами Лотарингии, способствовали расцвету стеклоделия как одного из основных направлений в декоративно-прикладном искусстве эпохи ар нуво.
На выставке представлены работы семи крупных предприятий Лотарингии (заводы самого Галле, Баккара, «Братья Дом и Ко. Стекольный завод в Нанси», «Мюллер и Ко, завод художественного стекла в Круамаре», «Бургун, Шверер и Ко. Стекольные заводы Мейзенталя», «Объединенные заводы Валлеристаля и Портьё», «Хрустальные заводы Сен-Луи») и пяти небольших ателье, составлявших им в различные периоды достойную конкуренцию, ‒ ателье Андре Делатта, Амальрика Вальтера, братьев Вессьер, Поля Николя, «Братья Кристиан и сын».
Промышленная революция XIX века значительно расширила пластические и колористические возможности стекла, сделав этот материал идеальным инструментом для воплощения идей и образов искусства ар нуво. Немаловажным было и то, что механизация отрасли способствовала снижению цен на продукцию, позволив реализовать один из важнейших принципов искусства этого времени, стремившегося ввести прекрасные вещи в повседневный быт. Предприятием, где эта задача была решена наиболее успешно стала фирма «Братья Дом и Ко». Стекольный завод в Нанси». Её продукция была хорошо известна в России. До сих пор завод продолжает выпуск художественного стекла. 30 октября 2024 года отмечается 160 лет со дня рождения одного из основателей этой компании – Антонена Дом, много сделавшего для развития художественного стеклоделия в эпоху ар нуво.
Мы попали на выставку в тот момент, когда там шла заказная экскурсия, которую вела куратор выставки, автор ее концепции Елена Анатольевна Анисимова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа. Она рассказывала очень подробно про каждый экспонат, знания у нее по теме очень глубокие, а залы небольшое, поэтому мы "одним ухом" еще и послушали.
И сразу отмечу что мне очень понравилось, как устроена экспозиция. Один зал посвящен Эмилю Галле, другой заводу Братьев Дом, третий другим заводам. Экспонаты в витринах очень правильно расставлены, каждый можно нормально рассмотреть и хорошо снять. Отлично были разложены таблички, даже если экспонат стоял во втором ряду, то все равно его табличка была в первом ряду и было понятно к чему она относится. Хороший направленный свет. В целом все было продумано для удобства осмотра.
Чтобы больше не томить буквами, начну показ, а тексты буду добавлять по ходу.
Первый зал с работами мастерской Эмиля Галле.






Эмиль Галле (1846-1904)
