Рылов А. А. "Над буйным прибоем" 1918 г.
Умение передать в природе то «внутреннее», о котором любил говорить Архип Куинджи, было в полной мере присуще искусству Аркадия Рылова, его ученика.
В 1911 году, путешествуя в окрестностях Камы, художник собрал богатый этюдный материал, на основе которого в течение последующих лет работал над сериями картин «Чайки» и «Лебеди».
Широко, полётно, с ощущением живой выразительности этюда, исполнена картина «Над буйным прибоем».
Клубятся в небе кучевые облака. Оседая под тяжестью своей ноши, они готовы в любое мгновенье пролиться дождем.
Словно провозглашая ненастье, парит, гордо расправив крылья, сокол. Беспокойно мечутся белые чайки, то снижаясь почти к самой воде, то взмывая ввысь, рассекая крыльями пронизанный светом воздух.
В мировом искусстве и литературе чайка часто олицетворяет свободную, гордую, вольнолюбивую душу, ищущую и находящую наслаждение в борьбе.
Вторя птицам и облакам, вздымаются буйные волны и с необузданной мощью разбиваются о прибрежные камни.
Полотно, появившееся в 1918 году, можно воспринимать как символ внутренней свободы Рылова, который смог подняться над голодом и холодом послереволюционного быта и передать на холсте с отвлеченным пейзажным мотивом романтический дух своей эпохи.
Художник прославляет величие и гармонию мира, пробуждая в зрителе чувство свободы, веру в свои силы, ощущение полета.
Учился Рылов в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1888—1891) и у Константина Крыжицкого. Затем служба в армии. После учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у А. И. Куинджи (1894—1897). Участвовал в создании объединений «Мир искусства», Союз русских художников. С 1915 года — академик живописи.
После революции Рылов продолжал активно заниматься творческой и педагогической работой.
Наибольшую известность получили картины Рылова «Зелёный шум» (1904), «В голубом просторе» (1918) и «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» (1934).
И.К.Айвазовский "Морской вид. Шторм на море" 1878 г.
А.П.Боголюбов "Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко. (Франция)" Около 1859 г.
На этой картине, которую я уже видела на выставке Боголюбова в Третьяковской галерее, разворачивает перед зрителем панораму средиземноморского побережья. Моряки пытаются пришвартовать к городскому причалу судно, уносимое бурным предрассветным морем. Мастерски выписанные волны, движимые сильным ветром, прозрачность вод и верно под-меченное переменчивое состояние неба выдают в Боголюбове наблюдательного художника. Его тонкая и изящная живописная манера рождает восхищение публики и желание других художников подражать ему.
И.Е.Репин "Шторм на Волге" 1870-91г.
Впервые бурлаков Репин увидел на Неве в небольшом пригородном дачном поселке Усть- Ижоре. Там он написал эскиз, где была гуляющая публика и бурлаки.
Соседом Репина по мастерской был художник К. Савицкий. Савицкий посоветовал отправиться на Волгу, чтобы понаблюдать, как работают бурлаки, уж коль скоро Репин решил писать картину.
В это время Репин знакомится с молодым художником Федором Александровичем Васильевым. (Его картины тут на выставке я уже показывала). Это была необыкновенная личность. Во-первых, талантливый художник, а во-вторых, обаятельный и остроумный человек с кипучей, деятельной натурой, с огромным интересом к жизни.
Васильев помог Репину достать деньги на поездку, а Репин добился разрешения на даровой проезд по Волге. Итак, в мае 1870 года Репин и Васильев отправились в поездку на Волгу. Ехали вчетвером: вместе с ними в этом путешествии приняли участие художник Евгений Макаров и младший брат Ильи Репина - Василий.
Сначала был написан этюд картины «Бурлаки на Волге», а уже после Репин начал писать картину «Шторм на Волге». В Петербург он увёз недописанную картину.
Романтическое восприятие художником Волги, как реки коварной, достигает своего эмоционального апогея в произведении «Шторм на Волге». Стремительная композиционная диагональ, словно нанизавшая на себя фигуры бурлаков, усиливает ощущение невероятного физического напряжения людей, вступивших в неравную схватку с разыгравшейся стихией. Широкие удары кисти по холсту, оставляющие за собой хаос красочных мазков, передают почти физическое ощущение шквального ветра, под порывами которого вздымаются воды непокорной реки.
Об этой картине Репин писал: "...тучи уже сгущаются до тьмы; на широких разливах даже берегов не видно. Вот ослепила молния, вот и грянул гром. Забурело серой стеной внизу под разорванными клоками облаков, поднимаются белые валы и все ближе и ближе со всяким сором вдруг ураганят на наших оторопевших мореходов... Буря! Вот она перевернула треножку с котелком и сорвала куренек со всеми запасами и понесла все это в пенные гребни, рассыпала и разметала по воздуху... Какой скрип вдруг поднялся!.. Ай, какой ужас! Часть плота оторвало и заворачивает в другой затон!.. На руле ничего не поделаешь; да он и оторван, остается в стороне совсем одинок, хотя все звено его и не разбросано ещё пока... Такой шум и рёв и от дождя-ливня, и от стука бревен, что мальчик, оставшийся вдали на заднем звене, только картинно пластически изображает усилие звука, приложив руку к щеке; а если бы и услышали - чем ему помочь?"
Мотив противоборства человека и природы Илья Репин считал наиболее интересным для дальнейшего развития темы. Однако на просмотре волжских эскизов и этюдов в конференц-зале Академии художеств великий князь Владимир Александрович обратил внимание на этюд с изображением идущей группы бурлаков и пообещал заплатить 3000 рублей за исполнение будущей картины с подобным сюжетом. Вскоре после этого Илья Ефимович написал знаменитое полотно с бурлаками.
В.Г.Казанцев "Водопад Кивач" 1886 г.