* * * * * * * * * *
"Август говорил, что застал Рим выстроенным из кирпича, а оставил его мраморным. А я скажу, что застала Петербург почти весь деревянным, а оставлю в нем здания, украшенные мрамором"
Императрица Екатерина II (по легенде)
...
Горный парк "Рускеала" образован на месте бывших каменоломен, в которых добывали мрамор ещё в середине 17 века, когда эти места принадлежали шведам (те, кто уже бывал в Рускеале, прекрасно всё это знают, а потому я призываю их "перемотать" немного вперёд). После Северной войны граница между Россией и Швецией изменилась, и теперь уже бывшая шведская деревня Руйсселькя (Руйсселя) вместе со своими окрестностями отошла к российскому государству и стала почтовой станцией на пути из Сердоболя к ныне финскому городку Китеэ.
При Екатерине II в Санкт-Петербурге началось крупномасштабное каменное строительство, для чего требовалось много природного камня, а для дворцов и церквей - мрамора; тут-то и вспомнили о заброшенных рускеальских карьерах. Для оценки их возможностей в 1765 году в Рускеалу приехал каменных дел подмастерье Андрей Пилюгин, которому помогал лютеранский пастор из Сердоболя Самуил Алопеус, хорошо знавший эти края. Месторождения признали перспективными, и уже на следующий год здесь началась опытная добыча мрамора, а в 1768 году Екатерина II подписала указ Сената "Об изготовлении мрамора и дикого камня на строительство Исаакиевской церкви в погостах Сердобольском и Рускеальском". Построивший Исаакиевский собор архитектор Огюст Монферран лично приезжал сюда, чтобы выбрать подходящую породу (всего в Рускеале добывали мрамор четырёх цветов - пепельно-серый, серо-зелёный, белый с серыми прожилками и бело-сине-серый) - местным камнем облицованы стены собора и частично выложен его пол). Впоследствии рускеальский мрамор применялся для украшения Мраморного дворца, Эрмитажа, Михайловского замка и некоторых других петербургских дворцов, им выложены полы Казанского собора, из него изготавливались триумфальные колонны в Царском Селе и Гатчине.
До середины 19 столетия мрамор добывали буровзрывным способом: с помощью ручного бура и молота в мраморной толще по периметру заранее размеченного блока делали отверстия, в которые закладывали порох и подрывали его, а когда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера, каменотесы обрабатывали его, придавая нужную форму. После этого камни грузили на сани, в которые впрягали несколько десятков лошадей, везли каменные "полуфабрикаты" до деревни Хелюля недалеко от Сердоболя, где и оставляли до весны, а когда сходил лёд, перевозили их водой - по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве - в Петербург.
В 1859 году Рускеалу посетил "тот самый" Александр Дюма, о чём он потом рассказал в своих "Путевых впечатлениях" (как обычно, А. Дюма описывает не столько само место и его историю, сколько поразившие его особенности русского быта и уклада, про которые - учитывая свежесть его незамутнённого восприятия - читать очень интересно).
"
... в тридцати верстах от Сердоболя находятся мраморные каменоломни Рускеалы, которые мне настоятельно советовали посетить. Мне следует признаться в том, что время путешествий я не люблю посещать рудники, заводы и каменоломни. Всё это, бесспорно, приносит большую пользу, но моя любознательность довольствуется видом готовой продукции. Однако спорить не приходилось: как уже говорилось, я был обречен увидеть карьеры Рускеалы, ибо в основном именно там добывался камень, из которого построили Исаакиевский собор.
Так что мы раздобыли телегу, это своего рода орудие пытки, используемое в России как средство передвижения. Впрочем, нас заверяли, как это всегда делают в России, что дорога туда превосходна. За два с половиной часа мы проделали семь наших льё. Выдержав первые пятьдесят, путешественник обязан признать, что русская почта - был бы лишь кнут, но не для лошадей, а для станционного смотрителя - заметно превосходит почтовые службы всех прочих стран. Я забыл упомянуть еще об одном обязательном предмете обстановки, предмете в высшей степени национальном – всегда разожженном самоваре. Все это предоставляется вам бесплатно: у вас есть на это право, коль скоро вы едете на почтовых и, стало быть, являетесь лицом государственным.
Поскольку расстояние от станции до каменоломни не превышало километра, мы без всяких возражений решили проделать этот путь пешком. Вскоре, примерно в двухстах шагах впереди, показался ослепительной белизны холм, имевший конусообразную форму; весь этот холм состоит из мраморной крошки, и если смотреть на него издали, то можно поклясться, что это большая куча снега.
Я стал раздумывать над тем, какими средствами передвижения можно доставить эти громадные блоки к берегу озера, поскольку было очевидно, что в Санкт Петербург их можно везти лишь водным путем. Так и не сумев удовлетворительным образом ответить на этот вопрос, я отважился задать его вслух; станционный смотритель, пожелавший стать нашим проводником, ответил мне, что для их перевозки дожидаются зимы, когда устанавливается санный путь. Глыбы настолько тяжелы, что поднимать их приходится с помощью домкратов и рычагов, потом грузить на сани и на санях доставлять на большие парусные суда, которые отвозят их в Санкт Петербург.
В трех километрах от каменоломни, где добывают белый мрамор, находится другая каменоломня, где добывают зеленый мрамор. Наш станционный смотритель жаждал непременно отвести нас туда и восхвалял вторую каменоломню как нечто самое необычное на свете. Мы заключили полюбовное соглашение: я предоставил в его полное распоряжение моих спутников, а сам настроился вернуться в Сердоболь и заняться обедом.
Мой уход ускорили несколько услышанных мною слов, которыми станционный смотритель и Дандре обменялись по поводу третьей каменоломни, где прежде добывался желтый мрамор: теперь она была заброшена и выглядела чрезвычайно живописно, поскольку заросла кустами ежевики и мхами, пришедшими на смену каменотесам.
Обед, который возглавлял наш милейший станционный смотритель, затянулся допоздна, так что о возвращении в Сердоболь не могло быть и речи. Главная комната почтовой станции была превращена в огромную общую спальню, где мы и провели ночь, причем первую ее половину пили чай, а вторую - спали. Во время этой короткой прогулки я установил один факт: все русские в Финляндии пьют чай, все финны пьют кофе. Русские - ярые любители чая; финны - страстные поклонники кофе... В заключительной части моего путешествия в Финляндию мне два или три раза доводилось пить кофе на почтовых станциях либо в скверных гостиницах, где мы останавливались пообедать, и всякий раз кофе был превосходный, отлично приготовленный и необычайно изысканный благодаря высочайшему качеству сливок, которым обильные финские пастбища придают неповторимый вкус.
"
...
Во второй половине 19 века мрамор вышел из моды, уступив место граниту, потребность в нём уменьшилась, и каменоломни постепенно стали приходить в запустение. И тогда рускеальский мрамор начали использовать для производства ... извести (которую финны применяли не только в строительстве, но для изготовления бумаги), и рядом с карьером были построены известковые заводы. Добыча к тому времени уже производилась не только в карьерах, но и в шахтах и штольнях, часть которых находилась под землёй на глубине до 40-50 метров.
Во время войн середины 20 столетия карьер не работал, но в 1947 году, после восстановления мраморно-известкового завода, добыча возобновилась: в основном - для изготовления извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня, а также - уже в небольшом количестве - мраморных блоков, которые, в частности, использовались для отделки питерских станций метро "Приморская" и "Ладожская". Работы шли уже в новых карьерах, а старый быстро заполнился водой, в результате чего образовалось большое озеро, впоследствии названное Большим Мраморным каньоном и ставшим основной достопримечательностью Горного парка.
Мраморно-известковое производство в Рускеале продолжалось до 1990-х годов, когда месторождение признали непригодным для промышленной добычи сырья. Однако, как часто это бывает, конец одного означает начало другого - уже в 1998 году главный карьер был признан объектом культурного наследия, в следующем включён в международный туристский маршрут "Голубая дорога", а в начале 21 века начались работы по "перепрофилированию" бывших каменоломен в туристический объект (как это происходило, можно прочитать на сайте https://rk.karelia.ru/special-projects/ … /ruskeala/), результатом чего и стало образование Горного парка "Рускеала".
* * * * * * * * * *
Сейчас парк продолжает строиться и расширяться: к примеру, благоустраивается и готовится к включению в общую инфраструктуру территория Рускеальского мраморно-известкового завода (это его трубы-конусы видны из многих мест парка). А потому не все пути-дорожки, отмеченные на картах Яндекса, открыты и доступны - в частности, те, что ведут кратчайшим путём от станции к озеру Светлому (как закрыта и территория вокруг "кратера" Подземного озера).
Сегодня вглубь парка ведёт единственная дорога: https://yandex.ru/maps/?l=stv,sta&ll=30.576179,61.950856&mode=poi&panorama[direction]=139.068277,2.844539&panorama[full]=true&panorama[point]=30.573894,61.951373&panorama[span]=119.381693,60.000000&poi[point]=30.578003,61.948822&poi[uri]=ymapsbm1://org?oid=130008614638&source=constructorLink&um=constructor:73ccbbf38d7da31e538fa7831fa03f3d046823449567f7bb18c9534365d10b23&z=17 , которая вскоре приводит к развилке: https://yandex.ru/maps/?l=stv,sta&ll=30.576179,61.950856&mode=poi&panorama[direction]=188.113742,-4.101696&panorama[full]=true&panorama[point]=30.577104,61.949773&panorama[span]=119.381693,60.000000&poi[point]=30.578003,61.948822&poi[uri]=ymapsbm1://org?oid=130008614638&source=constructorLink&um=constructor:73ccbbf38d7da31e538fa7831fa03f3d046823449567f7bb18c9534365d10b23&z=17 . Здесь, если свернуть налево, можно сразу (точнее, через 300 метров) выйти к северной оконечности Большого Мраморного каньона, а если направо, а потом на первом повороте налево, то вы почти сразу окажетесь у рускеальской "достопримечательности N2" (1-я, естественно, тот самый "каньон"), которая называется Итальянский карьер - полный "новодел" (если такое можно сказать о природном месте), где уже в нашу эпоху - в 1974-1986 годах - добывали мраморные блоки, используя для этого итальянские станки канатного пиления: именно этим мрамором отделаны вышеупомянутые станции петербургского метро.
Итальянский карьер выделяется ровными и гладкими бело-серыми "стенами" с причудливыми каменными полосатыми узорами:
Отредактировано savl (2024-07-12 11:38:11)