=============================================
В целом ситуация с междугородними автобусами в этом путешествии сложилась благоприятно - особенно по сравнению с прошлой "Аланьей", когда почти в каждой поездке случался какой-то неприятный форс-мажор, приводивший к приличным опозданиям и внеплановому расходу нервных клеток. Но, как известно, "в семье не без ..." этого самого, и тут "ложечка дёгтя" всё же нашлась: когда я приехал на автостанцию Шанлыурфы и радостно подошёл к стойке, где среди прочих, значилась компания моего рейса в Мардин, то узнал новое турецкое слово, которого теперь боюсь, как огня - iptal. Что означает то же самое, что более известное cancel. К счастью, ситуация разрешилась так быстро, что я даже толком испугаться не успел: на соседней "стойке" мне предложили аналогичный рейс от компании Mardin Seyahat, причём в итоге получились сплошные плюсы: он должен был отправиться минут на 10 раньше (как хорошо, что я всегда приезжаю на вокзалы и автостанции загодя!), а билет стоил на полтинник (50 лир) дешевле. И даже - по-моему, впервые в моей практике в Турции - в автобусе оказался полноценный и довольно неплохой вайфай. Правда, деньги за "тот" билет мне сразу не вернули, потому что он покупался на сайте, и за новый пришлось платить, но проблемы это не составило, поскольку - и снова как хорошо! - лировой налички я в достатке прикупил ещё в Москве. Ну а возврат автоматически произошёл буквально через несколько дней, мне не пришлось никому ничего доказывать и обосновывать. Так что в конечном счёте я "приобрёл" многое, а "в пассиве" оказалось только то, что моё новое место было не впереди, как я выбирал при покупке билета на сайте, а где-то в середине салона, но всё равно в "одиночном" ряду.
На всякий случай я оглашу имя "героя" несостоявшегося рейса - компанию Cizre Itimat - и буду рекомендовать обходить её стороной И даже не из-за этой конкретной отмены: в конце концов, от подобных "обломов" никто никогда не застрахован, и в предыдущий раз меня подвели как раз хорошо известные Metro и Akdeniz. Но всё же лучше ориентироваться на более крупные фирмы, а об этом, как я уже сейчас понимаю, можно судить по стендам на отогарах: большие компании "с именем" обычно имеют свои - и, как правило, тоже большие - стенды с собственным персоналом. И наоборот: если на вывеске на стенде мелкими буквами значатся сразу несколько компаний - то они небольшие. Конечно, однозначной гарантии ни в ту, ни в другую сторону это не даёт, маленькая компания тоже может прекрасно проехать 9 рейсов из 10, но, согласитесь, в большую (как и в авиации) мы всё же верим больше:)
Кстати, по этому условному (хотя всё же, на мой взгляд, вполне реалистичному) критерию основными "игроками" на автобусном "рынке" в этой части восточной Турции являются уже названная Mardin Seyahat, а также Mardin Vif, Cizre Vif и Hidayet, на которой я ехал сюда из Аданы. И вот эту "четвёрку" вы можете смело выбирать, где бы то ни было, поскольку из-за длинных рейсов их можно встретить практически в любом регионе Турции (например, "мой" обратный автобус из Мардина шёл через Анкару аж до Стамбула).
* * * * * * * * * *
А тем временем Восточная Анатолия (кстати, это название происходит от греческого слова, означающего "восход" или "восток" - фактически это вся часть современной Турции за исключением приморских областей) становится всё восточнее, а пейзажи - всё более пустынными (в смысле отсутствия хоть какой-то растительности), холмистыми, гористыми и каменистыми... Оно, конечно, "и на камнях растут деревья", но, видимо, тот, кто придумал эту поговорку, не бывал в Восточной Анатолии:)
Пути от Шанлыурфы до Мардина было всего ничего в масштабах этого путешествия: каких-то 3 часа, за которые мы сделали 2 плановые остановки; последняя, уже перед поворотом на ведущую в Мардин "финишную прямую" (так-то большая часть дороги проходила по "базовой" в этом регионе трассе D400) - в городе Кызылтепе:
Выйдя из автобуса на здешнем отогаре, я увидел небольшую арбу, с которой продавали нечто странное:
Не знаю, зачем (потому что ответ я бы всё равно не понял), я спросил у продавца, что это (вопрос-то звучит элементарно: бу недир?). Он что-то ответил, я, естественно, не понял и обозначил это "на пальцах". Тогда он, видимо, понимая, что с этим "нетурком" всё равно каши не сваришь (а может, чтобы побыстрее отделаться от "неверного"; впрочем, одно не исключает другого), он дал мне одну штучку, потёр её пальцами с одного конца, наверное, посчитав, что таким образом "помыл", и жестом показал, что её надо есть - так, наверное, умный Робинзон учил "тёмного" Пятницу:) Разумеется, есть я не стал - хотя бы потому, что плод был наполовину в земле, а наполовину в пыли, но чтобы не показаться невежливым, поблагодарил, сделал вид, что откусываю и быстренько отошёл к автобусу, спрятав незаметно "добычу" в карман. Уже потом, в гостинице, я по-настоящему помыл его и съел - на вкус он оказался практически огурцом (соответственно, естся с кожурой), причём очень вкусным огурцом - из тех, что называют "сладкими", без малейшей горчинки.
А после возвращения, применив волшебный "поиск по фото", я узнал, что этот плод называется шеленго (şelengo) и является местным специалитетом, выращиваемым в районе города Вираншехир (там была наша предыдущая остановка), хотя его исторической родиной считается Армения. "Собратьев" у него много: шеленго относится к семейству тыквенных, внешне похож на арбуз, внутри - на дыню (как пишут, я бы так не сказал), а на вкус, как я уже говорил, напоминает огурец - иногда даже отмечают, что нечто среднее между огурцом и манго, за что его прозвали "манго Вираншехира", но я ничего похожего на манго и близко не уловил.
Из шеленго делают салаты, соленья, фаршированные блюда и известный греческий соус-подливку цацики, где они как раз заменяют огурцы, их также маринуют вместе с огурцами или сами по себе; ко всему прочему, шеленго обладают лечебными свойствами: они содержат много витаминов, понижают уровень сахара и очищают кровь от токсинов. Однако являются и очень капризными, поскольку, будучи сорванными, быстро портятся и теряют свои вкусовые качества, поэтому их рекомендуют "употребить" в том или ином виде в течение 2-3 дней после сбора.
..........
Как и Шанлыурфе, автостанция в Мардине находится в северо-восточной, то есть дальней при движении с запада (как мы и ехали) части города, поэтому нам пришлось сначала проехать по новому городу со всеми его светофорами и переходами:
Сам же отогар расположен, как водится, на окраине - на всякий случай скажу, что то, что карта Гугла показывает по поиску "Mardin Otogar", им и близко не является, более того, автобусы там даже не проходят; нам нужен Mardin Sehirler Arası Otobus Terminali. Вообще от него до исторического центра можно доехать на маршрутке N 12 - ходит она часто и стоит копейки (то ли 21, то ли 22 лиры), но об этом я узнал уже там, хотя до поездки много и долго пытался "отрыть" эту информацию, но безуспешно. Поэтому пришлось снова потратить 200 лир (как и в Шанлыурфе) на такси, зато на обратном пути я уже был умным и поехал на долмуше (в старом городе на главной и, по сути, единственной проезжей улице - именно по ней едут все маршрутки, делая частые остановки - устроено одностороннее движение "слева направо", поэтому до автостанции дорога получается в 2-3 раза короче, чем от неё).