* * * * * * * * * *
Мы возвращаемся в центр города, но прежде чем отправиться осматривать "глубинные" кварталы по обеим сторонам Карельской улицы, ненадолго сменим тему - просто чтобы слегка разнообразить архитектурные впечатления - и зайдём в Музей Кронида Гоголева, который в последнее время (впрочем, как и сама Сортавала - ну кто о ней знал лет 5 назад, а если и знали - то что, кроме названия?!) приобрёл широкую известность и не только вошёл в число главных местных достопримечательностей, но и стал чуть ли ни "культовым", по крайней мере, без ненавистного мной в контексте туризма слова "обязательный" о нём почти не говорят.
Моё мнение несколько отличается от ""общепринятого"" (именно так, с двойными кавычками!), и его - никому, естественно, не навязывая, я озвучу, но сначала скажу несколько слов о самом музее и о его "создателе".
Начну с автора: Кронид Александрович Гоголев (скончался 11 лет назад) родился в Новгородской губернии, сразу после школы, в 16 лет, попал на фронт и прошёл всю войну, потом окончил Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище и уехал в Карелию, сначала в посёлок Кестеньга, а в 1961 году перебрался в Сортавалу, где прожил более полувека. Здесь он преподавал рисование в детской художественной школе и работал художником-оформителем, а также прошёл заочное обучение в университете имени Герцена на художественно-графическом факультете. В 1985 году Гоголев стал членом Союза художников Карелии и вскоре почти полностью переключился на рельефную резьбу по дереву, создавая настоящие деревянные картины, причём цельные - в них нет приклеенных элементов, все сюжеты вырезались из цельного куска. Его работы, главным образом, посвящены северу: природе, народному быту, фольклору - в частности, эпосу "Калевала", а также истории старинных карельских городов - Петрозаводску и, конечно же, "родной" Сортавале.
В 1989 года в Сортавале открылся выставочный зал с экспозицией работ Гоголева, который впоследствии был переименован в Музей частной коллекции Кронида Гоголева, или просто Музей Кронида Гоголева. Он расположен в старинном здании бывшего магазина скобяных изделий братьев Кивинен, ставшего в 1904 году первым каменным строением в Сердоболе после большого пожара, случившегося годом ранее.
Музей работает ежедневно, как правило, с 10 часов утра и предлагает 2 вида осмотра: только первого этажа, где выставлены основные деревянные работы К. Гоголева, и полный, включая второй этаж, где можно увидеть графические зарисовки, некоторые из которых стали набросками будущих "резных картин", и рабочие инструменты. Разница в цене очень небольшая, но тематика второго этажа меня не интересовала от слова "совсем", поэтому я остановился на первом варианте.
Ну а теперь о содержании экспозиции, которую можно рассматривать в двух плоскостях - условно говоря, "технической" и "содержательной". Касательно первой - да, работы Гоголева поражают с кропотливо-исполнительской точки зрения - этого у них не отнять и с этим не поспорить - и в этом плане их, наверное, можно назвать шедеврами, хотя, не будучи и близко специалистом в этой области, оценить профессионально я их не могу и высказал лишь своё, "обывательское" и насквозь субъективное мнение.
Что же до "содержательной", то скажу честно: я очень быстро утомился от "одноцветья" (пусть даже с "50-ю оттенками" коричнево-жёлто-оранжевых тонов) и потерял свежесть восприятия: всё-таки мне не хватило "цветовой" гаммы, особенно в наиболее интересных для меня темах, связанных с историческими и "сказательными" сюжетами и видами древних городов, а поскольку содержание работ меня интересовало больше, чем техника их представления, в этом плане я бы предпочёл картину (но ни в коем случае не карандашный рисунок, каковые представлены этажом выше).