Витрины из прозрачного и матового стекла с подсветкой, где разместились музейные экспонаты, должны рождать
в воображении посетителей образы огромных айсбергов в арктической пустыне.
Плетеная штучка в середине это кибас.
Кибасом поморы в старину называли грузило для рыболовного невода. Формой оно напоминало крест, вписанный в круг. Внешнее кольцо изготавливали из гибких ивовых или можжевеловых прутьев. В центр грузила помещали камень, который крепили к кольцу длинными полосками бересты.
Кибас не только был необходимой частью рыбацких снастей, но и считался сильным талисманом. По поморским поверьям, он приносил богатый улов и достаток в дом. Часто кибас вешали на стену в избе или дарили родным и друзьям с пожеланиями крепкого здоровья.
Вёсла с карбаса, рыболовная сеть и плица — ковш для вычерпывания воды из лодки.
"Святой Пётр" - первая морская яхта Петра I, построена в Архангельске по царскому указу в 1693 году. По бокам яхты подвешены шверцы (балансиры) для большей устойчивости в бурном море
Модель шняки.
Шняками в древности назывались поморские парусно-гребные рыбацкие суда. Внешне они напоминали драккары викингов, но были намного меньше. Выходить в открытое море на такой лодке было довольно опасно: сильный ветер или волны могли перевернуть легкое судно. Поэтому пользовались шняками в основном небогатые поморы, которые не могли позволить себе более надежный вариант. Денег на железные гвозди у них тоже не хватало, и обшивку шняки часто крепили к каркасу пенькой или вицей — тонким просмоленным побегом или корнем дерева. Щели в корпусе конопатили мхом, чтобы в них не попадала вода.
Когда рыбаки выходили в море, они старались как можно реже приставать к берегу, чтобы не тратить время на сложные маневры. Поэтому пищу готовили прямо на борту шняки: для этого разводили огонь внутри конструкции наподобие очага из камней и песка. От дождя и ветра можно было укрыться на носу или корме судна. Там же обычно располагались места для сна.
Фрегат «Святой Илья» (модель 1:100) заложен при Петре на архангельских местных верфях. Участник Северной войны, «служил» в датских водах, захватывая шведские корабли.
Увы, его век был недолгим. Спустя меньше, чем 10 лет после постройки, он разбился в Балтийском море, возвращаясь с европейской «службы» в Россию
Отредактировано Loconte (2025-02-11 00:23:47)