Памятник был открыт в 2012 году и приурочен к 90-летию со дня рождения Леонида Иовича Гайдая, который родился в Амурской области, но уже в тот же год его семья переехала сначала в Читу, а затем в Иркутск, где Леонид учился в местной школе, потом работал рабочим сцены в Иркутском драматическом театре, а после полученного на войне ранения окончил театральную студию при том же драмтеатре, где одновременно работал актёром и осветителем. Так что его приобщение к театральному искусству состоялось именно здесь, в Иркутске.
* * * * * * * * * *
Дальше Пролетарская улица выводит на одну из главных или даже самую главную улицу нынешнего Иркутска, получившую в 1920 году имя Карла Маркса. Обычно про подобные улицы говорят, что они являются старейшими в городе, едва ли ни ровесниками его основания, но ... не в этом случае. Иркутская улица Карла Маркса возникла, далеко не сразу и вообще, можно даже сказать, случайно, а её история крайне любопытна.
В 1720-х годах в очередной раз обострились отношения между Россией и Китаем по причине приграничных проблем -точнее, отсутствия официальных границ во многих местах, в результате чего некоторые местные племена откочевали из земель, считавшихся китайскими, в русские пределы, что для Китая означало потерю не только собираемых с них пошлин, но и "лица". К чему это могло привести, никто не знал, поэтому иркутские власти на всякий случай приняли решение дополнительно укрепить город и оградить посад заполненным водой рвом с палисадом - деревянным частоколом (а именно таковым было первоначальное значение этого слова, прежде чем оно вошло в наш обиход с прилагательным "резной"), протянувшимся от Ангары на юге до реки Ушаковки на севере; стена палисада составляла почти 2 с половиной километра, а высота - около 7 метров, он включал в себя 14 редутов и трое ворот с подъёмными мостами (то есть это были хоть и деревянные. но вполне солидные по меркам той поры укрепления).
Однако разум победил, стороны уладили все проблемы миром и заключили Кяхтинский договор, после чего отпали угроза военного нападения, а с ней и потребность в палисаде. Со временем он обветшал, частично развалился, ров осыпался, а последние его остатки сгорели при очередном пожаре. После этого городской магистрат принял решение проложить на месте бывших укреплений новую улицу, которая получила название Большая Першпектная, в а просторечии - просто Большая (поди ещё выговори эту Першпектную!). Правда, долгое время она была совершенно обычной, непрестижной, грязной во время дождей и пыльной в засуху, и лишь во второй половине 19 столетия получила статус центральной и начала активно застраиваться, но вскоре сильно пострадала от "большого" пожара 1879 года.
После этого иркутская Городская дума запретила сооружение любых деревянных построек на Большой улице на расстоянии 10 сажень (примерно 21 метр) от "красной линии": все здания должны были быть только каменными и иметь железные крыши. Началось возрождение Большой улицы: на ней возникали торговые предприятия, представительства промышленных компаний и конторы фирм, типографии, гостиницы, рестораны, зрелищные учреждения, редакции газет, в 1910 году появились электрические фонари и были пущены омнибусы в направлении к железнодорожному вокзалу. Большая улица превратилась в "лицо города", и во многом благодаря ей Иркутск и получил столь лестные и многоговорящие прозвища, как "Восточный Париж" и "Сибирский Петербург".
В советское время, в 1930-1950-х годах, на улице теперь уже Карла Маркса были построены новые дома и надстроены и реконструированы некоторые старые, однако в целом бывшая Большая улица сохранила много дореволюционной застройки, и де-факто является одним большим памятником старинной архитектуры, хотя формально таковой (как единый ансамбль) не признана.
...
Пролетарская улица приводит нас в самый центр улицы Карла Маркса, где на углу расположен дом, построенный в 1870-х годах золотопромышленником Петром Осиповичем Катышевцевым. Любопытно, что в пожаре 1879 года он сгорел, но вскоре был восстановлен в том же виде, и одно время в нём даже размещалось Дворянское собрание. Спустя несколько лет дом перешёл к новому владельцу - иркутскому купцу Дмитрию Васильевичу Плетюхину, который сдавал помещения в аренду под торговые заведения, а когда в 1890 году сгорел деревянный городской театр, предоставил труппе для спектаклей помещение на втором этаже. Нынешний же облик здание приобрело в начале 20 века.
Напротив, на другой стороне Карла Маркса, виден изящный двухэтажный особняк пароходовладельца и хозяина нескольких приисков Иннокентия Семеновича Котельникова, построенный в 1850-х годах - он оказался одним из немногих домов в этой части Большой, переживших пожар 1879 года.
За ним на улице Карла Маркса, находится большой здание, выстроенное в конце 19 века купцом Домбровским в качестве главного усадебного дома:
Как видите, даже на этом маленьком "пятачке", образованном на перекрёстке нескольких улиц, уже есть много интересного. А ведь у нас впереди ещё целая улица, да притом Большая:)
Отредактировано savl (2024-04-16 11:16:40)