Иркутск и Тальцы. Самый красивый город Сибири
.
24-26 июня 2022 г.
.
"Иркутск превосходный город ... Совсем Европа"
А. П. Чехов
.
И всё-таки, кто бы что ни говорил, любому городу, чтобы войти в туристическую "высшую лигу", нужно иметь хотя бы одну "супердостопримечательность", ставшую его "визитной карточкой". Ну скажите, кто бы знал о Пизе, если б ни Падающая башня (и её соседка Лукка - прекрасный тому пример)? О Фигерасе, если б ни Музей Дали? Кто бы поехал (речь не о "штучных" "целевых" туристах, которые сами знают, куда и зачем им надо и не нуждаются в "молве") в Тулу, Ростов и даже Псков, если бы там не было Кремлей (хотя ростовский таковым не является, но сути это не меняет)? Вот именно...
Без таких узнаваемых и широко известных брендов даже самые прекрасные города остаются на периферии туризма (плохо это или хорошо - уже другой вопрос), и одним из самых ярких доказательств тому является Иркутск. Тобольск славится единственным в Сибири Кремлём, Томск - резным деревянным зодчеством, и даже Красноярск, хотя и в значительно меньшей степени, "на слуху" благодаря "Столбам". А Иркутск если и берётся в расчёт, то всего лишь как транзитные "ворота на Байкал". И это - бААААльшая ошибка!
Сейчас, уже побывав в одних и досконально изучив другие основные города Сибири, я могу уверенно говорить, что именно Иркутск - главная сибирская "жемчужина", самый красивый и самый интересный город к востоку от Урала (а если уж по большому счёту - то и от Волги), рядом с которым даже Томск с его легендарной резьбой смотрится бледновато (что, конечно же, не принижает его, а говорит о великолепии было столицы "всея Сибири", каковой Ирутск фактически являлся на протяжении двух столетий).
...
Признаюсь, что я тоже долгое время не видел в Иркутске ничего привлекательного и не стремился туда. В Томск - да, хотел давно, а Иркутск для меня оставался всего лишь одной из крупных дорожных "меток" на маршруте Москва-Чита, по которому почти 40 лет назад поезд вёз меня, молодого лейтенанта-"двухгодичника", к месту послеинститутского распределения "по военной специализации". И вдруг, как обычно, "случайно", мне мимоходом попалось что-то интересное об Иркутске. А дальше - ну, вы понимаете, как это бывает: ещё и ещё, ссылка на ссылку, и через полчаса я уже точно понимал: хочу в Иркутск! Правда, "похотеть" мне пришлось дольше, чем я предполагал, и виной тому - недешёвый перелёт: если в Томск можно было довольно легко словить распродажу и улететь за вполне приемлемую "десятку", то Иркутск "хронически" стоил почти вдвое дороже, причём акционные тарифы были чисто символическими и мало чем отличались от обычных.
Но ... "ни одно желание не дается отдельно от силы, позволяющей его осуществить" (на всякий случай скажу, что я привёл одну из моих любимых цитат гениального Ричарда Баха), и я - конечно же, снова "вдруг" и снова "случайно" - наткнулся на очень неплохое предложение "Аэрофлота" (который "публичных" акций давно не объявляет, просто в какой-то момент его цены оказываются существенно ниже "вчерашних", что произошло и в этом году, когда я отслеживал билеты в Екатеринбург). Честно говоря, график моих поездок на сезон был уже "утверждён", но я не удержался и нашёл "внеплановое" "окошко" для Иркутска между Питером и чем-то там ещё. Конечно, это имело и отрицательные последствия: иркутские впечатления скоро "перебились" новыми путешествиями и забылись, но это обманчивое ощущение: как показал недавний рассказ об Ивановской области, они всё равно никуда не деваются, и когда в них начинаешь погружаться, что я сейчас и делаю, с готовностью "проявляются", как изображение на секунду назад ещё чистой фотобумаге (надеюсь, так произойдёт и сейчас, хотя пока ещё я ту поездку не "чувствую" в полной мере. Но, думаю, это лишь до первых фотографий - а там воспоминания "всплывут" сами, только успевай их "хватать").
...
Если регион имеет свой колорит (а почти все имеют: просто одни более явный и отличающийся от прочих, а другие меньше, но Иркутск, конечно, относится к первым), то он проявляется ещё в аэропорту (или на вокзале, но в аэропорту сильнее), главным образом, в вывесках и витринах торговых палаток. Правда, замечаем мы это обычно не по прилёту, а перед вылетом - ну кто же, прилетев, начнёт исследовать аэропорт вместо того, чтобы побыстрее оказаться "на месте"? Но то поездка, а то рассказ, и я для лучшей (на мой взгляд) "композиции" начну с "аэропортовской" - а точнее, конечно, иркутско-прибайкальской - "экзотики" (хотя для нас, жителей центральной Росси, кавычки тут можно не ставить):