Дальше я иду в национальный музей истории Азербайджана. Но он в январе 2024 все так же не работал. Служители сказали, что должен скоро открыться. Когда это будет?
Но работает музей в доме семьи Тагиева. Билет 10 манат, предлагают гида. Я не взяла, но стоит около 3 манат. Потом пожалела, обязательно гида нужно брать, расскажут очень интересно.
Я до поездки уже по рассказу Лены знала примерно, что увижу, но больше всего меня потрясла трагическая история этой семьи:
Гаджи ЗейналабдинТагиев родился в семье простого башмачника, не имел образования, с десяти лет был вынужден работать. Однако такой тяжелый старт не помешал ему стать богатейшим человеком своего времени. Будущий миллионер с ранних лет очень тонко чувствовал веяния времени, потому и смог заработать первоначальный капитал. Принимаясь за новое дело, он всегда знал, принесет ли оно ему прибыль, и будет ли актуальным некоторое время спустя.
Его дворец был построен в 1895-1901 годах по проекту главного архитектора Баку Иосифа Викентьевича Гославского и до сих пор является одним из красивейших зданий азербайджанской столицы. В его строительстве были заняты 270 инженеров, архитекторов, плотников, маляров и других мастеров. Оборудование доставлялось из России, Франции, Америки и Германии.
В трехэтажном здании 101 комната – на первом этаже располагались конторы и офисы Гаджи Зейналабдина, на втором он проживал вместе со своей семьей, где сейчас и открыт Мемориальный музей Тагиева, а третий был отведен прислуге.
История семьи необыкновенная:
Итак, невесте — пятнадцать, жениху — пятьдесят восемь. Они влюблены и счастливы. Ее зовут Сона Араблинская, она умница-красавица, дочь российского военачальника азербайджанца генерал-лейтенанта Бала-киши Араблинского из Дербента, его зовут Гаджи Зейналабдин Тагиев, он бакинский миллионер и меценат, известный далеко за пределами Азербайджана.
Но и тут все не так: всем своим детям генерал Араблинский дал хорошее светское образование. Пятнадцатилетняя Сона получила начальное образование в Дербенте — в то время учебного заведения более высокого уровня в городе не было, и продолжила учебу в модном в то время учебном заведении Святой Нины в Баку. Может, какие-то политические соображения заставили генерала пойти против воли своей юной дочери? Однако никто насильно девочку замуж не выдавал. Более того, отец, кстати, всего лишь на десять лет старше жениха, дал согласие на брак лишь после многочисленных и обстоятельных бесед со своей дочерью.
Может, девочка в пятнадцать лет просто не понимала, на что она идет? Понимала, и очень хорошо. И это подтвердилось в дальнейшем: сегодня, зная жизнь и деятельность Соны как супруги Гаджи Зейналабдина Тагиева, можно смело предположить, что юная девушка сознательно сделала свой выбор. От своей старшей сестры она очень хорошо знала щедрую на благотворительность натуру Тагиева, его беззаветную любовь и преданность своему народу. Сама Сона также была натурой деятельной и истинным патриотом.
Сона нашла в лице Тагиева любящего и заботливого спутника жизни, а Тагиев — нежную, чуткую жену и заботливую мать пятерых детей — трех дочерей и двоих сыновей. А еще он нашел в ней друга, соратника и единомышленника, преданную душу, понимающую его и помогавшую ему во всех его благотворительных начинаниях.
Активная благотворительная деятельность четы Тагиевых продолжалась и после того, как случился Октябрьский переворот 1917 года — пока существовала Азербайджанская Демократическая Республика. К сожалению, срок для АДР был отпущен историей очень маленький — всего два года, и в Азербайджан пришла советская власть. Эта власть для многочисленной семьи Тагиевых, как, впрочем, и для многих других обернулась страшной трагедией.
Все многомиллионное состояние Гаджи Зейналабдина Тагиева было национализировано — Советы воспринимали его лишь как очередного миллионера-кровопийцу. Пришедших к власти детей рабочих и крестьян совершенно не волновало, что Тагиев сам — выходец из самых низов, сын башмачника. Что только благодаря недюжинному природному уму, многолетней работы над собой, невероятному трудолюбию и колоссальной воле этот человек смог нажить свои миллионы. Но не купался с помощью их в роскоши, а расходовал их на благотворительность.
И семья Тагиева лишилась всего, что было заработано тяжелым трудом. Из всего имущества семье оставили лишь дачу в Мардакянах. Но Тагиев — это был Тагиев. Слишком велик был его авторитет в народе, который, по мнению большевиков, он обирал. Если бы семью Тагиева просто вышвырнули на улицу, это могло кончиться народным волнением. Однако никакой помощи членам его семьи и ему самому, старику уже под сто лет, власть не оказывала.
Поэтому семья жила на деньги, выручаемые от продажи личных вещей, «милостиво» оставленных властью. Естественно, что Тагиев не мог на все это смотреть спокойно, от переживаний с ним случился паралич, и в 1924 г. он скончался. При его железном здоровье он мог бы прожить не 101 год, а гораздо больше. Но на этом трагедия семьи Тагиевых не закончилась. Одного из его сыновей убили, другого арестовали и так долго мучили, что тот сошел с ума. Дочь Сару держали в тюрьме, обвиняя чуть ли не в организации покушения на Кирова.
Из боязни репрессий старшая дочь Лейла с семьей тайно бежала в Иран. Остальные оказались выброшенными на улицу и жили в страшной нищете…
И хрупкая Сона Тагиева не выдержала всех этих потрясений. В 30-х гг. бакинцы часто видели на улице странную, больную, бедно одетую, с распушенными волосами женщину. Этой несчастной была когда-то счастливая влюбленная девушка, потом одна из самых богатых женщин Российской империи, всю себя отдающая заботе о своем народе. Сона Тагиева подходила к прохожим и почему-то выпрашивала у них кусочки ткани. Многие ее узнавали и старались помочь, кормили, чем могли, давали одежду.
И каждый раз потом печально вздыхали, думая о судьбе этой женщины, долгие годы бывшей супругой и опорой удивительного и могучего человека, живой легенды старого Баку Гаджи Зейналабдина Тагиева. В 1932 (1938?) г. Сону Тагиеву нашли мертвой на улице. Как рассказывают, в ее руке была зажат замусоленный кусочек черствого хлеба…
=====================================================================
Жалко просто до слез. Столько поломанных судеб и ради чего все?
Зная уже эту историю, вхожу в музей, покупаю билет, меня очень тепло встречают кассир и охранник.
С первых шагов восторг. Это всего лишь лестница.