После Февральской революции Бродский рисует портрет Керенского, а после октябрьского переворота – большевистских вождей. Это как можно объяснить?
О. В. Репин, подогретый газетами, превозносившими этого «героя», захотел написать его портрет. Он попросил Бродского, чтобы тот это устроил. Ему удалось получить согласие Керенского позировать Репину, и заодно он получил разрешение и себе его писать. Они одновременно рисовали его портрет. Кстати, у Репина получилось два портрета. Время такое было, всем художникам было интересно. А потом кто только не рисовал Ленина – и Филонов, и Петров-Водкин, и Кустодиев. Я думаю, что Бродский, как и Блок, поначалу честно верил в революцию.
Есть известная запись Корнея Чуковского в дневнике 1926 года, написанная после посещения Исаака Бродского: «Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой – которая и служит ему мастерской – некуда деваться от “расстрела коммунистов в Баку”… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых “расстрелов” в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них свое имя и живет припеваючи». Чуковский ничего не перепутал?
О. В. Для этой работы он как ученик Репина собирал материал. Дело в том, что когда Репин писал «Казаки пишут письмо турецкому султану», то рисовал героев с реальных людей, сохранились наброски казаков. Бродский пошел тем же путем. Он встречался в Баку с родственниками расстрелянных, они показывали ему фотографии.
Когда полотно было готово и выставлено, к нему обратился один из членов британского парламента, который был в делегации в то время в Баку. Он спрашивал Бродского, откуда он взял материалы для работы. Исаак Израилевич честно ответил, что фотографического сходства с реальными англичанами нет, но об их участии в расстреле ему известно из авторитетных источников. Кстати, Репин высоко оценил эту работу Бродского. Правда, по фотографии, которую он послал своему учителю.
Но Чуковский пишет про многочисленные копии, сделанные не Бродским, а его учениками, он просто их подписывал. Разве так можно?
О. В. Знаете, на выставке Рафаэля в Эрмитаже были представлены и работы его учеников. Он их воспитал и имел право ставить на них свою подпись.
Бродский начинал как живописец, а закончил как один из основоположников социалистического реализма. Это деформация или трансформация?
О. В. Абсолютно никакой трансформации нет.
Отредактировано Неслучайные гости (2025-01-18 18:22:07)