
... за которой стена опять немного сворачивает, чтобы "направиться" к очередной, Северной башне:

Отсюда, конечно, крепостная стена смотрится не столь "панорамно", как издали, зато намного масштабнее, да и при желании тут можно потрогать каждый "кирпичик", соприкоснувшись тем самым с древностью:) Ну а панорам здесь и своих хватает: чуть ли ни вся "нижнепосадская" сторона видна внизу, как "на ладони":






...
Конечно, не всё, что мы видим сегодня, глядя на крепостные стены нынешнего Кремля, является 100%-ной "древностью". Кремль был возведён в начале 16 столетия: его строительство началось ещё в 1500 году, но основные сооружения появились уже после набега казанского хана Мухаммед-Амина и сильного пожара 1513 года - ориентировочно в 1516-1520 годах, и, таким образом, Нижегородский кремль стал третьим каменным кремлём в тогдашней России после Пскова и Москвы (правда, примерно в то же время "параллельно" ему строился и Тульский), а по своим размерам уступал только московскому. Кстати, как и в Москве, главным архитектором Нижегородского кремля был итальянец - Пьетро Франческо, прозванный в России Петром Фрязиным; впрочем, ни в каком родстве с "московскими Фрязиными" (в частности, Алевизом "Старым", который строил укрепления Московского кремля) он не состоял и даже их "однофамильцем" стал только в России: так на Руси издавна звали выходцев из Западной Европы - в основном, из Италии и Франции.
Немного статистики: протяжённость стен Нижегородского кремля составляла 2045 метров, тем самым лишь немногим уступая кремлю Московскому (2235 метров), их высота сильно различалась от 12 до 22 метров в зависимости от высоты места, где они стояли; в стенах имелось 13 башен: 5 прямоугольных - проезжих или воротных, и 8 круглых - "глухих".
Начиная примерно с первой половины 15 века русские крепости, как правило, возводились в форме, близкой к прямоугольной, что было, в общем-то, несложно, поскольку чаще всего они строились либо на равнине, либо на относительно плоской вершине холма, но ни одна из них не находилась в месте со столь сложным рельефом, как в Нижнем Новгороде, ни одной из них не приходилось буквально "лазать" верх и вниз по склонам, а потому не удивительно, что сам рельеф определил форму Нижегородского кремля в виде неправильного, слегка вытянутого с запада на восток многоугольника (вот почему я выше написал , что явно выраженных "угловых" башен в нём нет, кроме одной). И в этом - в "перебегании" со склона на склон, с холма на холм (мне вспомнился испанский Альбаррасин!) - и заключаются его уникальность и живописность; здесь нельзя сказать "ааа, очередной Кремль", потому что ТАКОГО Кремля в России больше нет.
...
К началу 18 века Нижегородский кремль потерял своё оборонное значение, а вместе с ним и надлежащий уход. Средств на его ремонт не выделялось, и древние укрепления постепенно начали разрушаться, чему отчасти способствовали оползни - в основном, со стороны Волги. Лишь в конце столетия о Кремле "вспомнили" и провели реставрацию, которая оценивается очень неоднозначно: с одной стороны, тем самым удалось остановить процесс разрушения и спасти крепость от окончательного исчезновения, с другой - её облик был изменён (в частности, были разобраны верхушки зубцов, причём не ради "новой эстетики", а по совершенно банальной причине - их кирпич использовали для ремонта стен и башен). Тогда же все кремлёвские стены были отштукатурены, но это как раз стало "наименьшим злом", хотя можно представить, как дико это смотрелось...
Как бы то ни было, от окончательного "падения" (а учитывая оползни - отчасти и в прямом смысле) Кремль был спасён, но уже в начале 20 века снова пришёл в упадок, хотя и был признан советским правительством памятником архитектуры и даже взят под охрану государства. Лишь после войны, в 1949 году, в Кремле начались масштабные реставрационно-восстановительные работы, продлившиеся до начала 1970-х годов. Благодаря тому, что научным руководителем и автором проекта реставрации стал настоящий профессионал, знающий своё дело и болеющий за него, да ещё и нижегородец Святослав Леонидович Агафонов, Кремль был не просто отремонтирован, но во многом вернул давно утраченные черты своего изначального облика (и, конечно же, на стенах снова появились зубцы
).