Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
Зал можно обойти, "лавируя" между колоннами, почти по всему периметру - а это около 160 метров - по металлическим наплавным дорожкам, которые держатся на специальных "поплавках" (здешней "зимой", то есть когда озеро покрыто льдом, это в глаза не бросается и кажется, что дорожки проложены прямо по снежной поверхности - отчасти это действительно так, потому что они вмерзают в верхний слой льда):
Когда лёд растаивает, по озеру можно ездить на лодке (но не туристам!):
Гид сказал, что когда Рускеала ещё была "ничейной" (то есть мраморное производство уже закрылось, а туристический режим ещё не установился), на озеро приходили кататься на коньках
Особый шарм "колонному залу" придаёт огромное "окно" в центре его верхней части, через которое видна "воля" - небо и растущие наверху вокруг "кратера" деревья. Оно образовалось в 1930-х годах, а вот по какой причине, учёные до сих пор спорят: некоторые считают, что свод обрушился в результате землетрясения, а другие утверждают, что это произошло из-за слишком большого заряда взрывчатого вещества, которое применяли, чтобы "откалывать" куски мрамора.
В это окно можно заглянуть и сверху - на картах и планах парка оно зовётся "Подземным озером", и вид, судя по фотографиям, которые я видел, открывается очень эффектный. Однако сейчас озеро "спрятали" (я, когда искал его, удивлялся, почему парковые указатели показывают на что угодно, только не на него), а все подходы к нему перекрыли по причине, как я понял из раговора с местными рабочими (я обратился к ним, когда никак не мог найти озеро), аварийного состояния его краёв (не самого озера, разумеется, а верхней части "кратера". И если это так, вряд ли посетители смогут полюбоваться им в обозримом будущем...
В Мраморном зале выяснилось, что в штольне было ещё не холодно Причём сразу, как только мы вошли в него: температура, конечно, была не нулевой, но и не сильно от неё отличающейся. И тех 15 минут (я не засекал, но вряд ли больше), что мы провели здесь, вполне хватило, чтобы замёрзнуть и начать мечтать о солнышке, от которого ещё минут 40 назад так приятно было "укрыться" в прохладных штольнях... (тот день получился не просто тёплым, а жарким: разные прогнозы давали от 26 до 31 градуса)
В "Подземной Рускеале" сложилась традиция устраивать зимой нечто вроде фестиваля ледовых (или ледяных?) скульптур, причём каждый год их тематика меняется: от архитектурной до фольклорной и сюжетов "Ледникового периода". Изготавливать скульптуры начинают уже после нового года (как я говорил, из-за "эффекта термоса" зима в "мраморный зал" приходит позднее), зато и сохраняются они - по той же причине - почти до лета.
Скульптуры, как и стены "зала", подсвечиваются прожекторами, которые меняют свой цвет, правда, бесхитростно, почти как светофор: красный - синий - зелёный. Но всё равно, вкупе со звучащей под сводом музыкой (а зал имеет прекрасную акустику), это сильно оживляет и без того впечатляющую картинку, особенно учитывая, что "краски" отражаются во льду озера (а "летом", видимо, в воде).
Дальше штольня выходит к Большому карьеру; сегодня она расположена чуть выше уровня воды, а в то время, когда здесь велась добыча, являлась своего рода "средним этажом" (напомню, что под ней находятся ещё 3 "этажа" (горизонта), а над ней - 2).
К сожалению, подойти ближе к озеру, чтобы сделать красивые снимки его отвесных скалистых берегов снизу вверх, невозможно, поскольку проход закрыт решёткой (я фотографировал через неё)...
Заканчивается экскурсия у современного памятника горнякам-добытчикам, изображающего расположившихся вокруг стола четверых рабочих и верного пса (не знаю, возможно ли было появление собаки в штольне, поэтому ничего не могу сказать про достоверность этого сюжета):
В целом "Подземная Рускеала" мне понравилась, и уж точно впечатления от неё оказались более приятными и запоминающимися, чем от "Рускеальского экспресса". Хотя прям-таки "пищать от восторга" - это всё же не про неё, и несколько "бурчалок" я выскажу, прежде всего - касательно совершенно неадекватной цены. Разумеется, любая вещь стоит столько, сколько за неё платят, но 2100 – это, как ни крути, откровенный перебор. Тем более что реально - назовём вещи своими именами! - экскурсия сводится к 15 минутам в "колонном зале". Я читал, что ещё сравнительно недавно она заканчивалась на "плотах" (плавучей платформе типа той, на которой сегодня катают по Главному карьеру), которыми посетителей переправляли к причалу - и это, конечно, было существенным бонусом, даже если водная прогулка длилась всего несколько минут. В общем, всё, как обычно: "продукт" упрощается, а ценник растёт... И, кстати, за такие деньги могли бы выдавать не только каски, но и какие-нибудь одеяла или пледики - не все летом готовы таскать с собой куртки и джемпера. Так что однозначно рекомендовать эту экскурсию у меня просто "рука не поднимается": не все таскают в кармане "лишние" пару тысяч - а если ещё это семья? Но также не могу не отметить, что те 15 минут стали одними из самых ярких в Рускеале...
Подытоживая и систематизируя впечатления от Горного парка, могу сказать следующее. Прежде всего, хорошо, что он есть, но причислять его к "культовым" и "ВАУ-подобным" (а такая тенденция наблюдается), я бы не стал. Во-первых, надо понимать, что его посещение, по сути, сводится к осмотру Большого мраморного каньона, а все остальные местные достопримечательности и предлагаемые активности - всего лишь "довески", без которых вполне можно обойтись. Но каньон действительно хорош, и вот он, на мой взгляд, как раз стоит своих денег (цены входного билета в парк), даже если идти сюда только ради него. Так что он - однозначный "топ N1" в Рускеале.
На вторую "ступеньку" рейтинга, хотя и со многими оговорками, высказанными выше, я поставлю "Подземную Рускеалу": всё-таки, если отбросить денежный аспект (хотя не каждая условная семья из трёх человек сможет вот так легко взять и "отбросить" 6 с лишним тысяч...), нельзя не признать, что она действительно является незаурядным местом, аналогов которому найти не просто (а есть они вообще в России?). А на третью, причём с большим отрывом - "Рускеальский экспресс", причём если снаружи он ещё выглядит "прикольно", особенно когда паровоз пыхтит, сопит и "плюётся" клубами чёрного дыма, то интерьерно он точно не стоит тех сумасшедших сумм (а таковыми, на мой взгляд, являются цены билетов даже "эконом-класса"), которые приходится - и это слово тоже важно, поскольку реальных альтернатив ему нет - платить за проезд в нём.
Из прочих активностей лично мне была бы интересна водная прогулка на платформе (я бы не пожалел на это "прайсовых" 450 рублей), но сначала я надеялся, что мне удастся прокатиться на ней (или подобной ей, что не принципиально) в рамках "Подземной Рускеалы", а когда эти надежды "обломались", уже не оставалось ни сил, ни куража.
Что касается общей инфраструктуры парка, то я "в общем и целом" считаю её вполне удовлетворительной - начиная от камеры хранения и кипятка на станции (и большой и, как я понимаю, бесплатной парковки с другой стороны) и заканчивая дорожками, скамейками и указателями. Тут у меня претензий нет никаких, за исключением "конских" (и не адекватных "содержанию") цен на еду и воду, но про это я уже "побурчал" и смысла повторяться не вижу. Ну и, если уж совсем помечтать, можно было устроить уличный вайфай, пусть даже на небольшой территории - скажем, около Визит-центра (маленький лайфхак: вайфай, хоть и слабенький, работающий по принципу "шаг влево-шаг вправо", можно поймать на станции где-то около "конторы" в радиусе буквально нескольких метров от неё). Что же касается туалетов, то они имеются как на станции, так и на большой "административной" площади (где находятся едальни и тот же Визит-центр) южнее Главного карьера.
Сколько времени нужно на посещение парка? На мой взгляд, если без "Подземной Рускеалы", то 3-4 часа (причём "грязными", с дорогой от станции и к ней) - это "выше крыши". Так что, если вы едете из Сортавалы и в неё же возвращаетесь, вполне можно не спешить и приехать сюда "вторым" экспрессом в 10.50, а уехать "первым" (5-часовым). Если же вы, как и я, уезжаете в 18.45 "дальним" поездом, идущим через Выборг и Питер до Москвы, то вообще считайте, что времени у вас вагон и думайте, куда его деть, а не как успеть:)
* * * * * * * * * *
Как я уже писал, один из двух вечерних "Рускеальских экспрессов" едет до Москвы - конечно, на паровозной тяге он проделывает не весь путь, а только до той же Сортавалы, где "дальние" вагоны перецепляют к обычному поезду. Для меня это оказалось очень удобно, поскольку позволяло оптимизировать общую схему маршрута и больше не заморачиваться никаким переездами: ты просто садишься вечером на станции Горного парка - и утром выходишь уже в Москве (а вообще остановок на маршруте довольно много, в частности - в Питере, Выборге и Твери).
"Дальние" вагоны тоже имеют гордое "звание" "Рускеальский экспресс", но внутри они уже самые обычные, разве что пакетики с чаем и сахаром (да ещё, по-моему, тапочки, но тут я уже не уверен) украшены тематической "рускеальской" символикой:
"Горной" надбавки на цены в них тоже нет: билет стоит примерно столько же, сколько проезд до Москвы из Сортавалы или Питера в обычном "ночном" поезде. Единственный минус, хотя относительный, в том, что за эту поездку РЖД начисляет не "нормальные" премиальные баллы, а практически бесполезные туристические, а учитывая, что их выходит не так уж мало, получается вдвойне обидно...
...
Любопытно было снова - теперь уже из окна поезда - увидеть все знакомые места в Сортавале, буквально "истоптанные" мной ещё накануне (а некоторые - даже сегодня утром): гора Паасо (она будет видна в начале видеоролика), залив, "центральная" станция, "мой" бывший дом, лесничество...
... и, наконец, "главный" железнодорожный вокзал, который получился так, как позволяла ситуация "кривой" съёмки из окна:
Здесь паровоз, исполнив свой долг, покинул нас, передав "с рук на руки" привычному электровозу, и мы из туристического "Рускеальского экспресса" превратились в "обычный" поезд, хотя "фирменные" таблички на вагонах, естественно, остались.
Солнце в характерной для этого времени года на "северах" манере, уже почти закатившись, остановилось и затаилось - ни тебе день, ни сумерки, но в такой "подсветке" карельские пейзажи - а они за Сортавалой тянутся довольно долго, поскольку поезд пересекает ровно поперёк весь Карельский перешеек до самого Выборга - за окном выглядели очень атмосферно:
Правда, тут я, наконец, почувствовал, что за эти дни "переел" природы: всё-таки в этой поездке получился не свойственный мне перекос на "пейзажную составляющую". И то, что в другое время смотрелось бы красиво, у меня, казалось, попадая в глаза, тут же "вылезало из ушей", а потому у окна я долго не задержался...
========================
И, думаю, будет символичным в этих карельских "предсумерках", опускающихся, но всё никак не опустившихся на карельские ландшафты, и закончить этот "карельский" рассказ...
Спасибо за содержательный, информативный рассказ, читала с интересом. Во многих местах я была, но давно, а всё со временем меняется. Так что, информация очень полезная, ещё раз спасибо!