Особенно уютно дворик выглядит, когда начинает смеркаться и загораются первые огни:
Отель очень самобытный; и дворики, и веранды, и арки. и уж точно восточный.
Отредактировано Нарышкина (2024-11-18 12:30:06)
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Аутентичная Турция-восточная Анатолия:Адана, Тарсус, Шанлыурфа, Мардин
Особенно уютно дворик выглядит, когда начинает смеркаться и загораются первые огни:
Отель очень самобытный; и дворики, и веранды, и арки. и уж точно восточный.
Отредактировано Нарышкина (2024-11-18 12:30:06)
* * * * * * * * * *
Балыклыгёль - не единственный водоём в большом парке, устроенном на его берегах (точнее, на одном берегу - к югу от озера между ним и горой, на которой находится древняя крепость Эдессы). Здесь проложено несколько каналов с мостиками, что всегда выглядит красиво:
Прекрасная "дизайнерская" находка - установить на одном из каналов небольшую копию арабского водяного колеса - нории. Такие колёса всегда и в любом антураже смотрятся очень живописно и атмосферно:
Есть в парке и второе озеро, названное Айн Зелиха (Ayn Zeliha) в честь дочери царя Нимрода (в русском переводе её имя иногда встречается как Зулейха), которая, по тем же преданиям, была влюблена в Авраама, умоляла отца пощадить его, но когда того всё же кинули в огонь, прыгнула в костёр следом, и на этом мечте возникло озеро. По другой легенде, Зелиха никуда не прыгала, но так долго и горько плакала, что от её слёз образовалось целое озеро, которое так и назвали, поскольку по-арабски Айн Зелиха означает "слёзы".
Сегодня озеро Айн Зелиха со всех сторон окружено деревьями и расположенными в их тени столиками кафе, но вне зависимости от того, сядете вы за один них или нет, провести какое-то время здесь очень приятно, даже если просто постоять на бережку и посозерцать. И да, тут тоже водятся карпы:)
Озеро соединяется с одним из каналов небольшой протокой, через которую переброшен декоративный мостик. И этот крошечный - в масштабе не только всего парка, но даже озёрного "побережья" - уголок столь симпатичен, что и глаз радуется, и душа отдыхает:)
На озере есть и свой "флот" - целых 2 лодки. Пишут, что раньше на них катались, но, судя по их виду, "навигация" давно кончилась. Хотя ... может, просто у лодочника был выходной - воскресенье всё-таки!
И я, и я здесь был!
Утром я увидел, как кошка, которая, видимо, заночевала в Мечети Халил юр-Рахман, не смогла выйти на улицу "обычным" путём через дверь, которая ещё была закрыта (вообще я был удивлён, что в этих краях мечети не "работают" от первого до последнего намаза, а открываются довольно поздно), и пыталась вылезти через окно. Понятно, что само окно для кошки проблемой не стало, но вся беда в том, что находилось оно прямо над озером... Кошка явно это понимала и что-то пыталась сделать, но вариантов у неё не было никаких. Чем всё это кончилось, я, честно говоря, так и не узнал: кошку было жаль, но сделать я ничего не мог, а просто стоять и смотреть смысла не было (тем более, что, признаюсь, я не хотел и даже боялся увидеть, что кошка упадёт в воду).
* * * * * * * * * *
Правее (по карте) парка находится ещё одно сакральное место - Мечеть Мевлид-и Халил, чья история началась ещё в эпоху селевкидов (то есть до нашей эры), которые возвели здесь храм. Впоследствии он был преобразован сначала в синагогу, затем - в христианскую церковь Святого Стефана, которую при византийцах сменил Собор Святой Софии. И, наконец, когда Урфа вошла в состав Османской империи, на этом месте была построена (ориентировочно в 1523 году) мечеть, получившая название Мевлид-и Халил (Mevlid-i Halil), что означает "счастливое рождение", поскольку, согласно преданиям, рядом с ней находится пещера, где родился - ни много ни мало - сам Авраам.
Тут нужно сделать небольшое отступление: принято считать, что местом рождения Авраама является город Ур в южной Месопотамии (ныне Телль-эль-Мукайяр в Ираке), поскольку в Библейской Книге Бытия сказано: "... Фарра родил Аврама, Нахора и Арана ... И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском". И хотя на первый взгляд тут всё ясно, несколько веских "но" возникают. Я не буду утомлять вас деталями и "пройдусь" только по самым-самых "верхам", а тем, кто захочет углубиться, рекомендую, в числе прочих, такую статью: https://www.tsaritsyn-tours.com/?page_id=9916.
Во-первых, халдейские племена появились на юге Месопотамии лишь в 10 веке до нашей эры - примерно через 1000 лет после рождения Авраама. То есть при его жизни ни о каком "халдейском Уре" и речи не шло, а в оригинале Писания это место называется Оор Касдим (Ур-Касдим). И хотя на иврите "касдим" и есть "халдейский", вопрос о причинно-следственной связи остаётся открытым (к примеру, халдеи могли мигрировать в южную Месопотамию именно из северной). Строго говоря, отождествление библейского Ур-Касдима с вавилонским Уром (ныне иракским Телль-эль-Мукайяром) произошло только в 1920-х годах "с лёгкой руки" английского археолога Леонарда Вулли, проводившего раскопки в "иракском" Уре, и базировалось исключительно на его предположениях, откровенно граничащих с вольными домыслами: в своей книге он сам признавал, что "с археологической точки зрения не было обнаружено никаких доказательств присутствия Авраама в Уре".
Второй серьёзный довод против "иракского" Ура заключается в маршруте странствия Авраама из родных краёв в землю Ханаанскую: "И взял Фарра Аврама, сына своего ... и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там" (Бытие, 31:11). Дело в том, что Харран никак не вписывается в этот маршрут, поскольку основные пути из южной Месопотамии в Ханаан (так называлась территория, примерно соответствующая нынешним Ливану, Сирии, Израилю и Иордании) пролегали заметно южнее, через Пальмиру. А если предположить, что библейским Уром была именно Урфа, то всё становится на свои места, поскольку Харран идеально расположен между ней и "землей Ханаанской", и его посещение выглядит абсолютно закономерным.
Конечно, этот спор является чисто теоретическим и вряд ли когда-либо будет разрешён "вещественными доказательствами", тем более что само реальное существование Авраама остаётся под вопросом, и многие - и я в их числе - считают, что все библейские события и их персонажи нужно понимать исключительно на духовно-символическом уровне. Но эта недосказанность позволяет Шанлыурфе всерьёз претендовать на место рождения ветхозаветного патриарха, да и многие библеисты вплоть до заявления Леонарда Вулли придерживались именно такой точки зрения. Причём название "Урфа" взялось не просто так, хотя официально город получил это имя лишь при османах, а имеет исторические корни: ещё в глубокой древности, прежде чем стать Эдессой, он был известен как Орхай, или Руха, что вполне - с учётом различий в наречиях и диалектах (да и просто в устной передаче) - могло трансформироваться в тот же Ур.
...
А теперь вернёмся к "Мечети рождества" (Авраама) Мевлид-и Халил, которую, как я уже сказал, мы сейчас видим в облике начала 16 столетия (хотя многие элементы её внешнего обрамления появились уже в 1940-х годах). Из центра города к ней ведёт декорированный портал в многоарочной ограде:
На табличке над аркой написано:
"
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Вот Ибрахим (Авраам - моё прим.) сказал: "Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день" (начало 126 аята Суры 2 Аль-Бакара)
"
С обратной (внутренней) стороны:
Ограда украшена с использованием керамических тарелочек:
Мечеть представляет собой комплекс, состоящий, кроме неё самой, из трёх дворов; сама мечеть расположена в среднем, а боковые являются входными. Перед восточным находится фонтан для омовения:
И сейчас мы заходим в восточный, самый старый их всех, двор:
Отредактировано savl (2024-11-20 12:38:20)
На входной арке написано:
"С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!"
а ниже - аят из Суры 22 Аль-Хадж (Паломничество):
"Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): "Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц".
(в скобках - мои уточнения)
Помните, в самом начале я писал, что когда самолёт приземлился в Адане, меня неожиданно для самого себя "пробило" на слезу? Так вот когда я вошёл во двор Мевлид-и Халил, то не то чтобы слёзы - у меня буквально ноги подкосились: это было не просто красиво (хотя, конечно же, красиво, живописно, атмосферно - можно добавить ещё десяток самых ярких эпитетов, и все они будут правдой) - это было по-настоящему величественно, это было тем самым присутствием чего-то высшего, которое ты не видишь, но незримо ощущаешь каждой своей клеточкой и перед которым хочется без всякой ритуальности встать - даже упасть - на колени. В общем, это невыразимо!
Конечно, немалая доля в создании внешней "составляющей" этого величия принадлежит крутой скалистой круче, отвесно вздымающейся сразу за двором.
В одном из крыльев, обрамляющих двор, и находится так называемая Пещера Авраама, в которой, якобы, тот и родился. Хотя, как минимум, одна неточность в этом всё-таки имеется: согласно некоторым иудейским и мусульманским преданиям, в ночь, когда Авраам (в исламе - Ибрахим) родился, царю-тирану Нимроду предсказали, что родившийся ребенок достигнет небывалого величия, а его потомство навсегда унаследует "все четыре стороны света". Царь углядел в этом угрозу себе и своей власти и велел убить всех новорожденных младенцев-мальчиков (знакомая история, не правда ли? В Библии и связанных с ней сказаниях вообще очень много повторяющихся сюжетов, происходящих в разные времена, что говорит только о том, что мироздание развивается по спирали; недаром мудрый Соломон сказал знаменитую фразу "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем"). Прознав об этом, отец Авраама спрятал его в пещере, где тот рос 7 лет - то есть формально, Авраам всё же не родился в самой пещере, а был помещён туда всего нескольких часов или даже минут от роду. Правда, по другой "подверсии" этой же легенды, Нимрод приказал убить не только младенцев, но и беременных на последних сроках женщин, а мать Авраама как раз была на сносях, и его отец Фарра (Терах в иудаизме) укрыл в пещере именно её, и Авраам родился уже там.
Разумеется, Пещера Авраама считается святым местом. В неё ведёт низкий (чтобы, входя, преклонить голову) проход:
Сама "пещера рождества" заполнена водой, которую считают целебной, более того, местные жители уверены, что по своей полезности она уступает только воде из колодца Замзам в Мекке; набрать её можно из специального краника на стене. Рядом стоит мальчик, который наливает воду в металлическую пиалку и предлагает особо нерешительным посетителям вроде меня. Деваться было некуда, и я, внутренне зажмурившись, выпил всю "чашу" - на вкус она была совершенно обычной, а последствий, слава богу, не проявилось (ведь даже самая "святая" вода, если она по составу немного отличается от привычной, может не "вписаться" в кишечник).
Интерьеры мечети оформлены в классическом османском стиле (их отреставрировали в 1951 году). Внутри проходил намаз, который вечером оказался длинным, его окончания я не дождался, поэтому в самый центр не полез и поснимал то и оттуда, что и откуда можно было сфотографировать, никому при этом не мешая. Но общее представление, по-моему, создать удалось:
Монументальный мраморный михраб относительно прост, без излишней роскоши:
А теперь мы "как бы" выйдем наружу, в парк и снова зайдём на территорию мечети, но уже с западной стороны:
... после чего попадём во двор (условно тоже назовём его западным) квадратной формы с фонтаном посреди:
Сам по себе он наименее интересный, поэтому быстро пройдём сквозь него в средний двор, который, как я понимаю, является самым новым, и был пристроен уже в 1947 году. Он имеет сильно вытянутую прямоугольную форму, со всех сторон окружён арочными портиками с небольшими куполами, а в центре находится очередной фонтан с необычным куполом:
Ещё один, новый ракурс мечети отсюда:
Двор очень красивый и, несмотря на новодельность, очень колоритный, хотя по "атмосфере древности" всё же уступает первому (восточному).
Так что Мечеть Мевлид-и Халил, без сомнений - одна из главных "жемчужин" Шанлыурфы
* * * * * * * * * *
Чуть южнее озера Балыклыгёль, с другой стороны парка, на относительно невысоком, но практически неприступном из-за отвесных скалистых склонов холме (а там, где они не столь круты, прямо в скале выбит глубокий ров) расположена Крепость Урфы (Urfa Kalesi). Учёные считают, что первые укреплённые сооружения здесь появились ещё в эпоху неолита - примерно в 9500-х годах до нашей эры (о чём говорят найденные при раскопках артефакты), а нынешние стены были построены во время правления аббасидов в начале 9 столетия.
Крепость уже несколько лет закрыта на реставрацию и, похоже, откроется ещё не скоро: изначально планировалось завершить работы в 2022 году, но "вмешалось" землетрясение, часть стен на севере и юго-востоке крепости были повреждены, и всё пришлось начинать не просто "с нуля", а с "отрицательной" отметки. Поэтому посетить её не удалось, но это тот случай, когда написать "к сожалению" я не могу: я видел много фото и видео, показывающих её изнутри, и у меня сложилось полное впечатление, что сама крепость абсолютно "пустая", и мощные стены, которые хорошо видны снизу, и есть всё самое интересное в ней (то есть она полностью подпадает под мою "аксиому": самое красивое в крепости - это вид на неё со стороны; исключения, разумеется, бывают, но они единичные и только подтверждают "правило").
Тем не менее, мы немного прогуляемся вдоль подножия скалы и даже поднимемся почти до её вершины - правда, чуть поодаль от крепостных сооружений.
"Визитной карточкой" Крепости Урфы являются две колонны в коринфском стиле высотой более 17 метров, возведённые при правителе Эдесского (или Осроенского) царства (кстати, есть недоказанное мнение, что оно стало первым государством в мире, принявшее христианство в качестве официальной религии) Ману IX, которые датируются 240-242 годами: столь высокая точность обясняется тем, что на одной из колонн сохранилась надпись на сирийском языке: "Я, Афтуха, сын военачальника Баршамаша, приказал воздвигнуть эту колонну и статую на ней для дочери наследного принца Ману, жены короля Ману, моей госпожи и моей благодетельницы, царицы Шалмет".
По местным преданиям, именно эти колонны использовались в качестве катапульты, с помощью которой Авраама бросили в огонь (а крепость в те времена была дворцом царя Нимрода).
Но колонны действительно эффектные:
А сейчас "лафа" (в виде прогулки по ровной поверхности) кончилась, и мы потихоньку начнём подниматься вверх:
Отредактировано savl (2024-11-29 14:45:15)
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Аутентичная Турция-восточная Анатолия:Адана, Тарсус, Шанлыурфа, Мардин