Дальше рассказ перешел к еще одной известной картине, чья репродукция стоит на серванте.
Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
Художник Михаил Нестеров вырос в семье, где почитали Сергия Радонежского. М.В. Нестеров считал его глубоко народным святым, «лучшим человеком древних лет Руси». Задумав картину о видении отроку Сергия Радонежского, Нестеров поселился в соседней деревне Комякино, чтобы ощутить атмосферу мест, где вырос будущий святой.
Нестеров делал наброски к этой картине тоже здесь, за Комякино, на реке Паже, ближе к старой Радонежской дороге.
Дуб, изображённый на картине, по упоминанию М.В.Нестерова, также написан около Комякино – раньше их здесь было много. Последние большие дубы, росшие на склоне горки «Орлёнок» сожгли в 70-80 гг. прошлого века. Столетие назад на территории Хотьково были целые дубовые рощи, в окрестностях и лесах дуб также являлся наиболее обычным деревом, а сейчас их почти не осталось, что говорит о значительном ухудшении состояния окружающей среды. Дуб – долгожитель. Жизнь его исчисляется веками. Бывают тысячелетние дубы и даже старше, достигающие 50-метровой высоты. На Руси дуб считался священным деревом. У многих народов он является символом долголетия, мудрости, силы и выносливости. Как орёл среди птиц, как лев среди зверей, так дуб среди деревьев считается «царём». Его корни уходят вглубь земли на пять метров, укрепляя почву, широкая крона очищает воздух и сдерживает ветер. Дуб красив. На латинском языке он называется «кверкус» — «красивое дерево». Древесина его прочная и крепкая, в воде не гниёт, а побыв долго под водой, становится до того твёрдою, что её почти не берёт пила. Первым хлебом человека был хлеб из желудей. В древности их сушили в печах и растирали в муку. По питательности жёлуди не уступают ячменю. Отвар коры лечит многие недуги.
Сделав зарисовки дуба, под которым и произошла встреча отрока со святым, Нестеров стал искать мальчика, который смог бы стать моделью для написания Варфоломея (будущего святого Сергия Радонежского). Все кандидатуры ему не нравились, но однажды в Комякино художник случайно встретил девочку. Она была очень слаба после болезни, к тому же с остриженными волосами. Это было то, что надо!
С согласия родителей, Михаил Нестеров написал с девочки этюд, который в будущем и помог "сложить все пазлы" для создания картины.
«И вот однажды идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженную, с большими широко открытыми удивлёнными голубыми глазами… Я замер как перед видением. Я действительно нашёл то, что грезилось мне… У моей девочки не только было хорошо её личико, но и ручки, такие худенькие с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашёл не одно лицо Варфоломея, но и руки его» (из писем М.В. Нестерова).
Михаил Нестеров очень дорожил этой картиной. Он даже тайно ходил в Третьяковку и смотрел, подходят ли посетители к "Отроку Варфоломею". И когда видел, что его работа пользуется популярностью, был очень доволен. "Жить буду не я, жить будет "Отрок Варфоломей", - говорил живописец.