Дивеево
https://diveevo-monastyr.ru/
Подробная история монастыря здесь https://diveevo-monastyr.ru/chronicle/i … onastyrja/ , а я дам краткий вариант
Село Дивеево возникло в 1559 году. Существуют несколько версий происхождения его названия. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца — ногайского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. Эти земли Дивей получил после удачного похода на Казань. Позднее, в конце XVII века основная часть потомков Дивея (Дивеевы) приняли православие.
Во второй половине XVIII века в Дивееве была построена небольшая деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана.
Расположение села Дивеева на пересечении паломнических дорог давало возможность путникам, шедшим в Саровский монастырь, найти в церкви приют и отдых.
Под свой кров для отдыха храм принял и странницу Агафью Семёновну Мельгунову, которая в 1767 году начала строить в Дивееве каменный храм.
Агафье Мельгуновой из Киевского Фроловского монастыря явилась в видениях Богородица и велела основать в Дивеево обитель, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете».
Продав все свое имущество, бывшая помещица Агафья (в монашестве — Александра) построила в Дивеево в честь Казанского образа Божией Матери каменную церковь.
В 1788 году матушка Александра получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями.
В одной келье жила сама, другая была для послушниц, а третья — для отдыха паломников, идущих в Саров через Дивеево. Так зародилась Казанская община. Духовником ее был отец Серафим из Саровского монастыря.
Всё необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Незадолго до кончины матушку Александру посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский, которого она попросила позаботиться об общине.
В 1823 г. Серафиму Саровскому было явление Божией Матери — она указала ему место в Дивеево, где нужно устроить новую обитель, оградив ее с внешних сторон канавкой и валом. Так рядом с Казанской общиной была заложена мельница, при ней — Мельничная община.
Не имея еще келий, сестры до глубокой осени жили на самой мельнице и занимались работами. В конце октября построили келию, и в ней все поместились. Через некоторое время отец Серафим приобрел для них житницу и благословил им строить другие келии для вновь приходящих сестер.
В 1862 г. указом Святейшего синода обе общины объединили в Свято-Троицкий монастырь, молитвенный устав для которого был определен самим о. Серафимом.
В XIX веке Серафимо-Дивеевский монастырь — один из крупнейших в России: к Казанскому храму пристроили церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы, в центре обители был возведен пятипрестольный Троицкий собор, поднялась пятиярусная колокольня. А в начале XX века построен Преображенский собор.
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания (манатея — тонкая домотканая шерсть). В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.
Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.
К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты», – так отозвался о нем Нижегородский епископ Иоанникий.
В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Земли, хозяйства, хутора – все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек. Но несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году оставалась паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти трудные годы к святыням Дивеева.
В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон обители.
В недельный срок монастырь закрыли. В те дни, когда разгоняли монастырь, лил дождь. Казалось, плакала вся природа. Дождь очень затруднял сестрам переезд, особенно старым и больным, жившим в богадельне. После последней службы на Воздвижение Креста Господня многие больше никогда не увиделись и не вернулись в Дивеево. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.
Молитвенная монашеская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. Многих арестовывали и ссылали в лагеря, были среди дивеевских сестер и расстрелянные. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители. Во время хрущевских гонений службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена дивеевские сестры принимали монашеские постриги.
21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Музее истории религии, который размещался в Казанском соборе.
В храмах обители ныне почивают в святых мощах и прп. Александра, Марфа и Елена, и святые останки блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны.
Теперь все церкви отреставрированы, монастырские здания капитально отремонтированы, построен заповеданный преподобным Серафимом Благовещенский собор, выкопана святая Канавка, создано два десятка скитов и подворий.