Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 4. Самарканд.


Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 4. Самарканд.

Сообщений 171 страница 180 из 257

171

Одна из невероятных работ мастеров – портрет Шарбат Гулы, точная копия знаменитой фотографии, облетевшей мир, на которой юная афганская девушка бросает в фотокамеру цепляющий, пронзительный взгляд.

https://i.postimg.cc/W48pYZYC/079-IMG-20230420-113611.jpg

https://i.postimg.cc/jSrsscGB/080-IMG-20230420-114001.jpg

https://i.postimg.cc/0NVx0sbq/081-IMG-20230420-114011.jpg https://i.postimg.cc/nLFpmzVk/082-IMG-20230420-113530.jpg

Трудно поверить, что это не картина, а ковер

https://i.postimg.cc/V65w7VC0/083-IMG-20230420-113628.jpg

Сюжет один, а цвета и точность исполнения отличаются

https://i.postimg.cc/rsrkTRg8/084-IMG-20230420-113512.jpg

https://i.postimg.cc/v8J1VWJt/085-IMG-20230420-113710.jpg

0

172

Можно и на европейскую тему

https://i.postimg.cc/Ghv4J4rw/086-IMG-20230420-113721.jpg

https://i.postimg.cc/fRZJHMT3/086-IMG-20230420-113957.jpg

https://i.postimg.cc/9fQzh19C/087-IMG-20230420-113840.jpg

https://i.postimg.cc/CKr5LDCD/088-I0-MG-20230420-113844.jpg

Красками то трудно передать прозрачность винограда, а тут такое соткать !

https://i.postimg.cc/mDcDcDVn/091-IMG-20230420-114016.jpg

Помимо ковров -картин огромное количество больших ковров

https://i.postimg.cc/SsBStYMp/093-IMG-20230420-115221.jpg

https://i.postimg.cc/vmDGYt7s/094-IMG-20230420-115224.jpg

https://i.postimg.cc/P5StnRwy/096-IMG-20230420-115242.jpg

https://i.postimg.cc/SK5kJYVz/097-IMG-20230420-115259.jpg

https://i.postimg.cc/Y0B7xc5r/098-IMG-20230420-115232.jpg https://i.postimg.cc/BQssL05N/099-IMG-20230420-115248.jpg

https://i.postimg.cc/P55jyQRw/100-IMG-20230420-115326.jpg https://i.postimg.cc/HLJCDsHW/101-IMG-20230420-115322.jpg

Помимо ковров при фабрике большой зал , где продают шарфы, шарфики, халаты и тп. Там мы и купили еще шарфы  себе и на подарки.

После фабрики мы поехали к обсерватории Улугбека.

0

173

Обсерватория Улугбека — одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построенная Улугбеком на холме Кухак в окрестностях Самарканда в 1424—1428 годах.
Расположение сооружения, использовавшегося для наблюдения за различными объектами и явлениями на Земле и в космосе, выбрано было неспроста: в этой части света нередки землетрясения, а благодаря скальному основанию возвышенности толчки становились неощутимы.
Остатки обсерватории были найдены и исследованы археологом В. Л. Вяткиным в 1908 году. Обнаружить точное описание места расположения обсерватории помогло изучение одного из документов XVII века: дарственной на земли для дервишской обители.

Вот так выглядели остатки обсерватории в 1929г.

https://i.postimg.cc/qRWnnPGz/00.jpg

В 1948 г. экспедиция Института истории и археологии Академии наук Узбекской ССР, руководимая археологом В. А. Шишкиным (1893—1966), завершила последний этап раскопок, обнажив фундаменты обсерватории и фрагменты здания вплоть до их основания на природной скале.
Согласно сделанной реконструкции, обсерватория имела вид трёхэтажной цилиндрической постройки высотой 30,4 м и диаметром 46,40 м, и вмещала ориентированный с севера на юг грандиозный угломер — секстант (или квадрант) радиусом 40,21 м, на котором производились измерения высоты небесных светил над горизонтом при прохождении их через небесный меридиан.
Макет обсерватории
https://i.postimg.cc/wMJNkwWF/01.jpg

Наш гид показывает как предположительно выглядел фасад обсерватории
https://i.postimg.cc/dt2dkSZV/02-IMG-20230420-123226.jpg

Вход в надземную часть обсерватории выполнен в виде портала, украшенного арабскими узорами.

https://i.postimg.cc/TYMgPXws/03-IMG-20230420-124749.jpg

https://i.postimg.cc/HW7bHLp5/05-IMG-20230420-124728.jpg

Прибор открыт раскопками и хорошо сохранился в подземной части. Предполагается, что его дуга составляла шестую часть окружности с рабочей частью от 20° до 80°.

https://i.postimg.cc/JzKkKDqw/06-IMG-20230420-123613.jpg

Дуга инструмента ограничена двумя барьерами, облицованными мрамором. На каждом градусе круга по мрамору вырезаны деления и цифры. Каждому градусу соответствует интервал в 70 см. Вдоль барьеров идут кирпичные лестницы.
https://i.postimg.cc/9fnq56KJ/08-IMG-20230420-123732.jpg

0

174

Азимутальные наблюдения могли производиться с помощью горизонтального круга на крыше здания. В обсерватории имелись и другие инструменты, которые не сохранились.

https://i.postimg.cc/R0FnYSsW/09-IMG-20230420-123700.jpg

В обсерватории Улугбека работали такие крупные астрономы, как Кази-заде ар-Руми, ал-Каши, ал-Кушчи. Здесь к 1437 году был составлен Гурганский зидж — каталог звёздного неба, в котором были описаны 1018 звёзд. Там же была определена продолжительность звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд).

https://i.postimg.cc/XqMGXwV5/11-IMG-20230420-123638.jpg

Про Улугбека расскажу чуть-чуть позже. а пока про обсерваторию.
Став правителем Самарканда в 1409 году, Улугбек старался развивать науку и через 10 лет приступил к осуществлению своей давней мечты — созданию обсерватории. Главным своим консультантом в этом большом деле Улугбек называет Кази-заде ар-Руми.
«При помощи и содействии учителя, — пишет он, — великого учёного, несущего знамя науки, указывающего пути истины и исследования, Казы-заде Руми приступили к созданию обсерватории».
Обсерватория — постройка особого рода, и тут главная роль принадлежала не архитектору, а учёным, определявшим размещение и размеры встроенных в здание инструментов, то есть Улугбеку и Руми. Надо сказать, что принятые ими решения были смелыми и оригинальными. Строительство заняло около трёх лет. К 1428—1429 годам здание обсерватории было готово. Началась установка и выверка приборов. Этим по просьбе Улугбека занимался астроном и блестящий математик из Кашана Джемшид ал-Каши (1373—1430 годы).
Научная программа обсерватории была рассчитана, как минимум, на 30 лет (период обращения Сатурна). Государственные дела не позволяли Улугбеку постоянно входить во все тонкости работы обсерватории. Но то, что астрономия не была для Улугбека мимолётной прихотью, доказано всей его жизнью. Он постоянно опекал своё детище, был вдохновителем и научным руководителем всех основных работ.
Первые десять лет существования обсерватории ею руководил Джемшид ал-Каши. После его смерти этот пост занял семидесятилетний Казы-заде Руми. Но через шесть лет, в 1436 году, Руми тоже умер.
В советский период ошибочно писали, что после убийства Улугбека в 1449 году обсерватория прекратила существование, а здание её было разрушено религиозными фанатиками. На самом деле после Улугбека обсерватория ещё продолжала работать два десятилетия под руководством его ученика Али Кушчи.
Опустевшее здание обсерватории стояло ещё много лет и лишь в конце XVI века жители Самарканда разобрали обсерваторию на кирпичи. Свидетельством этого являются находки деталей архитектуры обсерватории на территории старого города.
В 1964 году рядом с местом, где некогда находилось культовое сооружение, был построен музей  в традиционном стиле.

https://i.postimg.cc/j2zWfL5F/12-IMG-20230420-123544.jpg

https://i.postimg.cc/L4fgw0T3/14-IMG-20230420-123535.jpg

https://i.postimg.cc/kXmRmFY3/15-IMG-20230420-123829.jpg

https://i.postimg.cc/DyPJyJRW/16-IMG-20230420-123249.jpg

0

175

Пошли в музей. Экспозиция состоит из остатков фресок, приборов, предметов быта того времени, фотографических снимков с раскопок, а также табличек с информацией о жизни Улугбека.

Здесь нас встречает портрет Улугбека.

https://i.postimg.cc/HkWJJWC6/17-IMG-20230420-123857.jpg

Создатель обсерватории Улугбек (полное имя Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган, внук Тимура (Тамерлана), родился в 1394 году, за 11 лет до смерти своего деда. В среднеазиатской литературе (А. Навои) и академической литературе эпохи Российской империи, советского периода применялось также имя Мирзо Улугбек.
Улугбек  родился в военном походе. Отправляясь на завоевания, Тамерлан брал с собой семью. Одна из невесток, жена сына Шахруха, начала рожать прямо во время штурма войсками Тамерлана крепости Мардин. В честь радостного события Тамерлан помиловал людей в непокорной крепости, и повелел войскам вернуть то, что уже взято как трофеи. Младенца назвали в честь отца самого Тамерлана - Мухаммед Тарагай.
За воспитанием царевичей следили лично дед и его любимая (но, увы, бездетная) жена Сарай-мульк ханым (Биби-ханым). Тамерлан воспитывал будущего Улугбека воином. С малых лет Мухаммед Тарагай сопровождал, как и все родные, деда в походах; в мирные дни его приучали к седлу и мечу. В три года царевич побывал в Индии. В пять лет отправился вслед за дедом в Малую Азию и Сирию, в поход, который продлился следующие пять лет его жизни.
Именно во время этого похода Мухаммед Тарагай увидел руины знаменитой обсерватории в городе Марага. Даже разрушенная, обсерватория была величественна. Когда-то в ней хранилось больше 400 000 рукописей, работало больше 100 астрономов… Её величие, её устремлённость к бескрайнему звёздному небу потрясли мальчика.

На его счастье, науки, которые ему преподавали, не ограничивались военными. Сарай-мульк ханым нашла царевичу учителя, поэта и учёного Арифа Азари. Музыка слов, музыка струн, музыка звёзд - со всеми этими чудесами познакомил Мухаммеда Тарагая Азари. Улугбек с детства проявлял большие способности и интерес к математике.

https://i.postimg.cc/W19d0RNT/18-IMG-20230420-123844.jpg

В поход в Китай Тамерлан внука не взял. Оставил его править своими восточными территориями. Чтобы десятилетний царевич поскорее возмужал, его женили на царевне из рода чингизидов. Из этого рода Тамерлан и его потомки постоянно брали жён. Не дойдя до Китая, великий полководец умер от таинственной болезни, и сыновья Тамерлана немедленно принялись делить его империю в оружием в руках.

Отцу Мухаммеда Тарагая удалось отвоевать себе Хорасан, провинцию в Иране, некогда подарившую миру Омара Хайяма. Шахрух сделал своей столицей город Герат, на долгие годы ставший пристанищем для всех и всяческих наук и искусств. Через четыре года военачальникам Шахруха удалось отвоевать и Мавераннахр, обширную область к северу от Хорасана. Правителем Мавераннахра был посажен пятнадцатилетний Мухаммед Тарагай. С этого момента можно отсчитывать историю Улугбека, великого правителя города Самарканда и прилегающих земель.
На этой фреске за спиной Улугбека изображение обсерватории

https://i.postimg.cc/nzmM8Cvh/19-IMG-20230420-123910.jpg

Здесь же ее макет

https://i.postimg.cc/rpKKJhsW/20-IMG-20230420-124212.jpg

А это макет Аксарая - резиденции Амир Тимура в Шахрисабзе

https://i.postimg.cc/N0SLP12n/21-IMG-20230420-124010.jpg

Каллиграфические предметы -пенал, лампа. чернильница, карандаш

https://i.postimg.cc/9XGzJwmx/23-IMG-20230420-124034.jpg

Образцы учебных книг в медресе 15 века

https://i.postimg.cc/ZKHnhkyp/25-IMG-20230420-124055.jpg

Таблица  продолжительности года, высчитанная разными учеными

https://i.postimg.cc/HsdnKWjT/28-IMG-20230420-124315.jpg

Астрономические таблицы, составленные в обсерватории Улугбека, пользовались заслуженной славой на Востоке и очень долго оставались непревзойдёнными по точности. В Европе они были впервые изданы в 1650 году.
В «Каталоге звёздного неба», изданном Яном Гевелием, есть гравюра, изображающая символическое собрание величайших астрономов мира, живших в разные времена в различных странах. Они сидят за столом, расположившись по обе стороны от музы астрономии Урании. Среди них изображён и Улугбек, также здесь есть Птолемей, Тихо Браге, сам Ян Гевелий

https://i.postimg.cc/3xbwdg1w/29-IMG-20230420-124424.jpg

А это тот самый документ 17 века, который помог  археологу В. Л. Вяткину  определить место нахождения обсерватории , дарственная на земли для дервишской обители.

https://i.postimg.cc/7ZL6HBgc/30-IMG-20230420-124458.jpg

0

176

Возле музея солнечные часы.

https://i.postimg.cc/k56g8BYv/31-IMG-20230420-124946.jpg

В 2010 году рядом с обсерваторией был открыт памятник Мирзо Улугбеку. При нас свет был не самый удачный, контровой.

https://i.postimg.cc/pdwXBRgb/32-IMG-20230420-122635.jpg

https://i.postimg.cc/C5YhWJhc/33-IMG-20230420-122611.jpg

https://i.postimg.cc/pTKVG3H9/35-IMG-20230420-125140.jpg

После обсерватории наш гид повез нас в этнографическую деревню Конигил.

0

177

Детализация и качество ковров просто фантастические! Наверняка, стоят дорого... Но кто покупает эти вещи?

У вас в обсерватории была экскурсия?

0

178

Ксения написал(а):

Наверняка, стоят дорого... Но кто покупает эти вещи?

Дорого. Покупают. Восточные люди без ковров не могут.

Ксения написал(а):

У вас в обсерватории была экскурсия?

Мы весь день с гидом.

0

179

Лена ГМ написал(а):

Обсерватория Улугбека

Лена, твой рассказ читать интереснее, чем осматривать обсерваторию в живую. Хотя мы тоже были с гидом.  ;)

0

180

Julia написал(а):

твой рассказ читать интереснее,

Ну я ж все-таки подбираю информацию, довожу ее до удобоваримого вида

Итак, после обсерватории Азамат привез нас в этнографическую деревню Кони Гил. Это такой аттракцион для туристов, где можно познакомиться с традициями и укладом жизни местных жителей, увидеть традиционные ремесла и промыслы, попробовать и поучаствовать в них самим.
Здесь  на берегу древнего канала Сиаб, на базе сохраненных традиционных сельских домов, была воссоздана этническая деревня, где показаны все аспекты быта типичной узбекской деревни ( архитектура домов, традиционные занятия женщин – домоводство, вышивка, ковроткачество, приготовление лепешек в тандыре, помол зерна на водяной мельнице, получение различных видов натуральных масел на маслобойне, содержание домашних животных и т.п.). Также в деревне есть мастерские ремесленников по обработке дерева, кузнечному и гончарному делу, лепке оригинальных глиняных игрушек.
На входе видим название "KONI GHIL" и "MEROS".  Мерос - это название бумажной мастерской, которая является главной "фишкой"  деревни.

https://i.postimg.cc/k4cNGt5v/01-IMG-20230420-130502.jpg

Здесь же план деревни

https://i.postimg.cc/prLfFXhb/02-IMG-20230420-130509.jpg

Место приятно, вдоль речки много деревьев, приятная тень и прохлада.

https://i.postimg.cc/Kv47cjht/03-IMG-20230420-130522.jpg https://i.postimg.cc/pVsYt842/04-IMG-20230420-130546.jpg

Как я только что сказала, главной достопримечательностью тут является фабрика «Мерос», на которой ведется бумажное производство.
Бумажную фабрику основали братья ремесленники Мухтаровы. Благодаря им на фабрике было возрождено и налажено изготовление бумаги древним способом – технологией, применяемой за долго до появления бумагоделательных машин. Главная особенность такой технологии – ручной труд, при котором используется исключительно натуральное сырье. По этой причине бумага получается слегка желтоватого цвета, ведь ее не отбеливают химическими средствами. Прочность бумаги существенно отличается от современной отбеленной бумаги.
Первая фабрика  по изготовлению бумаги пригодной для письма,  здесь в селе Кони Гил  , была построена еще в начале VIII века.
Этот вид ремесленничества появился в Самарканде во времена вторжения в Среднюю Азию китайских войск, не сумевших одержать победу и вынужденных сдаться тогдашнему самаркандскому правителю Абу Муслиму. Будучи завоёванными, китайские ремесленники раскрыли все тайны изготовления писчей бумаги. С тех пор самаркандские мастера стали применять технологию выделки и вскоре производство бумаги стало важнейшим видом ремесленничества в городе.
Умелым мастерам настолько хорошо удалось овладеть ремеслом, что самаркандская бумага прославилась не только во всей Средней Азии, но и в странах запада - Франции, Германии, Испании и других государствах. В те времена ее называли «султанской» и стоила она очень дорого, ведь именно на ней можно было изощряться в искусстве тончайшей каллиграфии. Она вытеснила кожу и египетский папирус своим качеством.

Самаркандская бумага делалась из коры тутового дерева и славилась своей прочностью, гладкостью и белизной, а также тем, что потребляла мало чернил. Но главным её достоинством было то, что в отличии от современной бумаги, которая приходит в негодность спустя 100 лет, самаркандская же служила многие века.
Её не портят мыши, насекомые и другие вредители, потому что их желудки не в состоянии переварить волокна этой бумаги.
Именно поэтому до наших дней смогли сохраниться старинные древние рукописи и книги. Благодаря особенным свойствам такой бумаги из неё можно делать различные сувениры и поделки, а также стирать её, как говорят сами ремесленники.
Производство бумаги в Самарканде оставалось одним из важнейших видов ремесла очень долгие годы, пока междоусобные войны не повлекли за собой экономический спад и мастера были вынуждены поселиться в соседних районах. В результате этого большая часть производства перенеслась в город Коканд. И вот, в 1995 году организацией ЮНЕСКО было предложено возродить и наладить старинное дело. После изучения многочисленной литературы, братья Ислам и Зариф Мухтаровы открыли в селе Кони Гил небольшую мастерскую «Мерос», что означает «наследие».
Здесь можно увидеть весь технологический процесс  от очистки тутовой коры , ее вымачиванию и размельчению до получения готовых листов бумаги , а также изготовлению из них оригинальных изделий и сувениров.

Из чего же состоит процесс изготовления этой бумаги ?
Отбираются ветви тутового дерева, достигшие годовалого возраста. Вот штабель таких веток.

https://i.postimg.cc/tJvhtQW1/04-IMG-20230420-132924.jpg

Ветки должны предварительно вымачиваться в течение суток, чтобы кожура напиталась водой, приобрела эластичность и легко снималась. Мы видели, как с  вымоченных прутьев тутового дерева снимется кора.

https://i.postimg.cc/YSBQxxGx/05-IMG-20230420-130619.jpg

Азамат показывает нам как выглядит кора изнутри

https://i.postimg.cc/zGgnWQBB/06-IMG-20230420-130625.jpg

Кора промывается

https://i.postimg.cc/76x7FYNG/07-IMG-20230420-130642.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 4. Самарканд.