Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » РОСИЗО - Выставки Дмитрия Жилинского и художественного стекла.


РОСИЗО - Выставки Дмитрия Жилинского и художественного стекла.

Сообщений 1 страница 10 из 23

1

РОСИЗО - Выставки Дмитрия Жилинского и художественного стекла.

Как и обещала, отчет об этих выставках делаю.
https://rosizo.ru

Сейчас в РОСИЗО в Петроверигском переулке две выставки

Это  выставка  «Дмитрий Жилинский. Личное»
29 ноября 2024 — 23 февраля 2025

https://i.yapx.ru/YQPgFl.jpg

и вторая выставка  выставка "Стекло. Формы и образы"

https://i.yapx.ru/YQPiJl.jpg

Выставка  «Дмитрий Жилинский. Личное»

Выставка хорошо оформлена, много информации, есть красивое музыкальное сопровождение.

Источники информации:
https://www.tg-m.ru/articles/2-2017-55/ … zhnii-krug

Дмитрий Дмитриевич Жилинский (25 мая 1927 г. Волковка, Северо-Кавказский край — 29 июля 2015, Москва) — советский, затем российский живописец и график, представитель московского академизма послевоенной эпохи, педагог. Действительный член Академии художеств СССР — Российской академии художеств , член Союза художников СССР (с 1954). Народный художник РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1985) и Государственной премии РФ (1999).

https://i.yapx.ru/YRzMLl.jpg

https://i.yapx.ru/YRzMMl.jpg

Будущий художник родился в коммуне в селе Волковка под Сочи.
Дед и бабушка будущего живописца - К.Н. Жилинский и Н.В. Немчинова (младшая сестра художника В.А. Серова) - были воспитанниками талантливого педагога М.А. Быковой и членами основанной ею под Сочи коммуны.
«Мария Арсеньевна не хотела отдавать своих воспитанников в казенные учебные заведения. Она, высокообразованная дама, выпускница Бестужевских курсов, сама заботилась об образовании своих питомцев, преподавала им литературу, музыку, иностранные языки, основы естественных наук. Молодые люди не только трудились физически - строили, обрабатывали землю, ухаживали за лошадьми, - но и ставили спектакли, устраивали литературные и музыкальные вечера».
Здесь в 1900г. у Константина Николаевича Жилинского, сына польских политзаключенных  и его жены Надежды Васильевны родился сын   Дмитрий Константинович Жилинский, отец будущего художника. В дальнейшем он со своей женой  Анастасией Федоровной (1898-1987) продолжал жить при коммуне. Здесь  в 1927 году у них  родился сын Дмитрий, будущий художник.

История коммуны завершилась трагически. Вот что вспоминал потом Дмитрий Дмитриевич Жилинский :
«В 1929 году их объявили кулаками. ... Устроили показательный суд, деда, отца и дядю Колю арестовали. ... Рояль утопили, библиотеку и дома сожгли, отца и деда приговорили к расстрелу.
Мать бросилась в Москву и довольно быстро добилась ... телеграммы, отменяющей приговор. Когда она приехала ... в Новороссийск, выяснилось, что деда успели расстрелять, а отца и дядю выпустили.
Коммуна перестала существовать. Все разъехались...».

Семья Жилинских перебралась в станицу Апшеронская Краснодарского края. Здесь им довелось пережить не одну трагедию.
В 1937 году был арестован отец. На этот раз вызволить из заключения его не удалось, и в 1938-м он был расстрелян. Младшие Жилинские - Василий и Дмитрий - оказались сыновьями «врага народа».
(В 1957 году и дед, и отец художника были посмертно реабилитированы).
С августа 1942 года по февраль 1943 года Апшеронский район был оккупирован немцами. Они назначили мать Жилинского , "жену врага народа" смотрителем деревни с обязанностью докладывать о деятельности партизан .Сдавать своих Анастасия Федоровна не стала, за что получила благодарность от жителей деревни.
В 1943 году на военную службу был призван старший брат, а в следующем году семья получила похоронку. Несомненно, эта череда трагических утрат оставила глубокий след в сердце и памяти Дмитрия Жилинского. В будущем эти события получат яркое образное воплощение в его произведениях. Боль потерь заставила юношу ощутить свою ответственность за судьбы близких людей, а с годами помогла сформировать высокую этическую и нравственную позицию.
Во время учебы в школе Дмитрий начинает много рисовать, в основном портреты.

Приезд Дмитрия Жилинского в Москву в 1944 году открыл новую страницу его биографии. По совету двоюродной сестры бабушки - Н.Я. Симонович-Ефимовой - и ее мужа И.С. Ефимова он поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства.
«... Я два года занимался витражами, делал алмазную грань, - вспоминал художник. - Но меня тянуло заниматься живописью».  И в 1946-м он перевелся в Московский государственный художественный институт (МГХИ им. Сурикова), на второй курс факультета монументальной живописи..
Жилинскому, несомненно, повезло с учителями и уникальным творческим окружением. В МГХИ он начал работать в мастерской Николая Михайловича Чернышева (ассистентом которого был Семен Афанасьевич Чуйков) - человека уникальной культуры, тонкого знатока древнерусского искусства. В дальнейшем мастерская перешла к Василию Николаевичу Яковлеву, ассистентом которого был Алексей Михайлович Грицай. Раз в неделю занятия по живописи вел Павел Дмитриевич Корин - один из крупнейших художников ХХ века. Каждого из них Жилинский с благодарностью вспоминал впоследствии.

На этом автопортрете Жилинский в студенческие годы.

https://i.yapx.ru/YRzMNl.jpg

Но не только учеба в институте, но и сама среда сыграла исключительную роль в его творческом становлении. Первое время он жил в квартире Ефимовых близ Красных Ворот. Но вскоре перебрался в дом художников в Новогирееве, построенный Л.А. Кардашовым, И.С. Ефимовым и В.А. Фаворским незадолго перед войной. Это была тоже коммуна, только для художников. Со многими жильцами Жилинский состоял в родстве. Сначала он с друзьями жил там на кухне, а потом укрепляет крышу и делает там мансарду для своей семьи. Творческая атмосфера этого дома сильно повлияла на становление Жилинского как художника. В этой коммуне он прожил с семьей без малого 30 лет - до 1973 года. В интерьерах этого дома им написаны картины "Альтист " и "Утро".

«Учился я в Суриковском, но воспитание у меня - из этого дома» - отмечал Жилинский на склоне лет. Сложно переоценить влияние, которое оказала на молодого живописца возможность жить и работать рядом с выдающимися мастерами эпохи - Иваном Семеновичем Ефимовым  и Владимиром Андреевичем Фаворским. Позднее Жилинский вспоминал: «Я жил рядом с Фаворским до последнего его вздоха, и сейчас слова этого мудрого человека постоянно всплывают во мне». В памяти молодого художника запечатлелись размышления Фаворского о теории изобразительного искусства, принципах построения композиции. Влияние идей Фаворского - прямое или опосредованное - мы найдем в целом ряде композиций Жилинского.

В институте Дмитрий познакомился со скульптором Ниной Ивановной Кочетковой (1926-1995), которая стала его женой, они прожили в браке 47 лет.
С момента их знакомства она стала его спутницей в жизни, музой, женой, другом, матерью его детей, а также строгим критиком в вопросах искусства. Две яркие, талантливые натуры - живописец классической направленности и скульптор и рисовальщик остро-экспрессивного дарования - они удивительно дополняли друг друга.

В 1954 г. у них родилась дочь Ольга - будущий художник. В этом же году Жилинский вступает в Союз художников СССР.
с 1951 по 1974 гг. Дмитрий Жилинский преподавал рисунок  в Суриковском институте.

Непосредственно про творчество Жилинского рассказ впереди, а сейчас кратко дальнейшие даты основных событий его жизни.
В 1957-58 гг. за картину "В метро" получил первую награду  - серебряную медаль на III молодежной выставке фестиваля молодежи и студентов, а также премируется поездкой за границу.
В 1961 году совершил творческую командировку на целину, а еще у супругов рождается сын Василий.

В 1965 г. получил серебряную медаль Академии художеств СССР за картину "Гимнасты". Это очень известная картина, ее  нет на выставке, но я ее покажу.

https://i.yapx.ru/YRzMOl.jpg

Жилинский изобразил членов сборной СССР по спортивной гимнастике, готовящихся к XVIII Олимпийским играм в Токио в московском зале ЦСКА. Среди персонажей спортсмены, завоевавшие в составе команды или в индивидуальном зачёте первые места на Олимпийских играх, первенствах мира и Европы.
Эта картина - одна из первых у Жилинского, где он применил новую для себя технику — темперу.  В поездке по Италии в 1961г. он изучал живопись эпохи Возрождения. Сильное впечатление произвели на него работы Джотто и Урчелло. Вот после этого он и увлекся темперной живописью.
Традиции техники темперной живописи по левкасу на древесно-стружечной плите восходят к византийскому и древнерусскому искусству, частично — к произведениям старых европейских мастеров. Техника масляной живописи перестала отвечать намерениям Жилинского.
Использовал Дмитрий Жилинский обычно не деревянные доски, а оргалит и древесно-стружечные плиты (более доступные аналоги, обладающие нужной для художника жёсткостью). Перед нанесением левкаса на древесно-стружечную плиту, имеющую неровную поверхность, художник обычно наклеивал на неё ткань. Нанося на картину поливинилацетатную темперу, Жилинский соединял её с желтковой эмульсией для прочности и сохранения насыщенности цвета.
Одним из героев картины был Виктор Лисицкой. С ним и его женой Татьяной Жилинского связывала многолетняя дружба. Лисицкие были излюбленными моделями для портретов Жилинского, из образ вдохновил его на создание картины "Адам и Ева".

0

2

https://i.postimg.cc/jdGRfwqQ/033-IMG-20241210-114705.jpg

Теперь покажу картины, относящиеся к раннему периоду творчества Жилинского, то. что упоминалось выше.

Володя Шмидт. 1945 г. Картон, масло. Частная коллекция, собрание семьи художника. Это друг Дмитрия, с которым они жили в углу на кухне в доме-коммуне в Новогиреево.

https://i.yapx.ru/YR3o0l.jpg

Скульптор И.С. Ефимов с сыном Адрианом. 1956. Холст, масло. Собрание семьи Ефимовых. (Тот самый Ефимов, который пригласил Жилинского в Москву и опекал его первые годы)

https://i.yapx.ru/YR3o2l.jpg

Нина. 1953 г. Холст, масло. Частная коллекция, собрание семьи художника. (Первые годы молодой семьи Жилинских)

https://i.yapx.ru/YR3o4l.jpg

Утро. 1954 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея ( ГТГ). (Написано в мансарде в Новогиреево)

https://i.yapx.ru/YR3o7l.jpg

Групповой порт¬рет студентов-скульпторов. 1964г.. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Образ современности раскрывается здесь через тему творчества, близкую и знакомую живописцу. Изображена реальная мастерская профессора Н.В. Томского в Суриковском институте, где под руководством скульптора А.А. Древина ведут работу ученики-студенты: В.А. Горяный и В.В. Начапкин (изображены слева), Д.С. Головацкая и А.Е. Диллендорф (в правой части картины). Жилинский передает сакральную атмосферу духовной сосредоточенности, царящую в скульптурном классе. Точные образные характеристики каждого из героев складываются в единую мизансцену полотна.

https://i.yapx.ru/YR3qAl.jpg

"В метро". 1957 год. Тамбовская картинная галерея

https://i.postimg.cc/cJxCKGCR/046.jpg

Фрагменты

https://i.yapx.ru/YR3qCl.jpg

Две девушки включены в диалог, здесь Жилинский изобразил свою жену Нину и ее подругу Лавинию Бажбеук-Меликян.

https://i.yapx.ru/YR3qFl.jpg

Представлен и эскиз к этой картине.
Лавиния Бажбеук-Меликян и Нина Жилинская. Этюд к картине «В метро». 1957г.. Холст, масло. Собрание Владимира Некрасова

https://i.yapx.ru/YR3qGl.jpg

0

3

Люблю советскую живопись, она очень позитивная. Лена, если будешь делать обзор, с удовольствием посмотрю.

0

4

Лена ГМ написал(а):

Младшие Жилинские - Василий и Дмитрий - оказались сыновьями «врага народа».
С августа 1942 года по февраль 1943 года Апшеронский район был оккупирован немцами. Они назначили мать Жилинского , "жену врага народа" смотрителем деревни

Какая сложная судьба, сколько трагических событий пришлось на детство художника!
Работы интересные, смотрю и читаю с удовольствием. Спасибо, Лена.

0

5

K-Olga написал(а):

Какая сложная судьба, сколько трагических событий пришлось на детство художника!

И эти события найдут в дальнейшем отражение в самых сильных картинах художника.

Портрет скульптора А.Е. Зелинского с дочерью. 1958г. Холст, масло. Самарский областной художественный музей

https://i.yapx.ru/YS0VFl.jpg

А дальше про смену стиля и обращение к темперной живописи.

Прежняя, освоенная в годы учебы в МГХИ технология масляной живописи перестала отвечать новым устремлениям художника. «Где-то в начале шестидесятых годов, - вспоминал позднее Жилинский, - мой друг Альберт Папикян подарил мне темперу, сказав: “По-моему, - это твой материал». «С 1964 года я пишу темперой. Почти все мои значительные вещи написаны на ДСП по левкасу, небольшие натюрморты, пейзажи, портреты на картоне - оргалит».

https://i.yapx.ru/YS0VGl.jpg

https://i.yapx.ru/YS0VHl.jpg

И картины начального "темперного" периода, тот самый "ренессанс" и упомянутые в тексте картины.

Под старой яблоней. 1969г. . ДСП, левкас, темпера. ГРМ. Авторская рама, на полях размещены фигуры отца Дмитрия Жилинского, расстрелянного в 1937 году, и брата Василия, погибшего на фронте. В верхней части рамы надпись: «Посвящаю моей маме» .

https://i.yapx.ru/YS0VJl.jpg

Фрагменты рамы

https://i.yapx.ru/YS0VKl.jpg

https://i.yapx.ru/YS0VNl.jpg

https://i.yapx.ru/YS0VOl.jpg https://i.yapx.ru/YS0VPl.jpg

Автопортрет с мамой (Зима на юге). 1974г.. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск. Темпера.

https://i.yapx.ru/YS0VQl.jpg

0

6

Мир в картинах Жилинского отчетливо явлен зрителю, прописан в мельчайших деталях. Это внимательное отношение ко всем явлениям мироздания - большим и малым - роднит взгляд художника второй половины ХХ века с мироощущением мастеров эпохи Ренессанса, но еще больше - Северного Возрождения, а то и Средневековья. Как и в живописных системах минувших столетий, мир картин Жилинского отнюдь не является фотографически точной копией натуры, но ее новым воплощением, воссозданием, осуществленным по законам искусства.
В работах 1960-х годов художник окончательно отходит от традиций московской живописной школы с ее принципами пленэризма, этюдности, передачи световоздушной пространственной среды, окружающей предметы. Не краткий момент времени стремится передать художник, но вечное течение жизни, в котором рифмуются прошлое и настоящее, а события дня сегодняшнего сопрягаются с кругом «вечных» тем, имманентных истории человечества.

Идею запечатлеть в картине образ своего учителя Николая Михайловича Чернышева Жилинский вынашивал несколько лет. Он сделал множество карандашных набросков с натуры, заслушиваясь рассуждениями Чернышева о великом предназначении искусства - нравственно обогащать и исправлять человека. На встречах всегда присутствовала, как верный “ангел-хранитель”, его супруга Антонина Александровна Чернышева».  Так родилась идея писать их парный портрет.

Семья художника. Чернышёвы. 1969г.. ДСП, левкас, темпера. Русский музей. (Картина интересна по композиции).

https://i.yapx.ru/YS0eGl.jpg

Хочется рассмотреть детали.

https://i.yapx.ru/YS0eHl.jpg

https://i.yapx.ru/YS0eIl.jpg

https://i.yapx.ru/YS0eJl.jpg https://i.yapx.ru/YS0eKl.jpg

https://i.yapx.ru/YS0eNl.jpg

https://i.yapx.ru/YS0eOl.jpg

Портрет Николая Чернышёва с женой (в лесу). 1970г. Дсп, левкас, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника.

https://i.yapx.ru/YS0eRl.jpg

https://i.yapx.ru/YS0eSl.jpg

https://i.yapx.ru/YS0eTl.jpg

Семья Чернышёвых. 1970г. ДСП, левкас, темпера. Государственная Третьяковская галерея.

https://i.yapx.ru/YS0eUl.jpg https://i.yapx.ru/YS0eVl.jpg

0

7

Чудесные портреты, мне очень нравится!

0

8

Возможно, не столь известно другое произведение Жилинского 1960-х годов - триптих «На новых землях» (1967, ГТГ). Оригинальное исследование этой работы, предпринятое недавно одним из сотрудников Третьяковской галереи, открыло новые аспекты его восприятия, предвосхитив идею настоящей выставки.

https://i.postimg.cc/448c2LRq/096-IMG-20241210-120221.jpg

https://i.postimg.cc/s26BHxtS/097-IMG-20241210-120231.jpg

В 1961 году Дмитрий Жилинский вместе с художниками Илларионом Голицыным и Аароном Априлем совершил творческую поездку на целину. Результатом стал первый вариант триптиха (местонахождение неизвестно). Он, вероятно, не вполне удовлетворил автора, «поскольку, приступая к работе над произведением, хранящимся теперь в собрании ГТГ, Дмитрий Дмитриевич радикально переработал содержание центральной части триптиха. В новом варианте Жилинский заменяет рабочих-целинников людьми своего круга, что совершенно не соответствует привычным для нас изображениям целинных героев. По словам автора, триптих - это не фактическое отражение поездки на целину, а некий ее отголосок».
Это произведение - редкий в творчестве Жилинского пример работы «на современную тему», востребованную и популярную в культуре советского времени. Необычная авторская трактовка сюжетов, повествующих об освоении целины, позволяет увидеть в нем художника своеобразного, идущего своим путем в искусстве послевоенной эпохи.

В поколении, вступившем на художественную сцену в эпоху оттепели, Д.Д. Жилинский стал одной из заметных фигур. Однако среди шестидесятников он занимает особое место.
«Я никогда не был художником “сурового стиля”. Я только жил одновременно с ними»,  - говорил о себе Жилинский.
Действительно, при тематической близости триптиха «На новых землях» произведениям живописцев «сурового стиля» его решение выдает в Жилинском мастера совершенно иного, классического, склада. Дарованию художника чужда публицистичность, его не занимает изображение конкретного жизненного факта, ограниченного моментом времени.
Объединяющей в решении триптиха становится не только тематика, но и пространственное построение его частей. В боковых композициях художник использует высокую линию горизонта, позволяющую план за планом раскрывать перед зрителем драматургию сцены.

Принципы изображения пространства на плоскости, примененные Жилинским, близки законам прямой перспективы - но лишь отчасти. Каждая из боковых частей триптиха имеет не одну точку схода, а несколько - для разных планов действия. Это позволяет наполнить композицию множеством деталей и подробностей, служащих разноуровневому раскрытию темы. В глубине и одновременно над фигурами первого плана Жилинский помещает сцены трудовых будней, полные точно подмеченных деталей, движений, поз, национальных типов и характеров. И этот живой, насыщенный подробностями дальний план действия становится органичной частью общего повествования.
Сюжеты и композиции боковых частей - «Строительство» и «В новом доме» - взаимно уравновешивают и дополняют друг друга, последовательно раскрывая тему освоения людьми новых земель. Каркас будущей постройки на левой картине рифмуется в правой части триптиха с интерьером, куда вступают новоселы.

https://i.postimg.cc/kXvghDS4/103-IMG-20241210-120346.jpg  https://i.postimg.cc/G2dMK7n9/098-IMG-20241210-120248.jpg

Композиционным узлом произведения является его центральная часть «Праздник». Жилинский вписывает фигуры людей, расположившихся на земле вокруг скатерти с нехитрой снедью, в форму правильного квадрата. В решении пространства заметно обращение к обратной перспективе, расширяющей цветущую лужайку до самых границ изображения.

https://i.postimg.cc/8PmLBpPd/099-IMG-20241210-120307.jpg

То здесь, то там в разных частях триптиха Жилинский дает в образах покорителей целины портреты людей своего круга. В композиции «Праздник» среди участников трапезы им изображены (слева направо, против часовой стрелки): дядя и двоюродный брат - Сергей Константинович и Александр Сергеевич Жилинские, художник из Туркмении Чары (один из студентов Д.Д. Жилинского), плотник, работавший у Л.А. Кардашова, художник И.В. Сорокин, за ним - друг детства матери, А.Ф. Жилинской.

https://i.postimg.cc/fRHXp8dJ/102-IMG-20241210-120333.jpg

https://i.postimg.cc/XYNdsRpR/100-IMG-20241210-120315.jpg

https://i.postimg.cc/BvXD025N/101-IMG-20241210-120327.jpg

В сцене «Строительство» прототипом персонажа в глубине композиции послужил живописец В.А. Арлашин.

Портретны также фигуры новоселов в правой части триптиха: мальчик с лошадкой - Вася Жилинский, рядом с ним - соседка с внуком на руках, художник Безотосный, фигура за балюстрадой - Нина Жилинская.
Включение в число героев реальных людей позволило живописцу открыть новый аспект в трактовке «целинной темы», почти не затронутый другими художниками. Освоение земель состоит не только в их материальном, физическом преобразовании, но и в создании новой духовной среды, в культурном «обживании» территорий.
Композиционному и образному решению картин триптиха вторит его уникальное оформление. Рама произведения, собственноручно исполненная Жилинским, объединила, подобно архитектурному сооружению, все части в единое целое. Важным дополнением явились восемь гипсовых скульптур, выполненных Ниной Жилинской по предложению мужа. Образы скульптур отсылают к обстоятельствам жизни семьи Жилинских в «Красном доме» в Новогирееве. Вверху слева от центральной части триптиха помещен автопортрет художницы, внизу - фигура, которую можно трактовать как изображение мужа, Дмитрия Жилинского, справа вверху - их наставник и друг В.А. Фаворский, а внизу - мать Д.Д. Жилинского с внуком Василием. Кстати, его крупное портретное изображение находится в непосредственной близости - в живописной композиции «В новом доме». По сторонам триптиха автор поместила фигурки голубей, символизирующие счастливый семейный союз, а между портретными скульптурами - изображения насекомых и растительные формы как выражение полноты и радости жизни.
Фигура Фаворского, включенная в число образов, дополняющих живописное решение, была выбрана Жилинской не случайно. Его появление объясняется той ролью, которую он играл в формировании молодых художников, живших рядом с ним. Открытия Жилинского в искусстве вряд ли могли бы состояться без тех серьезных знаний и опыта, которыми делились с молодым художником выдающиеся мастера эпохи. И в этом смысле он прямой наследник традиций, вытесненных советской идеологией на периферию официальной культуры, идущих от П.Д. Корина, Н.М. Чернышева, В.А. Фаворского.

0

9

Ранние произведения, созданные Жилинским в 1950-е и в начале 1960-х, представляют разные векторы его художественных поисков, связанных с традициями московской школы живописи и уроками академического искусства. Но триумфальное раскрытие творческой индивидуальности, рождение авторского стиля и метода происходят чуть позже - в работах середины 1960-х годов.
Уроки выдающихся наставников, собственные размышления об искусстве, яркие впечатления от встреч с великими творениями прошлого и мысли о современных героях - все это, вероятно, подготовило ту качественную перемену, которая произошла в живописи Жилинского в середине 1960-х годов. От творческих поисков и экспериментов, порой разнонаправленных, он шагнул к созданию живописной системы, новой для советского искусства, - это нашло воплощение в картинах «У моря. Семья» (1964, ГТГ) и «Гимнасты СССР» (1964-1965, ГРМ). Про "Гимнастов" я уже рассказала.

А картина «У моря. Семья» представлена на выставке авторской копией 2009г. (Собрание семьи художника).

https://i.yapx.ru/YTkXRl.jpg

В основе композиции «У моря. Семья» лежат, несомненно, живые впечатления от летнего отдыха. На первом плане Жилинский изобразил свою жену Нину с детьми - Олей и Васей, а рядом - себя с только что пойманной рыбой.

https://i.yapx.ru/YTkXSl.jpg

Портретными чертами наделены также персонажи второго и третьего планов. В мужчине, плывущем в байдарке, можно узнать художника Н.И. Терещенко. В левом верхнем углу автор включил в группу отдыхающих портреты коллег-живописцев: ГМ. Коржева, Л.А. Бажбеук-Меликян и ниже - А.С. Папикяна.
Мастерски выстроенная композиция полна живых подробностей. Вся эта сумма портретных характеристик, точно подмеченных поз, движений и ракурсов, конкретных деталей, связанных с ритуалом купания, становится важным слагаемым картины. И вместе с тем ее живописное решение предполагает не просто жанровое толкование сюжета, но одновременно и символическое прочтение сцены.
Смысловым центром композиции «У моря. Семья» стал образ Нины Жилинской - воплощение идеальных представлений художника о женственности и материнстве. Помещенные рядом фигуры детей и мужа дополняют гармоничную картину семьи. Большое значение при построении мизансцены имеют позы и жесты, найденные для героев первого плана: взаимное доверительное касание мамы и дочери, защитный жест руки Нины над головой сына, движение рук малыша к рыбе, пойманной отцом. Сам живописец предстает здесь серьезным и сосредоточенным, единственным из всех героев смотрящим прямо на зрителя. Его поза и пристальный взгляд объясняются ситуацией позирования, когда художник пишет свой портрет, глядя в зеркало. И одновременно в его облике есть отстранение, рефлексия - приметы мировосприятия человека ХХ века, проступающие сквозь классическую форму и образный строй картины.

https://i.yapx.ru/YTkXdl.jpg

"Альтист"  1972г. ГТГ

https://i.yapx.ru/YTkXel.jpg

Здесь стоит рассмотреть отдельные детали. На стене за альтистом картина с  Распятием, то есть стали появляться библейские сюжеты, что весьма смело для этого периода.

https://i.yapx.ru/YTkXjl.jpg https://i.yapx.ru/YTkXnl.jpg

Как картина в картине смотрится городской пейзаж в балконной двери

https://i.yapx.ru/YTkXul.jpg

И тут мы видим ангелов, они станут постоянными участниками картин Жилинского

https://i.yapx.ru/YTkXyl.jpg

https://i.yapx.ru/YTkX0l.jpg

0

10

В 1973г. Жилинские наконец-то обзавелись собственным жильем, они купили дом в Новобутково.

https://i.yapx.ru/YTnCql.jpg

"Человек с убитой собакой"  1976г. ГТГ

https://i.yapx.ru/YTkYAl.jpg

"Лето. Художники Юра и Оля Ивановы". 1976г .  Тульский музей изобразительных искусств

https://i.yapx.ru/YTkYKl.jpg

https://i.yapx.ru/YTkYLl.jpg

Портрет Татьяны Лисицкой. 1976г. Тульский музей изобразительных искусств

https://i.yapx.ru/YTkYZl.jpg

Жасмин (Портрет Ольги Жилинской). 1978.г. Музей «Новый Иерусалим»

https://i.yapx.ru/YTkYjl.jpg

https://i.yapx.ru/YTkYkl.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » РОСИЗО - Выставки Дмитрия Жилинского и художественного стекла.