очень интересно продолжайте, пожалуйста!
Ну, смотри... Я коротенько так, минут на 40 , убрав все подробности
Предпоследний год жизни Понятовский проживал в Гродно. В Новом замке. Во время посещения замка даже примерила на себя его наряд))), если кто помнит фото. Туда он был как бы сослан и проживал под присмотром царской полиции. Но после смерти Екатерины II, новый Император Павел в начале 1797г вызвал Понятовского в Петербург, где поселил его в Мраморном дворце. Но прожил там он всего год, после чего внезапно скончался. Похороны были шикарны, поистине королевские. Его забальзамировали, а сердце и внутренности поместили в отдельных урнах. Одели в мундир Польской коронной гвардии, украшенный орденом Белого Орла, покрыли пурпурным плащом, подбитым горностаями. Павел лично возложил на голову Понятовского корону. Которую специально для этих похорон изготовили в Москве. 5 марта 1798г гроб с телом торжественно перенесли из Мраморного дворца в костел св.Екатерины. Процессию из 18 тысяч военных возглавлял российский император с сыновьями. Обитый белым шелком с серебряной вышивкой деревянный гроб с телом поместили во второй, позолоченный, и опустили в крипту в правом крыле костела. На камне, что закрывал крипту, сделали надпись. Ну, про сами похороны и камень рассказывать не буду. А крипту покажу, там и в настоящий момент лежит памятная доска. Так просто туда не попасть, лишь по торжественным дням, например, 3 мая, в день Конституции, в создании которой Понятовский поучаствовал.
В 1857г первую инспекцию останков Понятовского провел граф Евстафий Тышкевич, вскоре после наводнения того года, при котором были затоплены подвалы костела. Он записал: «Петербургский климат на протяжении 60-ти лет до такой степени уничтожил останки короля, что даже следов костей не осталось. Среди малой кучки истлевших останков блестела только корона, изготовленная на похороны и украшенная фальшивыми камнями». Удивителен, конечно, факт полного разложения мумифицированного тела в прах в течение нескольких десятилетий. В 1872-м случилось еще одно наводнение. В 1905 году место захоронения инспектировали настоятель прихода Константин Будкевич вместе со священником Михаилом Годлевским и учеными-медиками из Кракова. Один из них в 1938 году написал в “Варшавском курьере” о состоянии захоронения на тот момент. Он отмечает, что останки Станислава Августа хранились в тройном гробу. Первый, “парадный”, хорошо известный из описаний похоронной церемонии, находился еще не в худшем состоянии. Второй дубовый гроб также сохранился неплохо. А третий, обитый белым атласом, отцепился от крышки и опустился на прах короля. Подняв атлас, исследователи были поражены: от головы осталась лишь тыльная часть черепа... Все превратилось в пыль. Михаил Годлевский (дальний родственник моего Миши))) ) вспоминал и корону из позолоченной бронзы и урны с сердцем и внутренностями Станислава Августа.
После восстановления независимости Польши личность Станислава Понятовского была там непопулярной, поскольку он подписал все три договора о разделе Польши. И про останки короля официально не вспоминали.
В 1922-м был разработан план по похищению останков, с целью их спасения, в котором поучаствовали и хранитель фондов Эрмитажа Петровский и настоятель костела Константин Будкевич. План не удался, гроб не удалось вынести, а еще через несколько месяцев Будкевича расстреляли как «агента чужого государства».
В конце 1930-х годов в Ленинграде широко велись работы по перестройке города и согласно с генеральным планом, костел св.Екатерины должны были разобрать. Польское консульство в Ленинграде сообщило МИД Польши в начале 1938 года, что останки необходимо забрать. Решение о возвращении праха Станислава Августа держалось в большой тайне. Пилсудский называл Понятовского не иначе, как «Старая курва». Потому и речи не могло быть о захоронении его на Краковском Вавеле или в одном из костелов Варшавы. В конечном итоге, был выбран костел в Волчине. 6 июля в костеле св.Екатерины состоялась эксгумация останков короля в присутствии польского консула. При открытии гроба была подтверждена аутентичность королевских останков, значительно поврежденных в результате нескольких наводнений. Вместе с тем, одежда и другие вещи сохранились очень хорошо. В крипте были найдены также две металлические урны высотой 12 и 42 см. В первой, скорее всего, находилось сердце Понятовского, а в другой – внутренности.
14 июля ночью к Волчинской церкви подъехали две автомашины: грузовик брестского Управления почты и черный служебный лимузин. В свете карманных фонариков почтовые служащие и шоферы с трудом выгрузили тройной 600-килограммовый саркофаг и попытались пронести его через калитку. Не вышло. Тогда решили опрокинуть его через каменную ограду. Ограда треснула, оборвался шнур, которым был обвязан гроб. В храме ночных посетителей настигла еще одна неожиданность: даже специально расширенный вход в подвал оказался слишком узок для огромного гроба. В подвал спустили только урны с сердцем и внутренностями. Саркофаг поставили на пол в нише. На рассвете работы завершили, дубовые двери закрыли, подвал опечатали. Один ключ забрали воеводские служащие, второй остался у священника-настоятеля. А через 14 месяцев прах Понятовского вновь оказался в Советском Союзе. Его туда не перевозили, просто передвинулась граница. Жители Волчина узнали, что они теперь будут жить в СССР, а конкретно в Белорусской республике. 22.06.1941 в город вошли немцы. А страна, в которой жили волчинцы, стала теперь называться Украиной, а точнее – Украинским Комиссариатом Рейха.
После войны согласно международных соглашений, граждане Страны Советов польской национальности имели право выехать “к своим” в Польшу. В апреле 1945 года Волчин оставили почти все католики. Представители советской власти предложили ксендзу Антонию Чишевичу “забрать своего короля”. Но тот не решился, поскольку считал, что это дело международного значения, а он, скромный провинциальный священник, не имеет права принимать такие решения. 27 апреля, при свидетелях, настоятель составил акт передачи ключей сельсовета: одного – от костела, второй – от подвала, где стоит гроб бывшего короля. Костел в присутствии данных граждан опечатали сургучной печатью.
В тот же день настоятель отъехал за Буг на четырех подводах, забрав древние метрические книги, литургический сосуд, костельные хоругви и ризы.
Станислав Август остался на своей родной и одновременно чужой земле. Как тут не вспомнить старую легенду о том, что король с именем Станислав не удержится на польском престоле и не найдет последнего убежища в Польше! Это месть за убийство епископа Станислава, будущего святого и покровителя Польши, королем Болеславом Смелым. В польской истории было два короля с таким опасным именем: Станислав Лещинский и Станислав Понятовский. И обоих постигла трагическая судьба при жизни и после смерти. А одновременное нахождение их останков в петербургском костеле св.Екатерины ( в одной крипте!) настолько невероятное, что еще больше укрепляет веру в мистическую связь людей и событий.
В 40-60-е годы Понятовского почти забыли. Но в конце 70-х годов изменилась оценка его роли в истории страны и начались разговоры о репатриации останков короля.
А здание церкви в Волчине к 70-м годам находилось уже в плачевном состоянии, - частично разобранное на кирпичи, с выбитыми окнами и кучей мусора внутри. Сначала в храме долгое время хранили зерно, потом – химические удобрения; крышу не ремонтировали. Перекрытия и стропила подгнили, все рухнуло внутрь. Как выяснилось, некоторые сельчане лазили в нишу костела еще в 1946-м, им было интересно, да и хотелось что-нибудь найти. Лазил также и будущий учитель местной школы. Затем он рассказывал, что вместо костей застал прах, и что срезал пуговицы с мундира, потому что блестели, как золотые. Местный кузнец из цинкового гроба понаделал ведер, а когда выпивал, то любил потанцевать в короне, особенно на свадьбах. Умер в конце 1940-х. Говорили, что его сын корону и рукоятку шпаги сдал в утильсырье.
В конце 1980-х один белорусский исследователь с товарищем дважды приезжали в Волчин в поисках каких-либо останков. Перебрали и просеяли все, что лежит на полу ниши. Нашли много фрагментов ткани, серебряные галуны, каблуки. Самая ценная находка: расшитый серебряной нитью польский орел с “тельцом” на груди ( герб Понятовских). А затем второй и третий такие же. Такие орлы украшали плащ с горностаями. А еще бронзового цвета широкая лента, на которой, скорее всего, был прикреплен Орден Белого Орла; части гроба, кованные гвозди. Нашли несколько фрагментов костей, поместившихся в белый платочек. Но после экспертизы в Институте биохимии оказалось, что кости эти животного происхождения, вероятно птиц. Однако европейская традиция делает исключение для коронованных особ и святых: для их перезахоронения достаточно даже фрагментов одежды. Найденное исследователи передали в Государственный музей БССР
12 декабря 1988 года в Беларусь приехала официальная комиссия из Польши. Состояние костела их шокировало. В Государственном музее прошла церемония передачи польской делегации останков Станислава Августа. Именно найденные орлы стали основным доказательством аутентичности материалов. Торжественная церемония уже третьего захоронения последнего монарха Речи Посполитой прошла 14 февраля 1995 года в Варшаве. После траурных торжеств в замке урну, которую сопровождала почетное шествие, перенесли в базилику св.Иоанна Крестителя, где в 1764 году состоялась коронация Станислава Августа.
Урны с сердцем и внутренностями так и не были найдены. Жители Волчина сохранили свои тайны. Но я еще помню рассказ одной из старейших прихожанок нашего прихода святой Екатерины, уже полтора года как покойной, — Ядвиги Шиманской, которая была в Волчине в 1990-х. Рассказывала, что останавливалась на ночевку в доме местной учительницы. А на кухне у той, как украшение, стояла похожая урна...
Отредактировано sg59 (2024-02-11 01:42:09)