...
Чуть восточнее театра ждёт реставрации (она запланирована как раз на этот год) одноэтажный b]особняк [/b]в стиле деревянного модерна, известный сегодня как Дом актёра, поскольку в нём ещё с конца прошлого века размещается Иркутское областное отделение Общероссийской организации "Союз театральных деятелей". А построен он был в 1897 году для нерчинского купца Михаила Дмитриевича Бутина, одного из крупнейших золотодобытчиков Восточной Сибири, также владевшего солеваренным, железоделательным и тремя винокуренными заводами. В 1873 году он даже ездил в Америку "перенимать опыт", после чего внедрил на своих золотых приисках увиденные там методы и технологии, за что получил прозвище "сибирский американец".
В начале 1870-х годов Бутин приехал в Иркутск, почуяв здесь "золотую", а точнее, железную "жилу": тогда в Восточной Сибири катастрофически не хватало железа и чугуна, а построенный в середине того столетия недалеко от нынешнего Братска Николаевский железоделательный завод, принадлежавший государству, со своей задачей справлялся плохо, прибыли не приносил и в конце концов был продан в частные руки, но и это не помогло. Его-то и приобрёл Михаил Дмитриевич, после чего основательно реконструировал, оснастил самым современным оборудованием, и уже скоро объёмы производства возросли в 6 раз, а по производству чугуна Николаевский завод вышел на первое место во всей Сибири; его изделия представлялись на многих выставках, в частности, в 1878 году на выставке в Париже завод получил серебряную медаль, а М. Д. Бутин избран действительным членом Парижской национальной академии.
Почему же столь богатый человек построил в Иркутске такой маленький и неказистый "домик", хотя вполне мог позволить себе целый дворец? Ну, во-первых, дворец - почти в буквальном смысле слова, который, пусть даже для "красного словца", порой называют "Забайкальским Версалем" (одни венецианские зеркала в главном зале, привезённые, кстати, с той самой Парижской выставки, чего стоят) - у него уже был: в родном Нерчинске, и он, кстати, сохранился до наших дней: -- А во-вторых, к тому времени у Бутина начались трудные времена: после появления железной дороги в Иркутск стал поступать более дешёвый металл с Урала, и Николаевский завод пришлось закрыть. К тому же (несчастье, как известно, не приходит одно), из-за засухи обмелели забайкальские реки, что нанесло большой урон пароходному бизнесу Бутина и сильно затруднило промывку золотоносных песков. С другой стороны, Михаил Дмитриевич продолжал щедро жертвовать на благо города, выделял средства на строительство городского театра, на развитие Восточно-Сибирского отделения Российского географического общества, практически содержал первый иркутский детский сад, а после своей смерти в 1907 году передал по завещанию почти полтора миллиона рублей (при том, что родственникам оставил только 150 тысяч) нерчинскому общественному управлению на устройство и содержание десяти сельских школ в Забайкалье, реального училища и детского приюта. То есть, несмотря ни на что, "по миру" купец не пошёл, позволить себе мог многое, и лично для меня причина строительства в Иркутске столь небольшого дома остаётся загадкой. А, может, всё намного проще: как говорится, "ему хватало", ведь богатые люди часто становятся скромными и понимают, что счастье не всегда определяется деньгами (забудем на минутку пошлую присказку "а их количеством").
..........
..........
Ещё одно красивейшее здание Иркутска - Иркутский областной краеведческий музей, которому в 2021 году было присвоено имя Н. Н. Муравьева-Амурского (напомню: генерала-губернатора Восточной Сибири середины 19 века). Он был основан в декабре 1782 года по инициативе другого иркутского губернатора Франца Николаевича Клички (его первое название было "Азиатской России Музеум") и входит в число старейших музеев России; его также иногда называют "первым российским музеем за пределами Москвы и Петербурга" (тут я комментировать не буду, как говорится, "за что купил..."). В середине 19 века музей передали в ведение недавно образованного Сибирского отдела Русского географического общества, что повлекло его дальнейшее развитие; музейное собрание постоянно пополнялось привозимыми из разных экспедиций (в том числе и с участием известного географа и писателя Владимира Афанасьевича Обручева - помните "Плутонию" и "Землю Санникова"?) находками, но пожар 1879 года уничтожил не только здание музея, но и более 22 000 уникальных экспонатов, а также библиотеку, насчитывавшую около 10 000 книг... Однако музей слишком много значил для города, и уже через 4 года на углу Большой и Набережной улиц близ Ангары было возведено - всего за год! - новое здание (в 1901 году к нему пристроили 2 зала с башнями). Строили его, можно сказать, всем миром: помимо многочисленных частных пожертвований (а это были не только деньги, но коллекции, книги, экспонаты), большую помощь оказали Россиийская Академия наук, Вольное экономическое общество, Главная физическая обсерватория, Общество московских натуралистов...
Я не могу профессионально оценить коллекцию краеведческого музея, но с точки зрения архитектуры он выглядит потрясающе: недаром его часто называют Мавританским замком.
Озеленение в городе - это, конечно, хорошо, но глядя на дореволюционные снимки, на которых "замок" виден как на ладони, поневоле думаешь, что здесь оно лишнее... Поэтому приходится изгаляться, чтобы сфотографировать хотя бы отдельные фрагменты этого прекрасного здания...