Купол разделен на 64 грани,
Не знала, что это символично!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 4. Самарканд.
Купол разделен на 64 грани,
Не знала, что это символично!
Чего то сегодня postimage фото не показывает. Надеюсь, скоро исправится.
Я дальше покажу совершенно новый объект, который тут вроде никто не посетил.
Любопытно!
Заинтриговали!!!!
Когда-то всякого, кто приходил в мавзолей, встречала у входа красивая плита с надписью, говорившей о том, что здесь похоронен Тимур. Эта плита находится в Эрмитаже. Там же и одна створка двери, украшенная искусной резьбой, слоновой костью и серебром. А сейчас мы попадаем в мавзолей через такую дверь
Сначала оказываемся в сводчатом помещении, где сделали небольшую экспозицию, где можно увидеть портрет Амир Тимура
и макет мавзолея , таким он был в 14-15 веках. Цветное с узорами - это то, что имеется сейчас, а все что песочного цвета - это не сохранившиеся части. Слева была медресе, а справа ханака.
За этой дверью и находится главный зал мавзолея.
Войдя в него, можно только изумляться красоте, кругом золото с вкраплениями синих узоров, не сразу обращаешь внимание на сами надгробия, что в центре зала, а взор невольно тянется вверх.
Архитектура интерьера выдержана в схеме, ставшей в Мавераннахре к началу XV в. традиционной. На стены опирается ярус тромпов, создающий через шестнадцатигранник переход к окружности внутреннего купола. Однако строители ввели некоторые дополнения, направленные на увеличение внутреннего пространства, а также применили композиционные приемы, способствующие восприятию интерьера как более высокого.
Убранство интерьеров во времена Тимура отличалось большой помпезностью, насыщенностью узорами и цветом, созданием сплошного декоративного покрытия. Этот же принцип характерен и для мавзолея Гур-Эмир. Многочисленные обрамления ограничивают архитектурные плоскости. Однако художники отказались здесь от мелких, чисто декоративных членений на отдельные панно, что часто встречается в зданиях того времени.
В декоре мавзолея Гур-Эмир использованы, кажется, все имевшиеся в арсенале художника средства: резьба по камню и дереву, сталактиты и витражи, но главное положение занимают сине-золотые росписи. Ими покрыты все плоскости от низа стен до вершины купола. Росписи выполнялись клеевыми красками по сухому ганчевому грунту и рельефами из папье-маше. Мастера применяли минеральные красители.
В Средней Азии для большего рефлексирования золота поверхность, покрывавшаяся им, делалась выпуклой, рельефной или, наоборот, вогнутой, заглубленной в грунте. Чем крупнее был орнамент, тем выше делался рельеф или глубже прорези. Только на очень мелких деталях золото наносилось на ровную поверхность.
Рельефные розетки на плафоне купола имитируют звёздное небо.
Для украшения интерьера, грандиозного по своему художественному воздействию, мастера использовали набор орнаментов, уже известных в XIV в. Все рисунки можно разделить на три группы: эпиграфика, гирихи, стилизованные растительные узоры. Однако при такой традиционной орнаментике росписи Гур-Эмира глубоко индивидуальны и уникальны. В этом и проявилось мастерство художников, которые, имея в своем арсенале сравнительно небольшое количество орнаментальных схем, создали из них уникальные рисунки. Принцип построения, схема брались только за основу, а весь узор, детали, мелкое заполнение художники рисовали от руки.
В конце XIV в. наблюдается стремление зодчих увеличить площадь за счет устройства ниш по осям стен. В Гур-Эмире ниши достигают предельных, допускаемых конструкциями ширины (4,3 м) и глубины (2,8 м). Эти ниши придали внутреннему плану вид креста и намного увеличили площадь.
Декоративное убранство дополняют ажурные решётки на окнах
Завораживающая красота сталактитов
Белой мраморной решеткой окружены надгробия над захоронениями Тимуридов.
Свет в интерьере был как естественный, так и искусственный. Стены освещались сквозь окна в нишах и двери, тромпы и купол — окнами, пробитыми в парусном ярусе. Но мелкие, цветные, различной толщины стекла в окнах, вероятно, не пропускали достаточно света даже днем. В стреле арки каждого тромпа и в центре купола вмуровано по кольцу, на которые, очевидно, вешали источники искусственного света. Это могли быть люстры, в которые вставлялись свечи. В XV в. в Средней Азии употребление свечей вместо чирагов (светильников) стало распространенным.
Кроме того, историк времени Тимура Шереф-ад-дин Али Йезди писал, что после того, как в мавзолее захоронили Тимура, стены были завешены коврами, кошмами, было вывешено оружие Тимура, а с потолка спускалась золотая люстра весом в 50 тысяч мискалей (1 мискаль – 4 грамма золота).
В центре , внутри мраморной решетки находятся 8 надгробных памятников. Захоронение умерших производилось в склепе — подземном помещении под этим залом, которое закрывается после каждого захоронения. В мавзолее ставятся памятники в том же порядке, что и могилы внизу.
На этом фото в самом центре тёмно-зелёное (почти чёрное) нефритовое надгробие над могилой Тимура (Тамерлана) (1336-1405). Справа - надгробие любимого внука Тимура, Мухаммад-Султана (1374-1403).Это для него Амир Тимур велел начать строительство этого мавзолея.
Слева узкий белый памятник -это надгробие младшего сына Тимура, Шахрух Мирзо (1377-1447), он умер в Афганистане в городе Герат. Шахрух Мирзо - отце знаменитого Улугбека, его надгробие тоже скоро покажу.
За надгробием Амир Тимура большое белое надгробие - это могила его учителя и наставника, потомка пророка Мухаммеда, шейха Мир Саид Барака (ум. в 1404), благословивший Амир Тимура перед битвой с Тохтамышем в 1391 году. Именно он предсказал Тимуру великое будущее и вручил символы власти (барабан и знамя), когда тот взошёл на трон в 1370 году.
Слева от надгробия Мир Саид Барака небольшой памятник -еще один умерший в раннем возрасте сын Амир Тимура, Абдулло Мирза (ум. в 1420)
Маленькое надгробие между большими белым и серым - это Абдурахмон Мирзо (1421-1432), а крайнее слева серое надгробие - это сын Тимура Мираншах (1366-1407), убитый в окрестностях Тебриза.
Обалдеть, какое великолепие! Сколько труда, как все сохранилось!
Этот мавзолей один из наиболее запомнившихся объектов в Самарканде. Великолепная работа.
Этот мавзолей один из наиболее запомнившихся объектов в Самарканде
Да, полный восторг! Правда, было очень много посетителей, экскурсий...
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 4. Самарканд.