Лабиринт ТОТражений. В театр не на спектакль.
Источники информации
https://tabakov.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/Московски … а_Табакова
https://voms.ru/articles/tabakerka-kris … -babochek/
https://ajushka.livejournal.com/2884657.html
https://buro314.ru/interiors/tabakerka- … t-zahotet/
https://www.kp.ru/daily/21712099/4338143/
Сегодня верующие отмечают Рождество, день, когда хочется верить в чудеса, в добро, в сказку. И именно сегодня я хочу пригласить вас в совершенно сказочное пространство.
Но сначала будет много слов истории. Она мне кажется уместной, ведь именно с нее началась экскурсия в это сюрреалистическое пространство.
"Табакерка" - с чего все начиналось.
Любимому детищу Олега Табакова было суждено зародиться в самом, кажется, неподходящем месте для служения Мельпомене и Талии — в помещении старого угольного подвала жилого дома 1а по улице Чаплыгина. Именно в этот дом на встречу с писателем Максимом Горьким когда-то приезжал вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов-Ленин, а пианист Исай Добровейн играл им «Аппассионату» Бетховена. В доме жили полярник Э.Т. Кренкель, математик С.А. Чаплыгин, нарком НКВД Н.И. Ежов.
За свою сорокалетнюю историю, помимо названия «Московский театр-студия под руководством Олега Табакова», его студия получила много неофициальных имен: Подвал, «подвальный» театр, «Табакерка». Но какое из них бы ни употреблялось, в каждом видятся любовь и нежность к этому удивительному, живому месту, пропитанному солнечной энергетикой Табакова и его учеников.
Олег Табаков вплотную занялся педагогикой в возрасте тридцати девяти лет, сделав упор на раннюю профессионализацию будущих артистов. Олег Павлович собрал группу единомышленников-волонтеров, куда входили А. Дрознин-старший, А. Леонтьев, В. Поглазов, К. Райкин, С. Сазонтьев, В. Фокин. В начале 1974 года среди старшеклассников Москвы, желающих заниматься в театральной студии Олега Табакова, был объявлен конкурс. На экзаменационные туры записались три с половиной тысячи четырнадцати- и пятнадцатилетних ребят. К осени Табаков отобрал из них всего сорок девять человек. Начались занятия, в течение двух учебных лет проходившие во Дворце пионеров им. Н.К. Крупской в переулке Стопани на Чистых прудах.
Двумя годами позже, в 1976 году, восемь лучших выпускников студии по приглашению Табакова продолжили обучение на его первом актерском курсе в ГИТИСе. Именно это поколение встало у истоков «Табакерки».
Летом 1977 года Табаков отыскал во дворе жилого дома на улице Чаплыгина, 1а, невероятно запущенное подвальное помещение, где когда-то располагался угольный склад. Оно было почти доверху забито вековыми залежами угольной пыли, нечистот и прочего хлама. В нем-то и разрешили заниматься будущим актерам, с условием, что они освободят будущую творческую мастерскую от громадных объемов мусора сами.
С первых дней существования студии на Чаплыгина Табаков строил ее как «семью», где он, как мудрый и внимательный отец, не только строго требовал от своих «детей-студийцев» профессиональных результатов, но и всемерно о них заботился. Фактически все десять лет до получения театром официального статуса студия существовала на личные средства Олега Табакова, бескорыстно вкладывавшего свои деньги в дело, поначалу казавшееся некоторым ненужной прихотью известного актера. Однако в скором времени даже самые яростные скептики поняли, что имеют дело с явлением неординарным.
Олег Павлович Табаков
29 октября 1978 года в студии состоялся премьерный показ спектакля, в котором были заняты студенты-третьекурсники, — «...И с весной я вернусь к тебе...» в постановке Валерия Фокина. Зрители впервые вошли в аскетичное и, казалось бы, нарочито антитеатральное пространство, оформленное в соответствии с идеей замечательного художника-сценографа Давида Боровского. Отсыревшие за долгие годы стены Подвала были выкрашены в черный цвет, та же краска покрывала и доски, устилавшие цементный пол. В крохотном зрительном зале размещался десяток рядов деревянных лавок со спинками.
Пройдет один месяц, и места на этих лавках станут доставаться лишь редким счастливчикам, согласным отстоять длинную очередь, чтобы войти в дверь под тусклой лампочкой, освещавшей небольшую табличку с надписью «Студия молодых актеров».
У Студии мгновенно появились почитатели всех возрастов и профессий. Не заставили себя ждать и недоброжелатели —партийные функционеры, в первом же «подвальном» спектакле разглядевшие крамолу. Именно они писали доносы, называя детище Табакова «гнездом антисоветчины». Из-за таких вот «суждений» в скором времени и произошла трагическая семилетняя задержка официального открытия театра.
Четыре года Студия напряженно трудилась, один за другим выпуская спектакли, преумножавшие известность крошечного театрального подвала. Премьеры спектаклей «Прощай, Маугли!» и «Две стрелы» вызвали мощный общественный резонанс, частью которого явились бесчисленные публикации отечественных, а затем и зарубежных средств массовой информации. Никогда и нигде еще так много и так серьезно не писали о работах студентов, которым до получения дипломов оставалось еще добрых полтора года.
Но функционеры не давали Табакову и его студии работать, не разрешил открыть молодежный театр не только в Москве, но и в других городах.
Табаков устроил выпускников своего первого актерского курса на работу в различные московские театры. Ему самому на целый год было запрещено заниматься преподавательской деятельностью.
Вторую по счету студию Табаков набрал в ГИТИСе в 1981 году из числа абитуриентов, не поступивших в другие театральные вузы. Требовательный мастер распустил эту студию весной 1982 года, оставив лишь четверых человек, среди которых была Е. Германова. Благодаря вынужденному добору учениками Табакова стали М. Зудина, Н. Тимохина, Г. Чурилова, С. Беляев, А. Серебряков, С. Шкаликов, А. Мохов и другие.
С возобновлением репетиций и спектаклей Подвал зажил в прежнем ритме. В декабре 1986 года в министерском реестре государственных театров наконец появилась запись об образовании нового учреждения культуры — Московского театра-студии под руководством О. Табакова. Студия стала получать государственные дотации. Долгожданное событие произошло с громадным опозданием, когда многое было уже невозможно восстановить, а Олег Павлович готовил к выпуску второе поколение своих учеников.
Позже Табаков напишет: «В 1987 году, хоть и с опозданием на семь лет, сбылась моя мечта о собственном театре. О большой семье, где много детей и где „все по справедливости“. Действительность — она такая жестко-суровая. И построить любое новое дело, тем более как будто „из ничего“, очень трудно. Мне не очень нравится фамильярное название „Табакерка“, и я склонен все-таки называть наше во всех смыслах выстраданное дело „подвальный“ театр".
Исчезнувшее со временем из названия театра слово «студия» осталось жить на логотипе Подвала, придуманном главным художником театра Александром Боровским. Однако и по сей день именно студийный дух определяет этическую направленность личности актера, служащего в Театре под руководством Олега Табакова.
На протяжении семнадцати лет труппа театра четырежды пополнялась выпускниками Олега Павловича, окончившими Школу-студию МХАТ, ректором которой он являлся с 1985 по 2000 год.
В 1990 году к «старожилам» Подвала присоединились В. Машков и Е. Миронов, они ворвались в московскую театральную и культурную жизнь стремительно, весело и, как оказалось, навсегда.
Е.Миронов
Спектакль «Матросская Тишина» по пьесе А. Галича, где были заняты оба молодых артиста, стал знаковым для российского театра девяностых годов прошлого века. Особо памятен неповторимый образ Абрама Ильича Шварца — трагического старика, созданного совсем молодым Владимиром Машковым. Машков заявил о себе в начале девяностых и как блестящий, самобытный режиссер, вначале поставивший спектакль «Звездный час по местному времени», а затем «Страсти по Бумбарашу» и «Смертельный номер».
В.Машков
В театр приходили все новые талантливые актеры. Каждый из них сделался важной, неотъемлемой частью и гордостью маленького театра.
Атмосфера доброжелательности и взаимного доверия располагала актеров к освоению режиссерского ремесла. Табаков охотно дает возможность своим молодым коллегам пробовать себя в новом качестве.
В 2007–2011 годах режиссером театра на Чаплыгина был Константин Богомолов — человек талантливый, интеллигентный, образованный и столь же работоспособный.
Мечта Олега Табакова и его учеников — построить новый мир в старом угольном подвале — полностью осуществилась. Однако в 1997 году небольшие размеры сцены и соответствующие технические возможности, а также постоянный дефицит мест в крошечном зрительном зале навели основателя Подвала на мысль о необходимости строительства нового здания театра. От идеи до полной практической реализации проекта прошло двадцать лет упорного труда многих десятков и сотен людей.