Ратушу закончили реставрировать, ура, при нас там забор был
От Валаама мы тоже многого не ждали, не сказать, чтобы прямо ах, но на одной из смотровых люди видео писали, где с придыханием говорили что-то вроде "красивее места я не видела". Не могу поддержать, но все на любителя, для общего развития было интересно. А на Соловки мы в августе поедем))
Сортавала, Ладожские шхеры, крепость Корела и парк Рускеала
Сообщений 41 страница 50 из 156
Поделиться412024-06-10 14:57:47
Поделиться422024-06-10 16:29:17
Ратушу закончили реставрировать, ура, при нас там забор был
В Яндекс-картах он и сейчас там...
Сами карты у них отличные, но камеры хронически отстают.
Отредактировано savl (2024-06-10 16:29:54)
Поделиться432024-06-10 20:33:12
...
Почти напротив Дома Берга находится ныне ничем не примечательное и в прямом смысле слова бесцветное здание, которое, тем не менее, в прошлом ("было время", как говорил герой Брюса Уиллиса в фильме "Счастливое число Слевина") являло собой один из архитектурных шедевров Сортавалы - бывшая гостиница "Сеурахуоне", что в переводе с финского означает "общественный дом" (если совсем дословно - общественный зал, помещение, комната). Первое деревянное здание, предназначавшееся для клуба и гостиницы, было построено в 1878 году, что любопытно, на средства, полученные от продажи в разлив спиртных напитков (им занималось специально созданное акционерное общество Sortavalan Anniskelu Оу). В начале 20 века оно обветшало, и в 1909 году на его месте было возведено трёхэтажное здание в стиле финского национального романтизма (он же северный модерн) - это действительно был шедевр, напоминающий средневековый замок: с башней с вытянутым шпилем, треугольными фронтонами, высокой крышей и боковой пристройкой с открытой в сторону залива террасой. Однако спустя всего 30 лет, уже прямо перед войной, гостиницу решили расширить и полностью перестроили в стиле функционализма, который, как и конструктивизм, я вообще не считаю архитектурой. Точнее, архитектурой - чисто по определению - он является, но вот архитектурой как искусством - увольте. В этом смысле московские новостройки времён "черёмушек" ничем от него не отличаются: коробки и коробки... Поэтому снимать её я не стал и ограничился лишь вывеской с историческим названием (сегодня "Сеурахуоне" совмещает функции отеля, кафе и Социально-культурного молодёжного центра):
Тем более что с другой стороны улицы один шедевр идёт за другим. Вот одно из самых атмосферных сооружений Сортавалы - Дом Леандера начала 20 века в стиле финского национального романтизма, тоже похожий на старинный замок:
Это монументальное здание предназначалось для размещения Национального акционерного банка (там же до 1915 года находился и Банк Финляндии), директором сортавальского отделения которого был Оски Леандер - отсюда и пошло название дома. Второй этаж занимали жилые помещения, в частности, квартиры руководящих сотрудников банка.
В отделке здания использовался местный гранит с острова Риеккалансаари, а в наружном рельефном декоре выделяется "древо жизни" на треугольном щипце, выходящем на Карельскую улицу.
В другом декоративном орнаменте вокруг окна тоже видится что-то растительное:
Гранитными блоками отделан и главный (с той же Карельской улицы) вход:
Поделиться442024-06-10 20:36:05
...
В тон ему (хотя архитектурой попроще) смотрится и стоящий напротив на другой стороне Карельской Доходный дом купцов Сийтонен:
Он был построен в 1907 году в стиле северного модерна для купцов Николая и Константина Сийтонен (кстати, как пишут, русского происхождения - изначально их родовая фамилия была Сидоровы, но впоследствии её изменили на финский манер). Декор здания не столь богатый, как у соседнего Дома Леандера, а самой выделяющейся его частью является похожий на средневековый шлем купол над угловой частью.
Вот оба дома вместе, насколько это позволяют ракурс, объектив и освещённость, которая к Дому Сийтонен вообще не слишком благосклонна (большую часть дня в той или иной степени получается против солнца).
..........
Между всеми упомянутыми выше строениями находится сквер треугольной формы - площадь Вяйнямёйнена, названная в честь главного персонажа финского эпоса "Калевала" (памятник ему многие видели в выборгском парке Монрепо). Вообще треугольные площади, некоторые из которых превращены в скверы - одна из "фишек" Сортавалы: объясняется это тем, что шведы прокладывали улицы под углом 45 градусов к заливу, а финны впоследствии - параллельно заливу; наложившись друг на друга, эти планировки образовали "треугольники", которые потом где-то застроили новыми домами, а где-то оставили и озеленили, создав таким образом симпатичные скверы.
На площади Вяйнямёйнена находятся сразу две достопримечательности:
В центре расположен Памятник рунопевцу, установленный в 1935 году к 100-летию первого издания "Калевалы" на средства, вырученные от проведения Всефинляндского песенного праздника. Он посвящён всем карельским рунопевцам - исполнителям рунических (основанных на древних мифах и эпосах) народных песен, но изображает конкретного персонажа - Петри Шемейкка, одного из последних рунопевцев известной династии, умершего в 1915 году в возрасте 90 (по другим данным - 94) лет.
Поделиться452024-06-10 20:38:41
Рунопевец, держащий в руках в его руках кантеле - струнный инструмент местных народов, сидит медвежьей шкуре и, если обойти памятник, то с другой его стороны можно увидеть голову медведя:
"Фоном" для памятника является двухэтажное серое здание местного отделения Банка Финляндии, возведённое в 1915 году (до того времени банк располагался в Доме Леандера) по проекту Уно Ульберга в неоклассическом стиле с элементами финского национального романтизма. Сам дом сложен из кирпича, но облицован крупными гранитными блоками - обработанными и практически гладкими вверху и нарочито "валунообразными" - научно это называется "под шубу" - внизу:
Ведущая к главному входу 5-ступенчатая гранитная лестница обрамлена каменными парапетами, на которых высечены монограммы FB (Finlands Bank) и SP (Suomen Pankin), означающие на разных языках одно и тоже - Банк Финляндии:
Металлические входные двери, про историчность которых (оригиналы это или копии) я сказать ничего не могу:
В наше время "специализация" здания сохраняется: в нём размещается Банк России:
...
Но вернёмся на Карельскую улицу, где сразу за Домом Леандера находится...
Поделиться462024-06-11 15:06:13
... Пожарное депо с каланчой, построенное в 1882 году для образованной шестью годами раньше городской пожарной части (причём её брандмейстером - то есть начальником - был упомянутый выше Оски Леандер), которое сейчас является единственным сохранившимся в Карелии зданием подобного назначения.
Пожарное депо представляет собой Г-образную деревянную постройку, "загнутая" на улицу Гагарина часть которой предназначена для стоянки пожарных машин и имеет 4 ворот для их въезда и выезда.
На тоже деревянной каланче высотой с трёхэтажный дом (что для Сердоболя конца 19 века было очень высоко!) расположена ныне застеклённая, а ранее открытая наблюдательная площадка:
С появлением в городе электричества на каланче установили электросирену, подающую при замеченном возгорании сигнал пожарной тревоги.
Очень атмосферный "ансамбль" (в кавычках, потому что архитектурно он таким не является и не замысливался) в стиле "волна и камень, лёд и пламень" Пожарное депо составляет вместе с Домом Леандера:
Да и вообще вид отсюда вдоль Карельской улицы мне очень понравился:
...
Через дом от депо расположено самое колоритное (на мой взгляд, разумеется) здание Сортавалы - бывший Объединённый банк Северных стран (сегодня его занимает почтовое отделение), возведённый в 1913 году Уно Ульбергом, и мне кажется крайне символичным, что главную "жемчужину" Сортавалы построил именно он - самый известный (по крайней мере, в широких кругах) архитектор "Старой Финляндии".
Поделиться472024-06-11 15:07:17
Это здание - нечто не передаваемое словами: это та самая "застывшая в камне музыка", с которой часто сравнивают лучшие архитектурные творения, этакая "средневековая сюита". А я бы ещё добавил, что оно - вершина стиля национального финского романтизма и настоящее торжество сердобольского гранита, которым облицован банк. А угловые четырёхгранные башенки-эркеры с высокими полушатровыми покрытиями - это вообще что-то с чем-то...
Угловой картуш с монограммой "SF", что означает "Suomi Finland":
Кроме самого банка внутри находились квартиры банковских служащих и книжный магазин.
Теперь можно полностью увидеть главную перспективу Карельской улицы:
Появляющееся на переднем плане на последнем снимке белое здание - ещё один пример финского функционализма (то есть не представляющее для меня никакого интереса). Раньше, кстати, оно выглядело интереснее, но во время войны были утрачены большая лоджия и балконы на фасаде, а также круглое окно на чердаке, из-за которого дом прозвали "Глаза Греты" по имени жены аптекаря оперной певицы Греты.
Сейчас от первоначального дома осталась одна "коробка", и единственным - но уже не архитектурным - его украшением служит мозаичное панно (вот честно: если бы не прочитал, в жизни б не подумал, это это мозаика) на стене:
Поделиться482024-06-12 19:11:42
..........
К сожалению, дальше плотность достопримечательностей на Карельской улицы резко снижается, начинается мало чем интересная застройка советских времён, но уходить отсюда рано, потому что посреди следующего квартала находится ещё одно творение Уно Ульберга - Здание бывшего Торгового дома акционерного общества "Юхтиён Раута", построенное в 1915 году с элементами стилей финского неоромантизма и неоклассицизма; в нём размещались магазин, склады и 12 жилых помещений.
Главным декором самого по себе обычного (чтобы убедиться в этом, достаточно обойти его со стороны двора) здания являются выходящие на Карельскую улицу большие арочные окна первого этажа и 2 эркера, продолжающие линию окон второго этажа и обрамлённые массивными гранитными "наличниками" в тон треугольным "фронтонам" над соседними окнами:
Поскольку фирма занималась торговлей скобяными изделиями и строительными материалами, фронтоны дверей украшены "профильными" лепными изображениями молотка и топора:
Рельефно декорированный номер дома:
Во дворе за Домом "Юхтиён Раута" на обычной трансформаторной будке можно увидеть ещё одно граффити из "Настенной истории", изображающее ... конечно же, Уно Ульберга:
Поделиться492024-06-12 19:12:22
...
Рустовка следующего дома современная, но вполне симпатичная:
И просто пара "случайных" видов этой части Карельской улицы:
...
В следующем квартале интерес представляют несколько деревянных жилых домов конца 19 века:
Поделиться502024-06-12 19:13:00
Продолжает этот ряд каменное здание в псевдоготическом стиле, получившее прозвище "Дом Библии" - одно из самых красивых в Сортавале. Оно было возведено в 1914 году для типографии и переплётной Миссионерского общества Финской лютеранской церкви "Крест и Библия". Сразу после открытия там в основном печатали Библию - сначала на финском языке, а затем и на русском, а впоследствии начали издавать и другие книги религиозного содержания, в том числе и на шведском языке.
В советское время типография продолжала работать, хотя направленность её продукции, конечно, изменилась; здесь размещали заказы даже московские издательства, а специально для поставок в Финляндию печатали сочинения Ленина на финском языке. Типография закрылась лишь в 2001 году, и сейчас дом арендуют магазин и различные службы. Но "заглавная" надпись Risti ja Raamattu ("Крест и Библия") на фронтоне осталась (или её потом восстановили):
...
Напротив "Дома Библии", но не на самой улице, а в глубине сквера, стоит одно из старейших сооружений нынешней Сортавалы - церковь Николая Чудотворца с шатровой колокольней. Она была возведена в 1873 году вместо (но не на его месте, а в центре города) обветшавшего деревянного храма Петра и Павла, а потому сначала тоже звалась Петропавловской, а переименована (переосвящена) была уже после войны, в 1947 году. Церковь была "тёплой": она отапливалась пятью жестяными печами, позже заменёнными четырьмя кирпичными, а в начале 20 века в неё провели электричество.
Во время войн храм уцелел (только колокола были вывезены в Финляндию), и сейчас мы видим его в полностью аутентичном облике:
Архитектурно церковь, вроде, вполне традиционная, но сразу бросается в глаза интересной формы и немного нестандартных пропорций главный купол, а также отсутствие барабана под ним, из-за чего верхние окошки этот купол как бы "приподнимают":