Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Дом ван дер Гульстов, он же не дом Анны Монс


Дом ван дер Гульстов, он же не дом Анны Монс

Сообщений 11 страница 20 из 63

11

Лена, какая интересная историческая справка! Прочитала как увлекательный роман. Впрочем, в России тех времен много было сильных личностей, авантюристов с яркой и чаще трагической судьбой. Спасибо! :flag:

0

12

Юля, мне самой было очень интересно во всем этом разобраться . Тема увлекла.

Что из себя представлял дом тогда , во второй половине 17 века?
По мнению архитектора-реставратора Инессы Ивановны Казакевич, проводившей обследование палат в конце 60-х годов ХХ века, первоначально палаты играли роль Съезжей избы Немецкой слободы, то есть её административного центра. А уже потом сюда поселись Ван де Гульсты.
Модель этих палат в 3D выполнили в музее Басманного района.

https://i.postimg.cc/jSd64qFJ/013.jpg

Древнее ядро здания составляют два нижних этажа с дошедшими до нас сводами в полуподвале и в первом этаже.  Прекрасно сохранившаяся первоначальная планировка и детали позволяют восстановить его древний облик. Двухэтажное каменное здание относилось к типу посадских палат с многокомнатной планировкой и сенями-коридором. Сени отделяли наиболее парадную мужскую половину, включавшую большую столовую комнату, от наиболее скромной женской половины дома.

На макете мы видим первый этаж с маленьким окнами, как правило, это были помещения хозяйственного назначения. Основной жилой второй этаж с нарядными наличниками окон и высокая крыша, скрывавшая наверняка эксплуатируемый чердак.

https://i.postimg.cc/1z8pbCPm/015-XVII.jpg

Сейчас белокаменный подклетный этаж скрыт двухметровым культурным слоем, то есть по сути стал подвалом.
Задний фасад сохранил остатки кирпичного декора в духе допетровского узорочья - большого стиля первых Романовых.
В 1690-е годы дом видимо перестраивался – парадный фасад богато декорирован в стиле раннего нарышкинского барокко. Окна и портал украсили  белокаменными наличниками и ордерными колонками.

Что же было дальше ?
В середине XVIII века эти палаты принадлежали отставному полковнику Ознобишину, в конце столетия — иноземцу Витману, а в начале XIX века — придворному камер-фурьеру (смотрителю за прислугой) Якову Граве. В 19 веке дом надстроили, появился третий этаж, сейчас он смотрится как второй, поскольку первый этаж стал подвалом. Этот третий этаж был деревянным и оштукатурен.

На этой схеме видно, что третий этаж появился вместе высокой крыши.

https://i.postimg.cc/mZYQxFxH/014.jpg

И далее уже домом  владеют московские купцы, исторической ценности они для них не представляют и используются как склады.
В начале 20в.  этот участок вплоть  до революции принадлежал  купцам Бутюгиным, торговцам шерстяными и мануфактурнымы товарами. Здесь, в Кирочном (совр. назв. Старокирочном) переулке находилась их шерстоткацкая и шерстопрядильная фабрика, здесь же они имели собственный дом. Отсюда следует, что до революции они жили в т.н. палатах Анны Монс.
Остатки этой фабрик еще стоят возле палат. А часть фабричного здания отреставрирована и именно на него надо ориентироваться,  чтобы найти проход к дому Ван де Гульстов. Это здание я позже покажу.

Палаты были исследованы и фрагментарно реставрированы в 1969 годы мастерской № 7 Моспроекта-3.

После революции дом стал жилым до 1974 года. А потом  перед палатами вдоль  Старокирочной улицы построили «НИИ точных приборов», весь двор с домом Монс отошел к ним  и в доме разместили какие-то отдельные службы завода.
В 1988 году завод затеял строительство нового корпуса перед палатами, что полностью должно было закрыть проход к дому.
Кстати, произошла в это время и весьма забавная история. Эколого-культурное объединение «Слобода» ежедневно устраивало пикеты возле стройки завода. И строители вызвали наряд милиции. Поскольку в то время было довольно много политических мероприятий, стражи порядка сначала не разобрались, что хотят пикетчики. Зато потом, уже в отделении прониклись идеями защитников и даже показали, что в подвале здания, где они располагались до сих пор сохранились кандалы и прочие прелести отделения полиции, находившегося здесь до революции. В общем, расстались друзьями. Но дому это не помогло.

Первоначально был оставлен коридор между постройками завода для прохода к палатам. Позже этот проход был наглухо закрыт. Про дом можно сказать забыли,  он стоял и разрушался.

https://i.postimg.cc/jS5NJgDH/016-ann86.jpg

А заводской корпус так и не был достроен и введён в эксплуатацию. Но палаты по прежнему были недоступны.  С двух сторон они окружены старыми корпусами вышеупомянутой фабрики постройки начала XX века, с двух других сторон — так и недостроенным зданием завода 1980-х — 90-х годов.

https://i.postimg.cc/HkhM0wMf/018.jpg

Позже НИИ Точных приборов отошло к корпорации ОАО «Российские космические системы».
С  2004 года завод уже не действует. ОАО «Российские космические системы», на балансе которого находимся "дом Монс" ничего не вкладывал в его реконструкцию.
В 2006 году было принято решение  о банкротстве  НИИ приборов. И встал вопрос об имущественном комплексе. И здание подвисло. С одной стороны оно принадлежит корпорации, с другой стороны с ним ничего нельзя сделать, а дополнительных средств нет. И государству или городу передать его тоже пока не удается. Вокруг выставили охрану, чтобы его случайно не спалили.  А потом разразилась новая катастрофа. В декабре начался скандал с растратами на Глонасс, и корпорации стало совсем не дома Анны Монс.

"За домом кое-как следили структуры "Роскосмоса", его не отключали от коммуникаций, у него, по крайней мере, была крыша и он не превратился в руину, - признает на своем сайте "Хранители наследия" один из создателей "Архнадзора" Константин Михайлов. - Но все равно палатам было плохо: от протечек, дождей и потоков талой воды отсыревала кладка, своды покрывались грибком, с парадного фасада отваливались целые участки...".

https://i.postimg.cc/vBW6dCKs/017-ann87.jpg

По состоянию на конец 2014 года здание «не реставрируется, не используется, ветшает и разрушается, его не могут посещать туристы».
Замоскворецкий районный суд города Москвы 28 января 2015 года приговорил корпорацию «РКС» к штрафу в размере 200 тысяч рублей за невыполнение работ, предусмотренных охранным обязательством пользователя объекта культурного наследия.
В конце 2016 года здание перешло в ведение Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры при Минкультуры РФ (АУИПИК) и выставлялось им на торги по программе «Рубль за метр». Но торги не состоялись.
В марте 2017 г. Департаментом культурного наследия выдано задание на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта.
В мае 2019 года состояние памятника архитектуры было показано в программе «Наступление на наследие». Координатор «Архнадзора» Андрей Новичков со съёмочной группой без предупреждения посетил закрытую территорию завода, где расположено здание, и зафиксировал аварийность фасадных стен, а также внутренних помещений.

https://i.postimg.cc/Bb4PZMW1/019.jpg

В апреле 2020 года правительственный оператор в сфере недвижимости "ДОМ.РФ" опубликовал объявление о продаже здания за 39 млн 700 тыс. руб. с одновременным предоставлением в аренду земельного участка, и в июне победителем аукциона был назван индивидуальный предприниматель В.Е. Казанин, чье ИП было зарегистрировано в августе 2018 года, а основным видом деятельности значится "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом". В чем, впрочем, Виктора Евгеньевича Казанина  трудно упрекнуть: мудрено управлять имуществом, за которым бдит чужая ВОХРа !
Новому хозяину, согласно Федеральному закону №73-ФЗ, дается семь лет для проведения реставрационных работ и «выполнения требований по содержанию и использованию объекта культурного наследия, предусмотренных Охранным обязательством».
Могу сказать, что работы по ремонту и можно сказать восстановлению здания идут, хотя и медленно.

Следующая угроза над домом нависла весной 2021 года. Когда МГТУ им. Баумана объявил о планах создания современного кампуса и энергично взялся за их реализацию - в том числе снося застройку XIX века. При этом недостроенный завод наконец снесли  и скромное двухэтажное здание  бывших палат снова оказалось видно с улицы - пострадавшее от времени и небрежения, но, безусловно, аутентичное.

Вот такая картина открылась после сноса заводской заброшки

https://i.postimg.cc/MGBnyhqQ/020.jpg

Проблема в том, что МГТУ собирается построить на этом месте такой же огромный корпус. Согласно информщиту на ограде, здесь должны размещаться научно-образовательные кластеры "Арктические технологии", "Оборонные технологии" и Бауманский аэрокосмический кластер. Все это, безусловно, серьезно и важно, но как быть с палатами ?!  Неужели они снова станут недоступными ?

Самый прагматичный, "щадящий" для планов застройщика вариант - большая арка, открывающая вид во двор. Самый романтический - отказаться от строительства, разбить на этом месте сквер, возможно, с "просветительскими" артефактами, а сам Дом Анны Монс превратить в то, чем он и так фактически является - в полноценный музей Немецкой слободы. Ведь Немецкая слобода - это прото-Петербург, то место, где юный Петр набрался европейского духа и убедился в необходимости реформ.
Насколько реалистично воплотить эти идеальные представления в жизнь? Это зависит от готовности сопрячь множество разнонаправленных интересов - МГТУ, музейщиков федерального и городского уровня, местных активистов, градозащитников, общественности. Но интерес, проявленный на самом высоком уровне ( об этом будет чуть дальше), дает надежду, что просто "спустить на тормозах" вопрос не удастся.

И вот что сообщала пресс-служба МГТУ им. Н.Э. Баумана:

Дом Анны Монс не входит в территорию, которая будет трансформироваться под создание кампуса МГТУ им. Н.Э. Баумана. Однако считаем, что исторические здания должны быть доступны жителям и гостям города.
В обсуждениях с правительством Москвы проекта кампуса мы придерживаемся принципа раскрытия территорий, которые долгие десятилетия были недоступны горожанам. В частности, чтобы организовать свободный проход к объекту культурного наследия, при проектировании нового кампуса мы просили департамент строительства Москвы пересмотреть архитектуру здания, часть которого нам переходит, из Г-образной формы в прямое строение. Такое решение, с одной стороны, удовлетворит научные центры, которые будут располагаться внутри данного корпуса, а с другой - откроет доступ горожанам к историческому зданию - Дому Анны Монс.

А дальше случилось еще одно интересное событие.

В январе 2022г. , после заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, Владимир Путин раздал ряд поручений. В том числе и такое: "Рекомендовать правительству Москвы... принять меры по обеспечению визуального и непосредственного доступа к объекту культурного наследия федерального значения "Палаты (Дом Анны Монс), XVII в.", расположенному по адресу: г. Москва, ул. Бауманская, д. 53, стр. 8". Ответственным за него назначен мэр Москвы Сергей Собянин, срок исполнения - 1 июня.

Случай этот кажется беспрецедентным: высшее должностное лицо государства поручает мэру крупнейшего мегаполиса проследить за тем, чтобы к скромному двухэтажному дому за пределами Садового кольца можно было подойти с улицы!

И что же в итоге сейчас, в марте 2024 года, открыт ли доступ к дому,  как идет реставрация ? Скоро расскажу.

0

13

Лена ГМ написал(а):

И что же в итоге сейчас, в марте 2024 года, открыт ли доступ к дому,  как идет реставрация ?

Нагнетаешь интерес! Уже очень любопытно узнать, в каком же он сейчас состоянии. Исторические фото -  :cool:

0

14

Лена,
я уже это все в интернете почитала и посмотрела.
Ты свежак показывай, не томи!

0

15

Галя, ну это ты такая шустрая, а мне самой надо было разобраться и понять , что было, кто владел,  что стало, кто виноват, что едва не потеряли дом.
А быстрее я не могу, у меня еще сто дел параллельно.

0

16

Что реставрация дома Ван де Гульстов идет, я уже слышала не раз за последнее время, об этом радостно сообщали новости, гордо докладывал Департамент культурного наследия, хотя им то гордится абсолютно нечем. Спасением дома занимается частное лицо, вышеупомянутый ИП  Казанин. Что это за персона сказать ничего не могу, но за последнее время им на свои средства  куплено и отреставрировано как минимум три особняка в районе метро Бауманская.

Во-первых , это особняк Орлова в Елоховском проезде. Про него я много и подробно рассказывала  Особняк Орлова в Елоховском пр.Галерея Смирнова. Двери открывают редко.

https://i.postimg.cc/Z5KdJJqc/003-IMG-3759.jpg

Побывала я в доме Орлова , когда в нем были выставки проекта "Глазами художника", где познакомилась с участниками этого проекта художника Артуром Мирзояном и Дарьей Карачёвой.
Второй особняк я посетила совсем недавно, 16 марта , это дом Савиных в Денисовском переулке. Вот этот дом со свеженьким ремонтом.

https://i.postimg.cc/pTcr80vn/IMG-20240316-153953.jpg

В него я попала на проходившую в нем три дня выставку проекта "Martemancello", но про нее рассказа еще не было.
В прошлом году на одной из выставок я встретила Артура Мирзояна и Дарью и от них я узнала, что владелец особняка Орлова продает его и они все перебираются в дом Анны Монс, в котором успешно движется реставрация. Оставалось следить, когда они обустроятся на новом месте и начнут проводить какие-то открытые мероприятия.
В Новый год в доме Монс состоялось еще и новоселье. Художники обживались , дом наполнялся разной красотой. Не так давно сюда  водили на экскурсию участников клуба "Басмания". Я все больше мечтала  попасть в этот особняк.
И вот увидела информацию, что всего лишь с 21 по 24 марта в доме будет выставка проекта "Кавказский маршрут", участники этого проекта выезжали на Кавказ, рисовали горы и результаты этого пленэра выставили в особняке.
Но анонс выставки, как оказалось, вовсе не означал, что доступ к особняку будет открыт. Попасть внутрь - это был тот еще квест.  :canthearyou:

0

17

Дело в том,  что наказ президента дать доступ к особняку выполнился своеобразно.
Проход к дому - это ворота в узком проходе между вот этим красным домом и забором стройки, которую ведет МВТУ им. Баумана.

https://i.postimg.cc/RF7XGbGq/022-IMG-20240316-170233.jpg

Этот красный дом числится по адресу Старокирочный переулок д.6 стоит во дворе за стройплощадкой, это часть бывшей фабрики Бутюгина, отреставрированная, в ней офисы и апартаменты.
Перед дом есть  распахнутая решетка с инициалами "АМ"

https://i.postimg.cc/Gtzzn8WC/021-IMG-20240322-WA0037.jpg

Так вот справа, если смотреть на дом,  есть проход, в нем ворота, в них калитка, калитка на кодовом замке. Это и есть заветная дверь к дому, который нас интересует.
Код я заранее спрашивала (я уже знала, как выглядят ворота), но мне пообещали, что на время выставки   ворота откроют...но не открыли.  :mad:  Не буду описывать, как мы с подругами туда все же попали, а  перейду наконец к особняку.
Итак, мы подошли к нему с востока. Здесь уже полностью отремонтированный фасад, даже новогодняя иллюминация висит. Сразу обращаю внимание , что окна бывшего первого этажа сейчас как раз наполовину ушли под землю, они прикрыты. Справа новое здание -это на месте того самого НИИ точных приборов выстроен  исследовательский центр МГТУ имени Н.Э. Баумана . Это новое шестиэтажное здание. И мы видим, как близко оно выстроено по отношению к  дому. Картинку украсил белоснежный сверкающий  ролс-ройс.

https://i.postimg.cc/g21spPTn/023-IMG-20240322-151957.jpg

Южный фасад, он был у палат не парадным, и он , как уже упоминала выше, сохранил остатки кирпичного декора в духе допетровского узорочья , это  видно вокруг окон.

https://i.postimg.cc/3NLjcMGr/025-IMG-20240322-151628.jpg

https://i.postimg.cc/hj11VQPd/026-IMG-20240322-WA0033.jpg

Здесь же вход в бывший первый этаж, ныне подвал, не могу сказать, когда этот вход был сделан. А вот надстроенный верхний этаж появился в 19 веке.

https://i.postimg.cc/MHZb5Zvr/030-IMG-20240322-151642.jpg

0

18

Северный фасад был парадным, он смотрел на улицу. Здесь было то крыльцо, что видно на 3D модели дома.
Как я уже говорила, в 1690-е годы дом видимо перестраивался – парадный фасад был  богато декорирован в стиле раннего нарышкинского барокко. Окна и портал украсили  белокаменными наличниками и ордерными колонками. 

https://i.postimg.cc/bYLRJn5X/031-IMG-20240322-151800.jpg

Вот здесь неплохо сохранились эти наличники и небольшие колонки.

https://i.postimg.cc/kXpFNm9f/032-IMG-20240322-151809.jpg

В окне хорошо известная мне картина Артура Мирзояна.

https://i.postimg.cc/Z5vPVM5Z/033-IMG-20240322-151832.jpg

https://i.postimg.cc/wvpktQHz/034-IMG-20240322-151905.jpg

Считаю, что уже многое сделано для приведения дома в надлежащее состояние. Хочется надеяться, что специалисты Департамента культнаследия следят, чтобы реставрация шла как положено, с возможным сохранением всего подлинного. Хотя от этого ведомства  можно ждать чего угодно в свете того, что с его молчаливого одобрения , точнее попустительства,  творится с московскими домами...но это я отвлеклась.

Снимали то мы роллс-ройс,  но на заднем плане разрушающийся корпус бывшей  фабрики Бутюгина, под углом к которому уже показанный отреставрированный её же корпус .

https://i.postimg.cc/yN9PYrMn/035-IMG-20240322-WA0075.jpg

А здесь за машиной справа бытовки стройки. Вот в таком окружении оказался бедный домик.

https://i.postimg.cc/L6X3ZXdJ/036-IMG-20240322-WA0074.jpg

Лучше снять фасады не удалось, кругом заборы, сугробы и лужи.

И еще один любопытный момент. До того, как вдоль улицы было построено здание НИИ точных приборов, двор с палатами отделяла от улицы каменная ограда. На ней восседала пара белокаменных  львов. Лет им было под двести.  Львы  пропали во время строительства корпуса завода. Их искали более 10 лет. Оказалось, они лежали на заводском складе  под открытым небом среди мешков с цементом и прочих строительных ресурсов. Деревянные короба, которыми их закрыли, сгнили.
А львы уцелели. И знаете , где они сейчас ?!  Во дворе дома № 21 по Пятницкой улице  у входа... в Департамент культурного наследия. Два вот таких красавца

https://i.postimg.cc/jjpJCxHJ/IMG-20230921-165536.jpg

Пора идти внутрь.

0

19

Войдя в дом, мы оказались сначала в небольшой прихожей, где сразу главным объектом  был вот такой замечательный предмет, который на первый взгляд показался буфетом. Но приглядевшись, я все же решила, что это очень похоже  на исповедальню. По бокам за красными шторками проемы, внизу под ними полки для рук и ниже ступенечки для ног. Как думаете ?  :dontknow:

https://i.postimg.cc/PfzQKx1f/038-IMG-20240322-140934.jpg

Но прежде чем начнем рассматривать детали, скажу сразу следующее. Дом заполнен антиквариатом : это  мебель, скульптуры, лампы, зеркала, веера и прочие предметы декора. Как я понимаю, это  личная коллекция владельца особняка. Собирает он антиквариат для себя или торгует им - сказать не могу. На стенах в другие дни висят картины участников  проекта "Глазами художника" - отца и сына Смирновых, Артура Мирзояна, Дарьи Карачёвой. Эти картины, за исключением самых новых, я вам показывала Особняк Орлова в Елоховском пр.Галерея Смирнова. Двери открывают редко
Эти художники не являются арендаторами у владельца дома, а их связывают личные отношения.
Но на время проведения выставки "Кавказский маршрут"  большую часть картин постоянных участников проекта сняли, сложили в подвале, а   на их место развесили и расставили на мольбертах выставочные  картины , что для меня было плюсом, во-первых, лучше посмотреть что-то новое,  во-вторых, это в основном горные пейзажи, что сами понимаете,  мне особенно приятно.

Ну а теперь можно рассмотреть детали. Обратите внимание на две картины по бокам  - слева Всевидящее окно, один из символом масонов, справа шахматы  с шахматной доской в клетку.

https://i.postimg.cc/xCVL3DCb/039-IMG-20240322-140947.jpg

Запомним эти картинки, тема масонов и клетки всплывет в подвале.

https://i.postimg.cc/Gm9PcxV9/039-IMG-20240322-140947.jpg

Резные панели на буфете /исповедальне. Я все таки не решаюсь однозначно сказать, что это исповедальня, потому что вижу ключик , значит дверь открывается, что больше подходит буфету. В следующий раз попробую спросить, если будет у кого.

https://i.postimg.cc/Jn3ZT6DY/040-IMG-20240322-140955.jpg

https://i.postimg.cc/tCqtcjz3/041-IMG-20240322-141003.jpg https://i.postimg.cc/Sx56jzbd/042-IMG-20240322-141009.jpg

В этом же помещении есть портрет Петра Первого. Отдали дань эпохе.

https://i.postimg.cc/8PZBQ0yq/043-IMG-20240322-143146.jpg

А дальше , следуя временной хронологии , покажу подвал, если начинать, то с самого старого.
В подвал попадаем по узкой лестнице.

https://i.postimg.cc/VNCjtLY8/044-IMG-20240322-151527.jpg https://i.postimg.cc/D02sRr1v/045-IMG-20240322-151306.jpg

Сразу предупреждаю, что  ремонтные работы не закончены, они идут, но это не тот случай, когда "дуракам полработы не показывают". Нам   даже интересно было увидеть некий промежуточный вариант. Он более аутентичный.

0

20

Лена ГМ написал(а):

ремонтные работы не закончены, они идут

Да, это видно. Но похоже, стремятся так и оставить - часть помещений в "полуотреставрированном" виде. Сейчас так много где делают, в общем-то неплохо смотрится. Главное, чтобы не разваливалось.

В целом, хорошая работа уже проведена.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Дом ван дер Гульстов, он же не дом Анны Монс