Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
На Мардин опускаются сумерки; сначала улочки "уходят в тень"...
... а затем солнце садится в дальние просторы Месопотамской равнины:
Но прежде чем пройтись по вечернему городу, будет очень кстати поужинать. Но нет, не здесь, тут петухи слишком тощие, наверное, кормят не очень...
А здесь, конечно, очень колоритный антураж, но что-то мне, видимо, не понравилось; может, цены, а может, это было не "нормальное" (с кухней) кафе, а просто снэк-бар...
А вот тут, пожалуй, и остановимся:
Снова чечевичный суп:
А "на второе" - очередной кебаб, раз уж у меня получился такой "кебабный тур": адана-кебаб, урфа-кебаб, а теперь вот мардин-кебаб (правда, если первые два являются признанными "брэндами", то этот, похоже, уже чистый "локалитет" - типа "а мы не хуже"):
Вкусовых воспоминаний от него у меня не осталось, но плюс-минус он был примерно таким же, как и предыдущие "брэндовые", и уж ничего плохого о нём я точно не могу сказать; отмечу только, что чрезмерно острым он тоже на был.
...
И теперь, на сытый желудок, отправимся на уже потемневшие улицы Мардина:
... а вот этот особняк фотографировать не стал, сочтя его за антуражный, но всё же новодел. А зря: это оказалось ещё одно творение Саркиса Лоле - Дом Шахкулубей (Şahkulubey Konağı), построенный в 1906-1907 годах; пишут, что в его проекте прозвучали мотивы флорентийской Лоджии Ланци, что вполне может быть, поскольку, как я уже писал, С. Лоле хорошо знал архитектуру европейского Возрождения и в своём творчестве часто использовал его элементы.
Меня очень заинтересовали разноцветные фигурные "колечки"; как выяснилось, это что-то вроде чипсов, которые кидают на сковородки с кипящим маслом, после чего получаются довольно вкусные (вкуснее обычных чипсов!) хрустящие "штучки": я немного представляю, что это такое, потому что в годы "перестройки" один хлебозавод на севере Москвы выпускал нечто подобное и продавал в своём магазинчике; он находился относительно недалеко от нас, и мы иногда ездили туда специально за ними.
Но, честно говоря, большая часть старого города освещается либо плохо (в смысле, чисто утилитарно), либо, как Первая улица, выглядит вполне обыденно. Так что слишком надолго моя прогулка не затянулась, и я вернулся в отель:
Месопотамия к тому времени уже почти полностью погрузилась во тьму, и отдельные селения угадывались только по "островкам" света:
Вот и настало время уезжать из Мардина, а значит, и заканчивать этот рассказ. Теперь я уже был умным и не стал тратить 200 лир на такси, а прекрасно доехал до автостанции на 12-й маршрутке, потратив ровно в 10 раз меньше - всего 21 лиру.
Мардинский отогар (Mardin Şehirler Arası Otobüs Terminali) был построен совсем недавно, выглядит он насквозь современно, но всё же в его облике просматриваются некоторые черты исторической местной архитектуры, в частности, арочки и ребристые купола:
А вот этот вид на фоне минарета только что возведённой на средства мардинского бизнесмена и мецената Мечети Хаджи Мехмет Мунир и Мюзейен Деде и крепости на вершине горы на заднем плане мне кажется совсем символическим:
Для жителей Турции это повседневный быт, а для нас, туристов - своего рода местный колорит (а пофотографироваться турки, как я уже писал, ой как любят!):
Вот то, о чём я уже говорил: крупные автобусные компании, как правило, имеют свои большие "офисные" стенды:
На "приветственном" плакате в центре зала ожидания изображены очертания Турции, эмблемы Мардина и большая надпись" "Hoş geldiniz" - добро пожаловать:
А на каждом автобусном стенде непременно можно увидеть и "симметричное" её прощальное пожелание "iyi yolculuklar" - счастливого пути. Это уже "про меня"
В путь меня повезёт компания Mardin Vif. Сначала я думал, что поедет автобус, стоявший где-то на дальнем краю длинного округлого перрона...
... но оказалось, что "мой" автобус отправляется совсем не из Мардина, а просто проезжает через него; уж не знаю, откуда он выезжал, но в любом случае его маршрут можно назвать "транстурецким", поскольку, судя по табличке на лобовом стекле, после Аданы он ехал в Анкару, а затем аж до Стамбула...
Переезд мне предстоял нешуточный - аж 8 часов (сюда-то благодаря остановке в Шанлыурфе я "разбил" дорогу на 2 этапа, а потому она выглядела не слишком обременительной), и это меня немного ... не то чтобы пугало, а, скажем так, слегка напрягало. Но всё получилось не так страшно: ещё по авиаперелётам я давно понял, что самыми нудными бывают полёты длительностью 4-5 часов, когда ты изначально "видишь" "финиш" и поневоле постоянно оцениваешь, сколько осталось. А 8-9 часов - столь большой срок, что "психологический взгляд" до него просто не "дотягивается" и ты ... просто летишь, ничего не ожидая; грибники и ягодники наверняка знают такой "парадокс": дольше всего закрывать дно корзинки или ведёрка и уже потом добирать до верха - а серединка как-то сама собой заполняется. Так и здесь: ты понимаешь, что 8 часов - это ооочень долго, а потому перестаёшь думать "ну когда же мы приедем". Единственный реально нудный отрезок получился, когда мы "вписались" в длиннющую пробку в Биреджике, в результате чего потеряли почти час, так что переезд оказался даже не 8-, а чуть ли ни 9-часовым. Но всё равно прошёл проще и легче, чем ожидалось (позволю только один совет: на столь дальних дистанциях берите по возможности место в одиночном ряду, где можно вытянуть ноги; я, исходя из положения солнца - а переезд был дневным - купил билет на "теневую" сторону, где были двойные кресла, и поплатился за это: приехав в Адану, я обнаружил, что у меня впервые в жизни отекла одна нога...).
А это мои соседи - точнее, соседом был только мужчина, а очаровательная девчушка сидела сзади с мамой, но периодически подсаживалась к папе; вела она себя очень тихо и скромно, и я даже удивился, когда увидел её на фотографии с высунутым языком - так это не вязалось с её поведением. Видимо, ещё спящее врождённое женское кокетство дало о себе знать из каких-то потаённых глубин
* * * * * * * * * * *
Если совсем честно, Мардин не вполне оправдал моих ожиданий: возможно, я слишком долго хотел в него и немного "перехотел", "перегорел", так что "вершиной" этого путешествия стала Шанлыурфа (чего она, кстати, достойно на 110%). И всё же я хочу сделать то, что делаю крайне редко - вернуться сюда. И не столько ради самого Мардина, хотя и по нему у меня остались кое-какие "должки": во-первых, я чувствую, что реально "заболел" этим регионом, как когда-то "заражался" духом Стамбула, Мальты, Верхнего Арагона и Северной Каталонии. А во-вторых, я хочу "окунуться" в эти края поглубже, съездить в Диярбакыр и Мидьят (это тоже своего рода "должок", оставшийся от той несостоявшейся поездки, в план которой они входили), посмотреть монастыри Мор-Габриэль и Дейрюльзафаран и развалины античного города Дара, а там, глядишь, как это чаще всего и бывает, жизнь сама чего-нибудь ещё "подкинет"...
"Дровишек в огонь" подбросил и только что попавшийся мне турецкий сериал "Далёкий город" (Uzak Şehir), действие которого происходит, в частности, в Мардине и Мидьяте; вообще я не любитель турецких сериалов, и даже "Великолепный век", от которого все в восторге, не "зашёл" мне, но тут не столько сами события (они как раз чисто "сериальные"), сколько общая атмосфера тех краёв вкупе с уже знакомыми мне пейзажами обаяли меня:) Не знаю, суждено ли мне действительно снова оказаться там, и если это и произойдёт, то точно не в следующем году, планы которого посвящены тоже Анатолии, но уже Центральной, но, как написал любимый мной Ричард Бах, "ни одна мечта не дается нам без силы, достаточной для того, чтобы её осуществить", так что как знать, как знать...
====================================
И вот теперь, похоже, совсем всё. На самом -то деле впереди была ещё половина путешествия: возвращение в Адану, полный день там и поездка в Тарсус, но, как я уже говорил, я решил построить рассказ немного по-другому, и "финишем", хотя и не таким "фееричным", как мне изначально виделось, стал Мардин. Тем не менее, общие впечатления от всей поездки оказались столь мощными, что заставили меня значительно пересмотреть всю турецкую программу на обозримое будущее и отодвинуть на неопределённый срок потенциальные маршруты по западной и юго-западным областям в пользу "чистой" Анатолии...