РОСИЗО - Выставки Дмитрия Жилинского и художественного стекла.
Как и обещала, отчет об этих выставках делаю.
https://rosizo.ru
Сейчас в РОСИЗО в Петроверигском переулке две выставки
Это выставка «Дмитрий Жилинский. Личное»
29 ноября 2024 — 23 февраля 2025
и вторая выставка выставка "Стекло. Формы и образы"
Выставка «Дмитрий Жилинский. Личное»
Выставка хорошо оформлена, много информации, есть красивое музыкальное сопровождение.
Источники информации:
https://www.tg-m.ru/articles/2-2017-55/ … zhnii-krug
Дмитрий Дмитриевич Жилинский (25 мая 1927 г. Волковка, Северо-Кавказский край — 29 июля 2015, Москва) — советский, затем российский живописец и график, представитель московского академизма послевоенной эпохи, педагог. Действительный член Академии художеств СССР — Российской академии художеств , член Союза художников СССР (с 1954). Народный художник РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1985) и Государственной премии РФ (1999).
Будущий художник родился в коммуне в селе Волковка под Сочи.
Дед и бабушка будущего живописца - К.Н. Жилинский и Н.В. Немчинова (младшая сестра художника В.А. Серова) - были воспитанниками талантливого педагога М.А. Быковой и членами основанной ею под Сочи коммуны.
«Мария Арсеньевна не хотела отдавать своих воспитанников в казенные учебные заведения. Она, высокообразованная дама, выпускница Бестужевских курсов, сама заботилась об образовании своих питомцев, преподавала им литературу, музыку, иностранные языки, основы естественных наук. Молодые люди не только трудились физически - строили, обрабатывали землю, ухаживали за лошадьми, - но и ставили спектакли, устраивали литературные и музыкальные вечера».
Здесь в 1900г. у Константина Николаевича Жилинского, сына польских политзаключенных и его жены Надежды Васильевны родился сын Дмитрий Константинович Жилинский, отец будущего художника. В дальнейшем он со своей женой Анастасией Федоровной (1898-1987) продолжал жить при коммуне. Здесь в 1927 году у них родился сын Дмитрий, будущий художник.
История коммуны завершилась трагически. Вот что вспоминал потом Дмитрий Дмитриевич Жилинский :
«В 1929 году их объявили кулаками. ... Устроили показательный суд, деда, отца и дядю Колю арестовали. ... Рояль утопили, библиотеку и дома сожгли, отца и деда приговорили к расстрелу.
Мать бросилась в Москву и довольно быстро добилась ... телеграммы, отменяющей приговор. Когда она приехала ... в Новороссийск, выяснилось, что деда успели расстрелять, а отца и дядю выпустили.
Коммуна перестала существовать. Все разъехались...».
Семья Жилинских перебралась в станицу Апшеронская Краснодарского края. Здесь им довелось пережить не одну трагедию.
В 1937 году был арестован отец. На этот раз вызволить из заключения его не удалось, и в 1938-м он был расстрелян. Младшие Жилинские - Василий и Дмитрий - оказались сыновьями «врага народа».
(В 1957 году и дед, и отец художника были посмертно реабилитированы).
С августа 1942 года по февраль 1943 года Апшеронский район был оккупирован немцами. Они назначили мать Жилинского , "жену врага народа" смотрителем деревни с обязанностью докладывать о деятельности партизан .Сдавать своих Анастасия Федоровна не стала, за что получила благодарность от жителей деревни.
В 1943 году на военную службу был призван старший брат, а в следующем году семья получила похоронку. Несомненно, эта череда трагических утрат оставила глубокий след в сердце и памяти Дмитрия Жилинского. В будущем эти события получат яркое образное воплощение в его произведениях. Боль потерь заставила юношу ощутить свою ответственность за судьбы близких людей, а с годами помогла сформировать высокую этическую и нравственную позицию.
Во время учебы в школе Дмитрий начинает много рисовать, в основном портреты.
Приезд Дмитрия Жилинского в Москву в 1944 году открыл новую страницу его биографии. По совету двоюродной сестры бабушки - Н.Я. Симонович-Ефимовой - и ее мужа И.С. Ефимова он поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства.
«... Я два года занимался витражами, делал алмазную грань, - вспоминал художник. - Но меня тянуло заниматься живописью». И в 1946-м он перевелся в Московский государственный художественный институт (МГХИ им. Сурикова), на второй курс факультета монументальной живописи..
Жилинскому, несомненно, повезло с учителями и уникальным творческим окружением. В МГХИ он начал работать в мастерской Николая Михайловича Чернышева (ассистентом которого был Семен Афанасьевич Чуйков) - человека уникальной культуры, тонкого знатока древнерусского искусства. В дальнейшем мастерская перешла к Василию Николаевичу Яковлеву, ассистентом которого был Алексей Михайлович Грицай. Раз в неделю занятия по живописи вел Павел Дмитриевич Корин - один из крупнейших художников ХХ века. Каждого из них Жилинский с благодарностью вспоминал впоследствии.
На этом автопортрете Жилинский в студенческие годы.
Но не только учеба в институте, но и сама среда сыграла исключительную роль в его творческом становлении. Первое время он жил в квартире Ефимовых близ Красных Ворот. Но вскоре перебрался в дом художников в Новогирееве, построенный Л.А. Кардашовым, И.С. Ефимовым и В.А. Фаворским незадолго перед войной. Это была тоже коммуна, только для художников. Со многими жильцами Жилинский состоял в родстве. Сначала он с друзьями жил там на кухне, а потом укрепляет крышу и делает там мансарду для своей семьи. Творческая атмосфера этого дома сильно повлияла на становление Жилинского как художника. В этой коммуне он прожил с семьей без малого 30 лет - до 1973 года. В интерьерах этого дома им написаны картины "Альтист " и "Утро".
«Учился я в Суриковском, но воспитание у меня - из этого дома» - отмечал Жилинский на склоне лет. Сложно переоценить влияние, которое оказала на молодого живописца возможность жить и работать рядом с выдающимися мастерами эпохи - Иваном Семеновичем Ефимовым и Владимиром Андреевичем Фаворским. Позднее Жилинский вспоминал: «Я жил рядом с Фаворским до последнего его вздоха, и сейчас слова этого мудрого человека постоянно всплывают во мне». В памяти молодого художника запечатлелись размышления Фаворского о теории изобразительного искусства, принципах построения композиции. Влияние идей Фаворского - прямое или опосредованное - мы найдем в целом ряде композиций Жилинского.
В институте Дмитрий познакомился со скульптором Ниной Ивановной Кочетковой (1926-1995), которая стала его женой, они прожили в браке 47 лет.
С момента их знакомства она стала его спутницей в жизни, музой, женой, другом, матерью его детей, а также строгим критиком в вопросах искусства. Две яркие, талантливые натуры - живописец классической направленности и скульптор и рисовальщик остро-экспрессивного дарования - они удивительно дополняли друг друга.
В 1954 г. у них родилась дочь Ольга - будущий художник. В этом же году Жилинский вступает в Союз художников СССР.
с 1951 по 1974 гг. Дмитрий Жилинский преподавал рисунок в Суриковском институте.
Непосредственно про творчество Жилинского рассказ впереди, а сейчас кратко дальнейшие даты основных событий его жизни.
В 1957-58 гг. за картину "В метро" получил первую награду - серебряную медаль на III молодежной выставке фестиваля молодежи и студентов, а также премируется поездкой за границу.
В 1961 году совершил творческую командировку на целину, а еще у супругов рождается сын Василий.
В 1965 г. получил серебряную медаль Академии художеств СССР за картину "Гимнасты". Это очень известная картина, ее нет на выставке, но я ее покажу.
Жилинский изобразил членов сборной СССР по спортивной гимнастике, готовящихся к XVIII Олимпийским играм в Токио в московском зале ЦСКА. Среди персонажей спортсмены, завоевавшие в составе команды или в индивидуальном зачёте первые места на Олимпийских играх, первенствах мира и Европы.
Эта картина - одна из первых у Жилинского, где он применил новую для себя технику — темперу. В поездке по Италии в 1961г. он изучал живопись эпохи Возрождения. Сильное впечатление произвели на него работы Джотто и Урчелло. Вот после этого он и увлекся темперной живописью.
Традиции техники темперной живописи по левкасу на древесно-стружечной плите восходят к византийскому и древнерусскому искусству, частично — к произведениям старых европейских мастеров. Техника масляной живописи перестала отвечать намерениям Жилинского.
Использовал Дмитрий Жилинский обычно не деревянные доски, а оргалит и древесно-стружечные плиты (более доступные аналоги, обладающие нужной для художника жёсткостью). Перед нанесением левкаса на древесно-стружечную плиту, имеющую неровную поверхность, художник обычно наклеивал на неё ткань. Нанося на картину поливинилацетатную темперу, Жилинский соединял её с желтковой эмульсией для прочности и сохранения насыщенности цвета.
Одним из героев картины был Виктор Лисицкой. С ним и его женой Татьяной Жилинского связывала многолетняя дружба. Лисицкие были излюбленными моделями для портретов Жилинского, из образ вдохновил его на создание картины "Адам и Ева".