Источники информации
https://dzen.ru/a/ZlnyRo-PWHrY4RlT
https://vladimirdar.livejournal.com/440942.html
https://vladimirdar.livejournal.com/440346.html
https://vladimirdar.livejournal.com/440830.html
https://dzen.ru/a/ZnGOGYZ-oAAJ9IC8
https://ru.wikipedia.org/wiki/Покровски … _монастырь
https://vk.com/uryadnikdom
https://vk.com/album-49228697_267350089
https://welcome.mosreg.ru/stories/top-7 … restnostah
https://ajushka.livejournal.com/3065719.html
https://nasedkin.livejournal.com/3164755.htm
https://sergiyev-posad.cerkov.ru/2022/0 … e-xotkovo/
https://dzen.ru/a/ZPpIQQj64Vr4dYS3
Первое, что мы увидели, сойдя с электричке, это водонапорная башня с граффити в виде портретов представителей семьи Мамонтовых.
До монастыря ходу семь минут, пока полюбуемся золотом кленов и поговорим об истории Хотьковского Покровского монастыря.
Покровский монастырь «на Хоткове» в излучине реки Пажи на Оборской горе был основан в при князе Московском Юрии Даниловиче Долгоруком и митрополите Московском святителе Петре, около начала XIV века. В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году.
В 1336 году монастырь входил в состав Радонежской волости.
Изначально был мужеско-женским.
Для того времени было привычным образование мирских монастырей для старцев и стариц. Они создавались при содействии всего общества для тех, кто, заканчивая земной путь временной жизни, желал достойно подготовиться к жизни вечной. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости неподалёку от села Радонеж, куда тянулись люди из разорённых ордынцами княжеств, образуя новые поселения, строя храмы и монастыри.
В начале 1330-х годов в Радонеж из города Ростова перебрались сразу несколько семей, в том числе и знатный боярин Кирилл «со всем родом своим», в том числе и со своим сыном - Варфоломеем - будущим святым Сергием Радонежским.
Здесь в монастыре Кирилл и Мария Радонежские приняли монашеский постриг.
В 1330-х годах в его стенах приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария Радонежские.
До ухода в пустынножитие в монастыре жил иноком также старший брат Сергия, Стефан.
После смерти Кирилл и Мария были похоронены в монастыре. Впоследствии их могилы стали главной местной святыней.
Отдавая последний долг сыновней любви, будущий игумен земли Русской Варфоломей (Сергий Радонежский) неотлучно провёл в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей.
В Хотькове принял постриг брат Сергия, Стефан.
После Куликовской битвы, на которую святой Сергий благословил русское войско, в Хотьковской обители были захоронены павшие в бою радонежские воины.
В некоторых источниках указано, что и сам преподобный Сергий принял монашество в Хотькове «у Покрова».
В 1422 году на земле Московской был голод , оскудела и Покровская обитель. Но в том году были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, что послужило прославлению великого святого и оживлению Хотькова монастыря, что находился недалеко от Лавры.
Долгое время монастырь был бедным. В 1506 году монастырю, где проживало всего 17 старцев и стариц, была дарована великокняжеская руга — ежегодное продовольственное содержание.
Между 1506 и 1544 годами он стал исключительно женским, и в 1544 году Иван Грозный передал его в управление Троицкому монастырю, что, однако, не сильно поправило дела Покровской обители.
Основным занятием инокинь было огородничество, что и давало им пропитание.
Под покровительством Троицкой обители Хотьковский девичий монастырь начал приходить в лучшее состояние. В 1580 году в нём появился еще один деревянный храм – Никольский, который располагался рядом с Покровским. Число монахинь достигло 35 человек.
В 1610 году, обитель была сожжена войсками Лжедмитрия II, 16 месяцев осаждавших Троице-Сергиев монастырь и разорявших окрестности. По окончании смуты опустошенный монастырь быстро восстановился.
Среди первых богатых благотворителей особенно примечательна личность Василия Феодоровича Янова – царского стольника, участника многих политических событий страны. На его вклады был построен в 1648 году первый каменный храм с двумя приделами на месте деревянного Покровского - Покровский собор.
Василий Феодорович сам следил за ходом строительства; он оплатил работы архитектора и каменщиков, а также покупку необходимых материалов, церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг. Работы продолжались с 1644 по 1648 гг. В трапезной части храма находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце жизни принял постриг в схиму с именем Варлаам в Троицком монастыре, где и был похоронен. После смерти Василия Феодоровича его жена ушла на жительство в Хотьковский монастырь и приняла там иноческий постриг с именем Мария.
В 1722 году монастырь посетил царь Петр I. После этого из Голландии были выписаны мастерицы, которые научили насельниц прясть тонкую нить и ткать из нее особо тонкое полотно. Монахини не только освоили ремесло, но стали украшать ткань кружевом, золотом и шелковым шитьём. Изготовляли они в основном храмовые украшения и богослужебные облачения.
В 1764 году Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным.
К концу XVIII века общее число обитателей монастыря достигло 280, а позже — 400.
Тогда же в нем развернулись большие строительные работы. Вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных Святых ворот.
В 1791 г. над Северными Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В дальнейшем этот храм стал приходским в Хотьковской округе.
В связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц (до 280) митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового. Летом 1812 г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812 г. отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря.
В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера, в котором были устроены два придела: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского.
Стены собора украшала великолепная живопись. Деревянный иконостас был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченая накладная резьба и колонны. Надгробия над могилами родителей преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золочёным балдахином.
Построен собор усердием игуменьи Евпраксии, возглавлявшей монастырь в 1809–1848 гг. и немало сделавшей для его благоустроения. Её рачительная хозяйственная деятельность привлекла внимание щедрых благотворителей, на средства которых возвели и собор, и игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского.
Два корпуса келий с двумя квадратными башнями были построены на месте южной линии ограды в 1826 году
В 1834 году в центре монастыря прямо на бывшей дороге в Лавру была поставлена четырёхъярусная колокольня с часами, придавшая его архитектурному ансамблю композиционную целостность.
...Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.
Монастырь стал особножитным, то есть каждая монахиня имела свою келью и жила собственным хозяйством. Всё, что производили в монастыре, продавали на рынке, расположенном прямо на территории обители. Здесь же торговали жители окрестных сёл и деревень.
С 1840 по 1871 год происходил постепенный переход к общежитию (проживанию в предоставленных монастырём кельях и содержанию за счёт монастыря).
В 1851—1852 годах торг был вынесен за монастырские стены.
К 1913 году при монастыре находились школа на 60—70 учеников обоих полов (основана в 1884 году), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня.
В 1922 году монастырь был закрыт, и только в 1989 году монашеская жизнь возобновилась, состоялся первый молебен и начались восстановительные работы. Ныне при монастыре работают воскресная школа и богословские курсы, 14 октября 2000 года открыт приют-пансионат для девочек.
А про то, что в нем было в советские годы расскажу дальше.