Festina lente по-итальянски. Июнь 2024. Ч.I. Тосканская.
Сообщений 81 страница 90 из 231
Поделиться822024-08-11 17:49:52
Действительно прелестный борго и виды сверху зачетные !
Поделиться842024-08-11 17:56:59
Людей нет вообще ?
Поделиться852024-08-11 17:59:25
Действительно прелестный борго и виды сверху зачетные !
Людей нет вообще ?
Местных никого; еще не пришло время вечерних посиделок. А туристы все в Монте Оливетто Маджоре. Туда и мы сейчас отправляемся ...
Поделиться862024-08-11 20:42:28
Abbazia di Monte Oliveto Maggiore
Парковка (платная) 43.177514, 11.547643
Одно из самых известных аббатств Тосканы мы уже посещали дважды. Поэтому что-то неизведанное вряд ли бы я смог отыскать.
В этот раз решил сделать небольшой экскурс в происхождение монашеского ордена, а так же детальный анализ фресок в главном клуатре.
Бенедиктинский орден – первый монашеский орден, созданный в западном христианстве еще в VIв. н.э. монахом-подвижником Святым Бенедиктом. Именно бенедиктинцы положили начало практике создания на протяжении нескольких последующих столетий других монашеских орденов в католическом христианстве – цистерианцев, францисканцев, иезуитов и некоторых других. В том числе и оливетов.
Причем, оливеты наиболее близки к бенедиктинцам. Их основное отличие от "прародителей"-бенедиктинцев заключается в иной системе управления монастырями. Если у бенедектинцев все монастыри управляются автономно, то у оливетов все новосозданные монастыри подчиняются материнскому.
Вот Монте Оливето Маджоре и является таким материнским монастырем для всех остальных олевитанских монастырей, разбросанных по миру.
Монастырь, появившийся здесь в начале XIVв., был назван Monte Oliveto в честь Масличной горы в Иерусалиме. Отсюда и название ответвления монашеского ордена, обитающего здесь — оливеты.
В Средние века монастырь был одним из главных землевладельцев на территории Сиенской республики. Строительные работы в Монте Оливето Маджоре шли почти непрерывно с 1393 по 1526г.г.
Внушительная квадратная башня с подъемным мостом, которая была частью первоначальных оборонительных сооружений, возведенных для защиты всего комплекса - нынешний вход в аббатство. С обоих сторон ворот находятся полихромные скульптурные композиции работы школы делла Роббиа:
Отсюда начинается широкая кипарисовая аллея, которая ведет вплоть до главного храма обители. По левую сторону расположен ботанический сад, который поставлял лекарственные растения для монахов. Чуть дальше находится рыбный пруд, спроектированный в 1553г. Пелори и использовавшийся монахами для обеспечения рыбой в те времена года, когда бенедиктинский устав запрещал употребление мяса.
Строгой позднеготическая церковь аббатства построена между 1399 и 1417г.г. по приказу аббата Ипполито ди Джакомо да Милано. В 1772г. церковь была переделана в стиле позднего барокко Джованни Антинори.
Интерьер с одним нефом имеет крестообразную планировку:
Изящно инкрустированные деревянные хоры принадлежат работе Фра Джованни да Верона:
Трансепт ведет в часовню Таинств, алтарь которой украшен деревянным Распятием начала XIV в.:
Отредактировано Germon (2024-08-11 20:43:43)
Поделиться872024-08-11 21:34:04
Главное притяжение монастыря - великолепный цикл фресок эпохи Возрождения, написанных в большом клуатре двумя выдающимися художниками своего времени - Лукой Синьорелли и Джованни Антонио Бацци (известный как Содома) на рубеже XV-XVIв.в. Начинал цикл росписей Синьорелли в 1497-98г.г. Но после внезапного отъезда мастера в Орвието (интересно, что сподвигло его на такой маневр - будущая слава или большой куш, обещанный за роспись в орвиетском Соборе?) работы в 1505г. продолжил Содома.
Всего в клуатре 37 работ (10 принадлежат кисти Синьорелли, остальные Содома (вернее, одну из работ написал зять Содомы, Бартоломео Нерони (Риччо).
Клуатр сейчас защищен стеклом от наружной среды (хотя, если мне память не изменяет, в самый первый приезд стекол не было):
Чтобы "быть в теме" и понимать, что изображено на фресках, нужно, конечно, быть знакомым с вехами жизненного пути Святого Бенедикта.
Основным литературным источником сведений о жизни Св. Бенедикта является труд Григория Великого "Диалоги", созданный в 593-94г.г.. 38 глав второй книги этого труда посвящены житию Св. Бенедикта Нурсийского. В 1260-е годы Иаковом Ворагинским была составлена "Золотая легенда", последовательность изложения материала в которой в значительной степени облегчила художникам выстраивание отдельных сцен в хронологическом порядке.
Однако самой подробной стала версия жития Св. Бенедикта, изложенная в начале XIVв. доминиканским монахом из Пизы Доменико Кавалька. В неё вошли некоторые сюжеты, не попавшие в "Золотую легенду", в частности, встреча Св. Бенедикта с Тотилой, и предсказание Св. Бенедиктом разрушения Монтекассино.
Несмотря на то, что не все сюжеты из труда Кавалька были использованы в росписях клуатра в Монте Оливето, этот труд и "Золотая легенда" послужили главными источниками для создания фрескового цикла.
Бенедикт родился в конце Vв. н.э. в семье богатого и знатного римлянина. Юношей он был отправлен в Рим, чтобы получит там хорошее образование и сделать карьеру. Однако молодому человеку пришлась не по вкусу мирская суета и разгульная городская жизнь. Он оставляет учебу, решив полностью посвятить себя служению богу. на эту тему следующие фрески "Бенедикт покидает родительский дом в Норчии" и "Бенедикт покидает школу в Риме":
В скитаниях на своем пути Бенедикт встречает монаха Романа:
Бенедикт укрывается в уединенной пещере, и ни одна живая душа не знает о нем, кроме встреченного монаха Романа, который хранит его тайну и на эти несколько лет уединения святого помогает ему, как может, принося еду, разделяя свой хлеб, получаемый в монастыре в пищу для себя. Пещера довольно труднодоступна, и монах спускает ему корзину с хлебом на веревке, привязав к ней колокольчик, чтобы Бенедикт мог знать, что еда здесь:
Если приглядеться, в левом верхнем углу фрески можно увидеть еще одного персонажа. Вот что о нем говорится в первоисточнике: "Только однажды исконный враг, завидуя любви одного и утешению другого, когда привязан был хлеб к верви, бросил в нее камень и камнем оборвал ее. Однако ж Роман не переставал служить Бенедикту, сколько было можно".
Однако весть об отшельнике все же разлетелась по окрестностям. Однажды его нашли пастухи, и люди стали приходить к святому в поисках наставления:
Проводя месяцы в уединении и молитве, Бенедикт не раз подвергался искушению, но все же ему удавалось преодолевать соблазны. Нелегким испытанием стало искушение женской красотой, и когда перед его взором предстала прелестница, он был уже практически готов прервать уединение.
И в источнике "Сердце раба Божия воспылало таким огнем, что пламень страсти едва умещался в сего сердце, и, увлекаемый страстью, он почти желал уже оставить пустыню. Но скоро, по благодати Божией, он обратил взор на себя самого и, увидев в себе семя страстей, снял с себя одежду, бросился нагой на сосновые иглы и крапиву, долго лежал в них и, только уже когда изранил все тело, встал. Но через раны тела он залечил в теле чувственные порывы, потому что обезсилил сладострастие: произведши таким наказанием воспаление снаружи, он истребил то, что горело внутри, и таким образом победил грех, потому что переменил место пламени. С того времени, как после сам рассказывал ученикам, искушение плоти так было укрощено в нем, что после ничего подобного он в себе не чувствовал."
Молва о святом человеке разносилась по окрестным землям, люди славили его имя, и однажды к убежищу отшельника пришли монахи из монастыря, расположенного неподалёку, чтобы просить его возглавить их общину:
Бенедикт соглашается. Но ничего хорошего из этого не выходит – слишком строгие взгляды Бенедикта на то, что пристало, а что противно монашеской жизни, восстанавливают против него монашескую братию, которая давно погрязла в разгуле и грехах. Со временем недовольство строгостью правил нового главы обители возрастало, и задумали монахи от него избавиться:
В источнике "Потом, когда увидели, что он не позволит им вольности, а тяжело было оставить привычки и обветшавший ум занимать новыми предметами, то некоторые из них поспешили сделать покушение на его жизнь и, посоветовавшись друг с другом, однажды примешали к вину яд… По обычаю монастырскому, они принесли для благословения настоятелю стеклянный сосуд, в котором содержалось это смертоносное питье. Св. Бенедикт, простерши руку, сделал над сосудом знамение креста, и сосуд, долго до того времени бывший в употреблении, так расселся от этого знамения, как будто бы вместо креста святой муж бросил в него камень. Из того, что сосуд не мог вынести знамения жизни, муж Божий тотчас понял, что сосуд содержал в себе смертоносное питье, немедленно встал и с веселым лицом, со спокойным духом говорил собранным братиям: "Да помилует вас, братия, всемогущий Бог! За что вы хотели сделать со мной это? Не говорил ли я вам прежде, что мои обычаи не сходны с вашими? Идите и ищите себе настоятеля по своим обычаям, потому что после сего вы не можете иметь меня настоятелем. Затем он возвратился на любимое пустынное место и стал жить один, сам с собою в очах Всевидящего Бога."
Отредактировано Germon (2024-08-12 19:07:18)
Поделиться882024-08-12 09:34:22
туристы все в Монте Оливетто Маджоре
Которое Вам так же удалось сфотографировать без единого человека. Фрески обалденные!
Поделиться892024-08-12 18:56:15
волшебное путешествие! какие виды, замки, фрески
Поделиться902024-08-12 19:01:35
Которое Вам так же удалось сфотографировать без единого человека.
Приходилось лавировать между группами. Мы специально приехали в аббатство ближе к закрытию в надежде, что все автобусные группы уедут уже. И тем не менее, было 2-3 группы с экскурсоводами (благо размеры клуатра большие, можно не мешать друг другу).
Чудесным образом избежав гибели, Бенедикт покидает монахов и возвращается в пещеру. Постепенно вокруг него собирается группа учеников-единомышленников, которым Бенедикт проповедует, какой должна быть монашеская жизнь. Вскоре вся община, собравшаяся вокруг Бенедикта, переселяется на юг и строит в местечке Монте Кассино монастырь.
Именно для этого монастыря Бенедикт в 540г. пишет свой знаменитый "Устав", заложивший фундамент всего западного монашества.
Слава монастыря быстро разлетается по окрестностям. Бенедикт силой молитвы творит чудеса – воскрешает крестьянского мальчика из соседней деревни, наделяет одного из своих учеников способностью ходить по воде "яко посуху", добывает воду для обители в гористой безводной местности:
На следующей фреске Бенедикт принимает у себя сыновей знатных вельмож на воспитание, чтобы те росли в почитании к Богу:
В одном из монастырей поблизости монахи обратили внимание на одного послушника, который не мог заставить себя участвовать в общей молитве, отвлекался и уходил, чтобы заняться чем-нибудь другим. Его укоряли и увещевали, но ничего не помогало. Тогда обратилась братия к святому Бенедикту, и он пообещал сам образумить заблудшего монаха. Придя в тот монастырь, он сразу увидел, в чем проблема, и эту проблему не мог видеть никто, кроме него.
В источнике: "Св. Бенедикт тотчас увидел, что монаха, который не мог стоять на молитве, какой-то черный мальчик тащил вон за край одежды. Тогда он тайно сказал настоятелю монастыря, по имени Помпеяну, и служителю Божию Мавру: "Неужели не видите, кто этого монаха тащит вон?" - "Нет", - отвечали они. "Помолимся же, - сказал он, - чтобы и вы видели, за кем следует этот монах". После двухдневной молитвы монах Мавр увидел, а настоятель монастыря Помпеян не мог видеть. В следующий день, по окончании молитвы, человек Божий нашел того монаха, стоящего вне собрания, и ударил его розгою за слепоту его сердца. С того дня монах никакого искушения со стороны черного мальчика не испытывал, но стоял неподвижно в молитвенном упражнении. Таким образом, древний враг не смел владычествовать над его помыслами и как бы сам поражен был розгою."
Один человек, нашедший приют в стенах монастыря, отправился работать в окрестности;ему необходимо было расчистить площадку на берегу озера для разведения сада. Но в процессе не справился он с инструментом, и тот развалился на части, а одна из них утонула в озере. В источнике "Муж Господень Бенедикт, услышав о сем, отправился на озеро, взял из руки готфа рукоять и бросил в озеро: железо всплыло из глубины и само собою наложилось на рукоять. Он тотчас отдал железное орудие готфу, сказав: "Возьми, работай и не печалься".
Вот еще одно чудо, что явил святой. Один из послушников Плацид упал в озеро, когда пошёл за водой. Святой Бенедикт немедленно призвал Мавра и отправил его на помощь тонущему, благословив на это. В источнике: "Испросив и получив благословение, Мавр по приказанию своего настоятеля тотчас побежал и по воде добежал до самого того места, где был отрок, воображая, что идет по земле, схватил его и возвратился скорым бегом. Едва коснулся он земли, как пришел в себя, посмотрел назад и понял, что бежал по воде, и что прежде не мог и мечтать о таком деле; поэтому пришел в ужас от случившегося. Возвратившись к настоятелю, он рассказал об этом происшествии. Достоуважаемый муж Бенедикт стал приписывать случившееся не своим заслугам, но его послушанию; а Мавр, напротив, приписывал его только повелению настоятеля и говорил, что не он виновник того подвига, который сделал без сознания. Во время сего достолюбезного спора, проникнутого взаимным смирением, пришел, к примирению их, отрок, вынутый из воды. Он сказал: "Когда меня вынимали из воды, я видел над своей головой милость настоятеля и его самого, вынимающего меня из воды".
В источнике: "Один готф, по имени Цалла, державшийся арианской ереси, во времена царя их Тотилы, пылал самою свирепою ненавистью против духовных мужей Православной Церкви, так что кто из клириков или монахов попадал ему на глаза, никогда не уходил живой из его рук. В один день, побуждаемый корыстолюбием и увлекаемый грабительством, готф стал мучить жестокими пытками одного поселянина и подвергал разным истязаниям. Поселянин, побежденный мучениями, сказал, что отдал свое имение рабу Божию Бенедикту, для того сказал, чтобы выиграть время для спасения жизни, если мучитель поверит. Тогда Цалла перестал мучить поселянина пытками, но, связавши ему руки крепкими ремнями, погнал впереди своего коня, чтобы поселянин показал, кто этот Бенедикт, взявший у него имение. Поселянин привел готфа, сам идя впереди со связанными руками, в монастырь святого мужа и нашел Венедикта, пред входом в монастырь сидящего и занимающегося чтением. Обратясь к следующему за ним свирепому Цалле, поселянин сказал: "Вот тот Бенедикт, о котором я сказал тебе". Цалла в безумии развращенного ума бросил на святого свирепый взгляд, думая тем устрашить его, как других, и начал кричать громким голосом: "Встань, встань, отдай вещи этого поселянина, которые ты взял". На голос его св. муж тотчас отвел глаза от чтения и, осматривая его, едва заметил поселянина, который стоял тут связанный; но когда навел очи на его связанные руки, тотчас ремни, связывавшие руки, начали развязываться чудным образом с такою скоростию, что никакая человеческая расторопность не могла развязать их так скоро. Когда же поселянин, прежде связанный, в одно мгновение стал развязанным, Цалла, дрожа от могущества такой власти, пал на землю и, преклоняя свою жестокую выю к стопам святого, предавал себя его молитвам. А святой муж, позвавши братию, повелел ввести его внутрь, чтобы принял благословение . Когда Цаллу опять привели к нему, он увещевал его оставить такую безумную жестокость. Готф, уходя с сокрушением сердца, ничего более не просил у поселянина, которого св. муж развязал без прикосновения, одним взглядом":
Отредактировано Germon (2024-08-12 20:44:12)