неожиданно провёл для меня целую экскурсию.
как здорово! видимо было желание и оно сбылось
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Аутентичная Турция-восточная Анатолия:Адана, Тарсус, Шанлыурфа, Мардин
неожиданно провёл для меня целую экскурсию.
как здорово! видимо было желание и оно сбылось
видимо было желание и оно сбылось
Ну... не совсем так. Я всё же не люблю "организованные" посещения, даже в столь индивидуальном варианте. Не люблю, когда кто-то "висит над душой", когда я кому-то что-то "должен" (даже если якобы должен) - в данном случае, к примеру, боясь задержать моего невольного "гида" и таким образом злоупотребить его добротой. В этом смысле я глубокий индивидуалист...
* * * * * * * * * *
Разумеется, в Шанлыурфе, как и во всех восточных торговых городах (а Урфа находилась на пересечении древних торговых путей: западно-восточного, соединявшего Персию со Средиземным морем, и северо-южного, ведущего из Диярбакыра в Харран и Сирию), строились караван-сараи, или постоялые дворы (ханы), некоторые их которых сохранились до наших дней. Одним из самых больших среди них является двухэтажный Гюмрюк Ханы (Gümrük Hanı), что означает "Таможенный", построенный в середине 16 столетия во времена правления султана Сулеймана Великолепного, о чём сообщает надпись на входном портале.
К сожалению, Гюмрюк Ханы (как, впрочем, и большинство старинных городских караван-сараев) практически потерял свой внешний облик, будучи полностью поглощённым окружившей его рыночной застройкой, но более-менее сохранил свою структуру с большим внутренним двором посередине, хотя и превратился в "ресторанно-чайно-торговый" комплекс.
По этой причине основной архитектурно-исторический колорит остался в основном на втором ярусе, который торговля затронула в меньшей степени (здесь находятся лишь пошивочные и ремесленные мастерские и складские помещения):
Что касается первого этажа, то колорит здесь, конечно, тоже имеется, но уже другой - так сказать, бытовой и намного более современный:
Здесь даже есть небольшой водоём, в котором, как пишут некоторые источники, течёт вода из Балыклыгёль:
Отредактировано savl (2024-11-27 17:04:59)
Однако "древние камни" (если 16 столетие считать относительной древностью) никуда не делись, и если перевести внимание "от общего к частному", то можно увидеть много интересного и "окунуться в историю":
Или такие двери, не знаю уж, каких времён:
Стены хана сложены из двухцветных камней, а потому его прозвали "пёстрым" (Alaca Hanı).
Здесь даже имеется своя небольшая мечеть:
* * * * * * * * * *
К востоку от Гюмрюк Ханы находится исторический жилой район, представляющий собой лабиринты - реально лабиринты, это не "красное словцо" и не дежурная фраза - узких извилистых, порой самым неимоверным образом петляющих улиц, проходящих - хотя, скорее, пробивающихся - между высокими каменными стенами и оградами. То, что ширина здешних улиц столь небольшая, объясняется не только и даже не столько отсутствием места: во-первых, благодаря этому солнце почти не проникает внутрь, что обеспечивает хоть какую-то прохладу в летний зной (а только средняя - не говоря уже о максимальной - температура с июня по сентябрь тут превышает 35 градусов). А во-вторых - сейчас, конечно, это уже не актуально - при нападении такая планировка затрудняла продвижение неприятеля, а горожанам, напротив, помогала обороняться малыми силами.
Кстати, исторические дома в Урфе сложены из местного камня, добываемого из окрестных пещер и карьеров: изначально он мягкий и податливый, что позволяет легко его обрабатывать, но со временем затвердевает и становится очень прочным; кроме того, эта порода сохраняет тепло зимой и прохладу летом и хорошо "дышит".
Вот в эти лабиринты мы сейчас и "занырнём", хотя сразу скажу, что в своём большинстве старые кварталы Шанлыурфы не слишком колоритны и совсем не живописны - мало-мальски интересные места здесь встречаются редко. Как, например, вот такой действительно красивый фонтан - скорее, даже колодец - в стиле, я бы сказал, египетско-мамлюкской архитектуры, которую на западе Турции можно увидеть крайне редко и далеко не везде:
А главная "фишка" (прошу прощения за фривольный сленг!) улиц старой Урфы - крытые проходы-тоннели под домами, которые здесь называются "кабалты" (kabaltılar во множественном числе). Они защищали от жары (кроме тени, кабалты обеспечивали продувающий улицу и хоть немного освежающий ветерок) и дождя, а также позволяли расширить жилое пространство, когда, казалось бы, расширяться уже некуда: в "навесном" переходе над тоннелем обычно умещалось 1-2 "лишние" комнаты. Кроме того, кабалты позволяли избежать уличных тупиков и, таким образом, облегчали проходимость (и даже "проезжаемость" - для тележек и конных повозок) жилых кварталов. Как правило, они имеют округлые или слегка заострённые своды, хотя иногда встречаются и "тоннели" с ровными деревянными "потолками"; их длина обычно составляла от 5 до 15 метров, а ширина - 3-4 метра. Кабалты часто получали имена тех, кто их построил, или кто жил над ними, например, Халил Эттун Кабалты, Захтерлер Кабалты, Хаджи Гаффароглу Кабалты и так далее.
Сегодня кабалты, сохраняя свои утилитарные функции, являются одними из самых ярких архитектурных конструкций на старых улицах Шанлыурфы, придавая им дополнительный колорит и донося до нас "дух прошедших времён". И, естественно, привлекают туристов, хотя здесь они всё же не столь живописны, как, к примеру, в итальянских Перудже или старом Бари. А на сайте муниципалитета Шанлыурфы даже размещена целиком посвящённая им брошюра - этакий "путеводитель по городским кабалты": https://www.sanliurfa.bel.tr/files/1/bs … ltilar.pdf
Кабалты не всегда были продолжением улиц: иногда они строились так, что образовывали "перекрёстки":
Справедливости ради надо сказать, что встречаются кабалты далеко не на каждом шагу и даже не на каждой улице, так что отыскать их (если заранее не знать, где именно искать) - тоже своего рода "квест".
Отредактировано savl (2024-11-27 13:17:08)
...
Разумеется, во всех жилых кварталах были и "свои" мечети, и одна из них как раз находится возле очередного кабалты:
Это Мечеть Хызанолу (Hızanoğlu): согласно надписи на двери (её можно увидеть на следующем снимке), она была отремонтирована в 1729 году, а вот дата её постройки остаётся неизвестной, хотя некоторые источники считают, что это произошло не позднее первой четверти 16 века. Сфотографировать её панорамно оказалось проблематичным из-за положения солнца и плотной окружающей застройки, поэтому я ограничился лишь фрагментами.
В целом мечеть построена в типичном османском стиле, но обратите внимание на интересную форму "глухой" арки, обрамляющей нишу входного портала: такие клеверообразные формы почти не встречаются в "западном" мусульманстве и в основном характерны для южного и юго-восточного региона Ближнего Востока и отчасти стран Магриба. Подобный же "отпечаток" имеет и декор на минарете - тут и шестиконечные звёзды, и стилизованные под пальму орнаменты (они даже своё название имеют - пальметты), и многое другое:
В выложенном камнем дворе мечети протекает небольшой ручей:
С другой стороны в мечеть упираются переброшенные через улочку арки; я до конца так и не понял, что это: на "классический" кабалты не похоже, больше напоминает что-то вроде контрфорсов... Но точно могу сказать, что этот уголок - один из самых живописных в старом городе:
А здесь, похоже, когда-то было ныне заложенное окно:
..........
В северной части этого квартала (ближе к улице Балыклыгёль) находятся ещё несколько старинных караван-сараев, а самый колоритный из них - Шабан Ханы (Şaban Hanı), построенный в конце 17 столетия. К сожалению, его состояние сегодня чуть хуже, чем очень плохое, о чём буквально "бьют в колокола" многие местные - и не только - издания, но, возможно, именно поэтому он до сих пор не превратился в рынок, хотя и остаётся "обитаемым" - в нём работают швейные мастерские (несмотря на то, что в дождливую погоду многие помещения протекают, а двор превращается в огромную грязную лужу).
Уникальной особенностью Шабан Хане являются террасы второго яруса с балюстрадами - такой "игривости" в архитектуре караван-сараев я никогда не видел.
А эти помещения когда-то были то ли складскими, то ли конюшнями, где постояльцы оставляли лошадей и верблюдов:
Я уже писал, что в Турции даже взрослые любят фотографироваться - что уж говорить про детей и прочую мОлодежь:)
...
Вообще этот район Шанлыурфы - своего рода "город в городе", где есть и свои рынки, и свои производства (в основном, швейные), и вообще здесь течёт какая-то своя жизнь...
В больших пакетах, больше похожих на мешки, продают хну (kina по-турецки). Подозреваю, что в таких "товарных" количествах её покупают не только (а может, и не столько) для окраски волос, сколько для окрашивания кожи, тканей, шерсти и кожи - недаром этот район является "текстильным".
Кстати, судя по вывеске, очередной караван-сарай так и зовётся - Терзи Ханы (Terzi Hanı), что означает Хан портных:
Ну, хоть этот находится в относительно нормальном состоянии и точно не рассыплется в обозримом будущем...
Здесь уже начинается сплошной рынок, который будет продолжаться аж до самой улицы Балыклыгёль: разрастаясь, такие рынки захватывают всё, что попадается им на пути, включая старинные хамамы и медресе - вот как здесь, например (судя по куполу, это как раз бывший хамам):
* * * * * * * * * *
Мы вышли из лабиринтов старых кварталов (и из ещё более запутанных лабиринтов большого рынка) и снова оказались в центре города, которым можно условно считать ближайшие окрестности площади Хашимие (Haşimiye Meydanı). На её дальнем (отсюда) углу как раз находится мой отель, а вокруг дерева, растущего посреди дорожного круга на ближнем, установлена современная "городская скульптура" на восточную тему:
Чуть дальше над торговыми палатками высится небольшой минарет в типично османском стиле:
Он принадлежит недавно открытой после реставрации "Воскресной" мечети (Pazar Camii), традиционно считающейся одной из старейших в Шанлыурфе. Правда, документальных доказательств тому нет, а сохранившиеся на стенах надписи указывают лишь даты ремонтов и постройки нового минбара - большинство из них относится к 19 столетию (что, конечно, никоим образом не говорит о возрасте самой мечети, а свидетельствует лишь об отсутствии достоверных фактов о времени её появления).
Отыскать вход в мечеть оказалось задачкой ещё той, поскольку вход находится не со стороны улицы, а где-то в глубинах рынка, но в итоге я всё же попал в неё, хотя и с большой долей везения. Правда, относительного, поскольку сама мечеть уже была закрыта, а немногие пришедшие сюда в этот час верующие молились снаружи, во внутреннем дворе:
...
А вот в другую, расположенную совсем рядом Мечеть Хасана Падишаха (Hasan Padisah Camii), не удалось не только попасть, но даже осмотреть её снаружи, поскольку вокруг неё проходили большие строительные работы, и даже часть парка к востоку от Балыклыгёль была огорожена. Мечеть была возведена во второй половине 15 века в период относительно недолгого владычества в этом регионе конфедерации огузских племён Ак-Коюнлу (они постоянно враждовали с другим племенным объединением Кара-Коюнлу, которое я упоминал выше) и названа по имени тогдашнего правителя Узуна Хасана.
Конечно, очень жаль, что столь колоритная мечеть (она претерпела несколько ремонтов, но полностью сохранила свой аутентичный облик, поскольку, как пишут, каждая реставрация выполнялась в точном соответствии с оригиналом) оказалась недоступной, но спрятать её великолепный минарет с абсолютно "неосманским" (тем и интересным!) декором, возвышающийся над всем кварталом, не в состоянии никакие заборы:
А на "строительных завесах" размещена городская символика и, в частности, эмблема (по-нашему, герб) столичного муниципалитета Шанлыурфы:
На эмблеме, как видите, изображено "Рыбное озеро" с парочкой карпов, колосья, говорящие о том, что этот регион является, в первую очередь, аграрным, а также 2 минарета, в нижней части которых угадываются те самые колонны, доминирующие над Крепостью Урфы. И, конечно же, жаркое - даже сейчас, в середине октября - анатолийское солнце в самом центре:)
Рядом установлена "выбитая в камне" в виде раскрытой книги (помните, нечто подобное было в Тарсусе) схема этого района с обозначением основных достопримечательностей и святых мест: на нём указаны и Мечеть Хасана Падишаха, и Пещера Авраама, и многое другое:
Просто красивый декор в исламском духе:
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Аутентичная Турция-восточная Анатолия:Адана, Тарсус, Шанлыурфа, Мардин